Северная война. Как убийство ребенка рассорило «Гамбург» и «Вердер»

Nov 23, 2014 17:07

Первой жертвой фанатских разборок в Германии был Адриан Малейка. За день до Cеверного дерби ему могло исполниться 49.

В воскресенье в Гамбурге состоится самое холодное дерби Бундеслиги. Холодное - не только потому, что его принято называть Cеверным. Холодное, потому что повод противостояния Гамбурга и Бремена леденит душу.

Два средневековых исполина. Два независимых портовых города. История конкуренции между соседними ганзейскими городами уходит в далекое прошлое, а в настоящем находит отражение на футбольных полях. Отношения между двумя центрами футбола северной Германии всегда были натянутыми - борьба за болельщиков, за титулы и за статус лучшего в регионе выпускала искры, которые рано или поздно должны были разжечь огонь. Для этого требовался лишь громкий повод.

Этим поводом стала самая страшная трагедия немецкого околофутбола. А еще самая первая, самая безжалостная, самая неожиданная, а оттого самая пугающая.

16-летний Адриан Малейка, сын польских иммигрантов из бедной семьи, недавно закончил школу, и в его начинающейся взрослой жизни была лишь одна радость, заглушавшая муторную работу в стекольной мастерской, - бременский «Вердер».



16 октября 1982 года Адриан отправился в Гамбург на первый большой выезд своей жизни. Тот «Гамбург» был как нынешняя «Бавария». «Красноштанники» на заре 80-х выигрывали все - от Бундеслиги до Кубка европейских чемпионов, а насолить силачам мечтал каждый соперник в Германии.

В тот день парень впервые пошел болеть за Бремен без старшего брата Роланда, который отдал Адриана под присмотр друзьям по организованному им фан-движению «Верные». Роланд Малейка до сих пор не может простить себе этого решения - «Верные» оказались единственными пострадавшими в конфликте с фанатами «Гамбурга».

По непонятным причинам, компания Малейки решила добираться до стадиона в Народном парке Гамбурга самостоятельно, отделившись от организованного блока бременских фанатов. Чтобы избежать давки, «Верные» проехали на одну остановку дальше и пошли на арену своим путем - путем, на котором не было кордона полиции, но была засада из гамбургских головорезов.

Неонацисткая группировка фанатов «Гамбурга» «Львы» напала на бригаду Бремена из полутора сотни человек, вооружившись дубинами, камнями и даже газовыми пистолетами. Большинству фанатов «Вердера» удалось спастись бегством и избежать драки. Но не худощавому тинейджеру Адриану, которого избивали до потери пульса, а затем нанесли контрольный удар в затылок. Валуном из клумбы.

Спустя час после драки Адриана нашли в кустах - тело молодого парня было изуродовано, он находился без сознания, но сердце продолжало работать. Врачи понимали, что берутся за обреченное дело - они провели бессонную ночь и боролись за жизнь мальчика целые сутки. Утром 17 октября матч за жизнь Малейки был проигран - очередное кровоизлияние достигло тканей мозга.

Адриан не увидел ни гола легендарного Томаса Шаафа, ни безудержного порыва бременцев, которые бились с фаворитом до финального свистка на равных и уступили со скользким счетом 2:3. Но «Вердер» и «Гамбург» увидели трагедию семьи Малейки - представители команд почтили память юноши на его похоронах.

image Click to view



Через год 8 фанатов «Гамбурга» предстали перед судом по делу Малейки. Это были случайные люди из стана «Львов». Пятеро из них были оправданы, двое получили тюремные сроки и одна - девушка - была отправлена на исправительные работы. Но имя убийцы мальчика до сих пор не знает никто.


Клубы не стали абстрагироваться от конфликта фанатов и сразу же включились в расследование. Вскоре менеджер «Гамбурга» Гюнтер Нетцер и менеджер «Вердера» Вилли Лемке созвали две сотни болельщиков в городке Шессель, равноудаленном от Бремена и Гамбурга, и подписали мирное соглашение. «Никакой мести. Больше в дерби не пострадает никто. Футбол - это борьба за мяч, а не борьба фанатов друг с другом», - подытожили участники мероприятия.

Разумеется, далеко не все группировки согласились с руководителями клубов. Массовые драки на севере Германии (к счастью, уже без смертельных исходов) происходят до сих пор. Полиция относит Северное дерби к самой опасной категории футбольных матчей, и по этому поводу всегда усиливает надзирательную работу. Например, в дни дерби с прилавков окрестностей стадионов убирают алкоголь.

С момента трагедии в Гамбурге прошло три десятилетия. На немецких трибунах больше не осталось злодеев и праворадикалов, но память об Адриане Малейке пронизывает Северное дерби насквозь. Адекватные фанаты обеих команды ежегодно вывешивают баннеры с именем или изображением мальчика; в музее «Гамбурга» его имя хранит мемориальная доска, а в парке «Везерштадиона» - целая аллея.


Впрочем, полоумные люди есть везде, и трагедия Малейки - это идеальный повод спровоцировать конфликт. Так посреди лета на велодорожке возле «Везерштадиона» беспричинно появилось граффити «Адриан Малейка был идиотом из Силезии».

Сейчас противостояние «Гамбурга» и «Вердера» напоминает холодную войну - войну с применением подколов и остроумных баннеров вместо камней и заточек. Гамбуржцы называют Бремен «деревней с трамваем», и смеются, что главная трасса города - это шоссе в Гамбург. «Музыканты» в ответ отмечают 25-летие с момента последнего титула соперника и потешаются над их хронической тренерской чехардой.



Северное дерби Германии уступает по статусу и накалу только Рурскому, но «Гамбург» и «Вердер» виноваты в этом сами. Если 5 лет назад этот матч определял финалиста Лиги Европы, то сейчас он определяет лишь положение команд в подвале турнирной таблицы.

Впрочем, в каком бы состоянии ни находились команды, зрелище и страсть в Северном дерби гарантированы. Этот хрестоматийный кадр 2008 года с Тимом Визе и Ивицей Оличем является лучшей иллюстрацией противостояния «Гамбурга» и «Вердера» - вечных конкурентов севера, которых объединяет одна большая трагедия.

германия, футбол, трагедия, дерби

Previous post Next post
Up