Герберт Цукурс (Хербертс Цукурс, латыш. Herberts Cukurs, 17 мая 1900 года, Либава, Курляндская губерния, Российская империя - 23 февраля 1965 года, Монтевидео, Уругвай) - латвийский лётчик, конструктор, журналист. Капитан ВВС Герберт Цукурс вошел в историю дважды. До войны он значил для Латвии то же, что и Чарлз Линденберг для США. Во время войны Цукурс стал эсесовцем, но сейчас не об этом рассказ. В 20-е годы мир увлекся авиетками - самодельными самолетами с моторами до ста лошадиных сил. Строили их тысячами. В 1926 году увлекся этим делом уроженец Лиепаи лейтенант Цукурс.
Известен своим полетом на самолете под мостом Военной гавани. В 1933 году Герберт Цукурс совершил полёт в Гамбию. Он покинул Латвию 28 августа 1933 года и после долгого перелета по Африке, вернулся 25 мая 1934 года, через 10 дней после установления диктатуры Улманиса, и сразу стал героем. Его восстановили в вооруженных силах Латвии в чине капитана. Славе пилота способствовали его писательские способности - по возвращении он опубликовал дневник «Мой полет в Гамбию». В 1937 году написал роман «Между землей и солнцем», где главный герой - летчик. В 1936 Цукурс совершил полет в Токио, летал в Палестину. В 1940 году, после присоединение Прибалтики к СССР, самолет Цукурса был конфискован новыми властями, поскольку был построен на средства военного министерства. В 1941 году Цукурс встал на сторону нацистской Германии и здесь уже начинается рассказ о Цукурсе-эсесовце.
Газеты прошлых лет писали статьи о Цукурсе-летчике, предлагаю взглянуть на некоторые из них. Сканы газет взяты
здесь.