Максим Чертанов "Дюма"

Sep 02, 2018 18:44




Сказать, что Александр Дюма - любимый писатель моего детства, значит не сказать ничего. В этом плане с ним могут поспорить разве что Жюль Верн и Агата Кристи, но все-равно с большой долей вероятности Дюма бы выиграл в этом соревновании за мой интерес к чтению в детские годы. В свое время я стремился прочитать у него все, до чего мог дотянуться, за исключением "Учителя фехтования" и "Графа Монте-Кристо"; их я почему-то обходил стороной, хотя возможность их прочитать у меня возникала не раз. Как выяснилось, не так уж до многого я в те годы мог "дотянуться". Среди любимых его романов были,  безусловно, "Три мушкетера" (абсолютный лидер по количеству раз, что я перечитывал чтобы то ни было) и "Двадцать лет спустя" ("Виконт де Бражелон" меня серьезно помучил, дочитывал на морально-волевых, чтобы узнать, чем все закончилось и в книге Максима Чертанова выяснил, почему именно так все с  этим романом получилось), а также "Королева Марго", "Графиня де Монсоро", "Две Дианы", "Жозеф Бальзамо" и еще ряд других. Поэтому вокруг этого томика из серии ЖЗЛ ходил долго и вот решил добраться и до него.
К этому жизнеописанию Александра Дюма, написанного Максимом Чертановым (она же Мария Кузнецова, если опять мы не имеем дело с очередной писательской мистификацией) у меня есть целый ряд претензий. Во-первых, его трудно квалифицировать как науч-поп, в лучшем случае можно охарактеризовать как белетризованную биографию или, как вариант, документальный роман (о понятиях, конечно, здесь можно спорить, но я все-таки не считаю эти определения синонимами). Во-вторых, книга получилась местами избыточная, кое-где даже слишком. Автор периодически начинает подробно описывать  события, которые лишь косвенно помогают раскрыть личность и биографию писателя, еще чаще злоупотребляет, на мой взгляд, длинными цитатами из его романов, далеко не всегда при этом так делается, чтобы их проанализировать, порой получается, что цитируется по принципу "пусть будет". В-третьих, ряд ее суждений  мне показались как минимум спорными, с которыми мне трудно согласиться (не знаю, можно ли это отнести к "претензиям", но пусть здесь будет). В-четвертых, в тексте есть ряд фактических ошибок, не очень много, но есть. Плюс сюда же можно отнести тот момент, что меня на протяжении большей части текста не покидало ощущение, что текст писался в соавторстве и очень возможно, что в соавторстве с Дмитрием Быковым, тогда как на обложке фамилия только одного автора. Это не претензия, да и доказать, так ли это на самом деле, один (-а) ли Максим Чертанов это писал, или в соавторстве, а может это вообще был один Дмитрий Быков, я не смогу, но на уровне ощущения такие подозрения у меня возникли.
НО. Если прочитать все эти претензии, можно обнаружить, что все их можно предъявить и самому Александру Дюма, ко всему его творчеству. Не знаю, сознательно ли это делалось автором или случайно получилось, но ей удалось в рассказе об Александре Дюма отлично передать дух самого творчества Александра Дюма и уже этим данная ЖЗЛ уже интересна. К тому же, это было увлекательно читать, а это ровно то, что точно нужно в биографии Дюма, который и сам в первую очередь стремился писать увлекательно, а потом уже все остальное.
P.S. Как же все-таки общество изменилось, что Дюма основательно перешел в разряд чтения для детей, тогда как сам он писал исключительно для взрослых. А тут еще не так давно Галина Юзефович недавно высказала мысль, что современные дети в своей массе Дюма уже не очень читают, он для них мало динамичен, а значит скучен. От этого как-то совсем становится грустно за него...

французская литература, нон-фикшн, писатели, М. Чертанов, А. Дюма, биография

Previous post Next post
Up