Книга "Russlandfeldzug. Skizzen aus dem Ostfeldzug" с рисунками немецкого художника зондерфюрера Эрнста Айгенера была выпущена в 1942 году. На 64 страницах отображено то, что видел автор во время войны в СССР, которую он прошёл в составе 637-й роты пропаганды. Сами по себе творения Айгенера любопытны: в ряде случаев изображены запоминающиеся образы и кажется, несмотря на идеологическую нагрузку, о которой ниже, что для него рисование было чем-то большим, чем просто созданием «нужных творений».
637-я рота пропаганды (Propagandakompanie 637) была создана в Бреслау в 1939 году. Принимала участие в нападении на Польшу в составе 10-й армии вермахта. После окончания «польского похода» была переброшена на Западный фронт (Айфель, Дюссельдорф). В 1940 году придана 6-й армии, принимала участие в войне против Бельгии и Франции (Брюссель, Лилль, Тур, Ренн).
С нападением на СССР - всё так же в составе 6-й армии. Киев, Харьков и Сталинград, где погибла большая часть пропагандистов. С 1943 по 1945 гг. восстановленная рота была в составе 8-й армии (Донец, Бессарабия, Венгрия, Австрия).
7 августа 1941 года чины роты, по приказу командования 6-й армии, помогали зондеркоманде 4a и «глушили» расстрел евреев в Житомире весёлой музыкой и маршами, которые проигрывались с помощью агитмашины. 27 и 28 сентября того же года в Киеве рота выполнила печать и расклейку 2000 объявлений на трёх языках (немецкий, русский, украинский). В тексте евреям города было приказано собраться; позже их расстреляли в Бабьем Яру. 1 октября, по окончании расстрелов, фотокорреспондент из той же роты, Йоханнес Хэле, сделал там 29 цветных снимков.
Эрнст Айгенер прошёл с ротой всё, начиная с Польши. После французской кампании вышла первая книга его рисунков (Ernst Eigener, Mein Skizzenbuch [Berlin: Propyläen Verlag, 1941]).
По воспоминаниям сослуживца, Хайнца Шрётера, художник ненавидел войну, и его тянуло к людям и лошадям. Его интересовало то, что другим было безразлично: развалины, артобстрел, облака, солнце, туман и т.п. Шрётер утверждал, что Айгенер хотел после войны остаться в России, построить дом на донской возвышенности. Как мы увидим, есть упрощение образа Айгенера.
Отметился художник и в ещё одном сюжете. 26 октября Гитлер приказал разработать проект нарукавного щита за Сталинград (по аналогии с другими щитами - Нарвик, Крым, Холм), который должен был быть готов к 25 ноября 1942 года. Проект поручили Айгенеру. Он изобразил элеватор, а перед ним - мёртвого солдата, на каску которого была намотана колючая проволока. Через весь щит шла надпись «Сталинград». Ставка проект отклонила с формулировкой «Слишком деморализующе». Есть версия, что второй проект щита, основываясь на первом эскизе, разработал и подал Паулюс, но из-за последующей истории проект так и не был утверждён.
Айгенер погиб 20 ноября 1942 года в возрасте 37 лет на дороге недалеко от Калача. За три часа до смерти он написал: «Вечны звёзды, но люди ведут себя так, как если завтра их уже не будет».
Несколько слов о самих рисунках.
Это не «идеальные» прямоносые типы Вольфганга Вилльриха. В карандашном исполнении Айгенер похож на шведского норвежца Финна Вигфорсса, но в цвете есть нотки, напоминающие Ганса Лиску и известные акварели зенитчика ефрейтора Фрица Браунера.
Само место службы означало, что всё должно быть подано «правильно». Судя по подписям, восприятие самого Айгенера коррелировало с официальной точкой зрения. Изображение советской солдатской могилы сопровождает следующий текст (12-й разворот): «В то время как немецкий солдат даже при самых тяжёлых условиях всегда стремится приготовить для павших товарищей достойную и красивую могилу, враг зарывает своих мёртвых... Жуткие памятники вырождения человека».
Характерно отношение к женщинам-солдатам (14-й разворот): «Среди оставшихся в живых и взятых в плен матросов советской канонерки были и несколько женщин, которые показались мне более лукавыми, нежели безучастно глядящие мужчины». Таких женщин немцы называли “Flintenweiber” («ружейные бабы»), а судьба их была трагична. Вильфрид Нагель в 1942 году нарисовал одноимённую картину. Один из карандашных набросков незамысловато назван «Завшивленный большевик» (16-й разворот).
Эти творения одновременно демонстрируют пропагандистскую и личностную перцепцию войны в СССР.
Переправа через Днепр
Дорога на Харьков
Бой на улице Харькова
Поле боя возле Барышевки
Бой на улице Киева
Крещатик в огне
Пленные красноармейцы и гражданское население
...