На горе Фавор преобразился Ты, Иисусе,
и облако светлое, как шатер распростираемое,
Апостолов Твоею славою покрыло"
(Литургия на Преображение Господне).
Преображение Господне (греч. Μεταμόρφωσις του Κυρίου και Θεού και Σωτήρος ημών Ιησού Χριστού - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа) - описанное в Евангелиях явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на высокой горе; праздник христианской церкви (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас). Об этом событии сообщают все евангелисты, кроме Иоанна (Мф. 17:1-6, Мк. 9:1-8, Лк. 9:28-36). Это один из так называемых двунадесятых праздников, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Преображение - Господский праздник. Этот Праздник установлен в память славного преображения Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор, для показания им Своего Божественного величия и подкрепления их веры по случаю приближавшихся Его страданий. Празднуется Православной церковью 6 (19) августа по юлианскому или же 6 августа по григорианскому календарю (в поместных церквах, перешедших на новоюлианский календарь). В Католической церкви празднуется 6 августа (в случае если 6 августа выпадает на будний день, то празднование может быть перенесено на следующее воскресенье). В Армянской апостольской церкви праздник является переходящим от 28 июня до 1 августа. Преображение Господне - один из самых таинственных евангельских эпизодов, вокруг которого на протяжении двух тысячелетий кипят церковные и мирские споры. На протяжении столетий образ Преображения Господня стремились запечатлеть в своих работах иконописцы и художники, свои стихи посвящали этому событию поэты. В отличие от других главных христианских праздников, тема Преображения Христова не нашла широкого отражения в художественной литературе. Преображение зачастую лишь только упоминается в литературных произведениях, но не является их ключевой темой (например, стихотворение «Август» Бориса Пастернака или эпизод романа «Лето Господне» И. Шмелёва).
Преображение Господне. Церковь святого Якоба, Стокгольм, Швеция
Событие Преображения
Преображение описано в каждом из синоптических Евангелий (синоптические Евангелия - это три первые книги Нового Завета, Евангелия от Матфея, Марка и Луки), причём описания эти очень похожи.
«И по прошествии шести дней взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Мф. 17, 1-2).
Евангелия повествуют, что события Преображения произошли через шесть дней после того, как Христос в беседе о кресте и Царствии Божием пророчески произнес: «...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 9:1).
Иисус сказал Своим ученикам, что Ему предстоит умереть в Иерусалиме. Ученикам было тяжело это слышать, потому что они мечтали провозгласить Его царем. Печалью наполнились их сердца, когда Господь сказал им, что Ему предстоит идти в Иерусалим и там много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, быть убитым и в третий день воскреснуть. Учеников не утешала мысль о воскресении Иисуса, потому что они еще не понимали сказанного Им.
Спаситель взял с собой троих ближайших учеников - Петра, Иакова и Иоанна - и отправился вместе с ними на гору, чтобы помолиться. Пока Христос молился, учеников, уставших за день, сморил сон. Но потом чудо разбудило их - Учитель во время молитвы «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:2).
Перед Спасителем явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия и говорили с Ним. Как пишет апостол Лука, беседа шла «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9:31), то есть о предстоящем распятии на кресте. Апостол Петр, пораженный величием Господа, воскликнул: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк 9:5).
После этих слов появилось светлое облако и накрыло всех своей тенью. Из недр облака раздался голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф 17:5).
Услышав этот голос, ученики пали ниц и очень испугались. Но Иисус, подойдя к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Подняв глаза, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
После этого чудесного события Христос и ученики сошли с горы. Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9:9).
Три символические палатки-кущи, которые Апостол Петр предложил поставить на этом месте Христу: «Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4). Находятся на территории геречского православного храма Преображения Господня
Храм святого Жака, Boistrudan, Бретань, Франция
Богословское толкование
Преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы (На (Фаворской) горе было восемь, а представлялось, что - шесть; эти три: Петр, Иаков, и Иоанн, совозшедшие с Христом, увидели бывших там и беседующих с Ним Моисея и Илию; так что всех вместе было шесть; но, конечно, вместе с Господом невидимым образом также находились и Отец и Дух Святый; Первый - свидетельствующий Своим гласом, что Он - Сын Его возлюбленный; Второй же - в светлом облаке сосияющий и являющий в отношении Себя и Отца сопряженность и единость Света; потому что богатство их состоит в сопряженности и в едином излучении Сияния.
(Святитель Григорий Палама, Омилия XXXIV. На святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней доказывается, что Свет, бывший при Преображении, является несозданным)). Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества - божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Своё пришествие на облаках во славе с ангелами».
Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».
Александр Иванов. Преображение Господне, 1824
Ефрем Сирин: "Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне… Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, - Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона - Петра, домоправитель, поставленный Отцем, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих."
Ряд богословов (Косма Маюмский, Иустин Попович) считают, что при Преображении было преображено и всё человеческое естество, так как Бог стал человеком и «преобразил» Божий образ каждого человека, удаляя с него «осадок» первородного греха: «Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков» (Косьма Майумский. Гимн на Преображение Господне).
"На горе Фавор преобразился Ты, Иисусе..."
Согласно церковному Преданию, Преображение Иисуса Христа произошло на горе Фавор. Однако большинство современных богословов считают горой Преображения не Фавор, а один из отрогов горы Ермон. До IV века в дошедших до нас древнехристианских источниках гора Преображения не называется. Есть упоминание в евангелии от Матфея и Марка о "горе высокой": «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей Илия, с ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь сделаем здесь три кущи: Тебу одну, и Моисею одну, и одну Илии» (От Мф. 17, 1-5). Евангелист Лука упоминает только о "горе".
Святая гора Фавор (ивр. הר תבור, Тавор; греч. Όρος Θαβώρ; араб. Джебель-Тор) отдельно стоящая гора высотой 588 м в восточной части Издрелонской долины, в Нижней Галилее, в 9 км к юго-востоку от Назарета, в Израиле. Рядом с горой Фавор расположены два арабских селения Шибли и Дабурийа и еврейское поселение Кфар Тавор. Склоны ее покрыты деревьями и кустарниками, весной она усыпана цветами. Величественная, одиноко стоящая посреди Издрелонской долины, гора Фавор имела глубочайшее значение в библейской истории. Гора находилась на пересечении торговых путей и занимала важное стратегическое место, привлекая внимание жителей Святой Земли и приходящих сюда различных завоевателей. Когда хотели представить идею возвышенного и величественного, брали для сравнения гору Фавор. Так, Иеремия сравнивает царя египетского, славного и могущественного между народами, с Фавором между горами (Иер. 46:18).
Дебора. Иллюстрация для Библии работы французского художника Поля Гюстава Доре (фр. Paul Gustave Doré; 1832-1883)
Во времена Ветхого Завета она служила границей между наделами колен Завулона на западе, Иссахара на юго-востоке и Неффалима на севере. В Эпоху судей Варак, сопровождаемый пророчицей Деборой, сошёл с войском с горы Фавор и разбил войско Сисары, военачальника асорского царя Иавина (Суд.4:1-24). Имя пророчицы Деборы и память о библейской битве и ее вдохновительнице увековечены в названии бедуинского села Дебурия, раскинувшейся у подножия, там, где гора Фавор берёт своё начало. Вершина горы Фавор постоянно служила укреплённым местом. Во время Иудейской войны в укреплении горы Фавор против Веспасиана принял участие Иосиф Флавий, который тогда определил высоту горы в 10 стадий, то есть около 1600 м. В новозаветную историю Святая гора Фавор вошла как гора Преображения, хотя в евангелии нет упоминания о пребывании Спасителя с учениками именно на Фаворе. Есть упоминание в евангелии от Матфея и Марка о «горе высокой»: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних» (От Мф. 16, 21-28).
Чима да Конельяно. Святая Елена, 1495 год
В IV веке, после утверждения христианства государственной религией Римской империи, началось паломничество в Палестину. В том числе паломничество совершила и равноапостольная царица Елена (Флавия Юлия Елена Августа, ок. 250-330), мать римского императора Константина I Великого (Флавий Валерий Аврелий Константин, 272-337). По указанию царицы Елены на горе Фавор был построен христианский храм, освященный в честь Преображения. Это была величественная базилика на месте Преображения и другой трехпрестольный храм на месте, где спали во время Преображения святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Базилика Преображения стояла на самой высокой точке горы, второй храм несколько ниже, на близком расстоянии от базилики. С этого времени гора Фавор и вошла в Предание как гора Преображения.
Позднее, в VIII веке, здесь существовал монастырь с церковью. Долгое время на развалинах этого храма греческий епископ ежегодно совершал литургию; также католические иноки Назарета совершали здесь литургию в день Преображения.
Спустя века крестоносцы (пришли на Святую Землю в XII веке) соорудили здесь большую крепость. В эпоху крестоносцев на вершине горы поселились первые монахи-бенедиктицы.
Танкред Тарентский.
Танкред д’Отвиль - князь Галилеи и Тивериады, регент княжества Антиохия, племянник Боэмунда Тарентского, один из участников Первого Крестового похода.
Участник первого крестового похода (1096-1099 гг.) рыцарь
Танкред (фр. Tancrède de Hauteville, 1072-1112) воздвиг на Фаворе новый храм, причем для строительства использовались основания прежних древних сооружений.
Но в дальнейшем монастыри подверглись нападению арабских банд Мальдука, а позднее войск султана Саладина. Трагическому испытанию подвергаются оба монастыря в XII веке, когда Салах-ад-Дин (Саладин) в 1183 году подверг атаке греческий православный монастырь, монахи которого скрылись по подземному переходу в католическом, который был по своей постройке подобен крепости. Этот монастырь продержался еще до поражения крестоносцев в битве с мусульманами в 1187 году. После этого войска Салах-ад-Дина избили живущих на Фаворе христиан и выгнали оттуда всех монахов. Брат Саладина султан Мелек-Адель построил на вершине горы грандиозную крепость для отражения нападений крестоносцев, державшихся еще в Птолемаиде. В 1263 году, когда господство мусульман прочно укрепилось на Святой Земле, по повелению тогдашнего султана все укрепления Фаворской горы были срыты, и памятником бывшей некогда здесь жизни оставались лишь груди камней и мусора (
Преображение Господне).
Танкред и Боэмунд в бою во время Первого крестового похода
Анонимный греческий паломник 1253-1254 года, говоря о Фаворской горе, замечает, что "на средине горы находится та пещера, в которой Мелхиседек пробыл 40 лет". О каких либо иных сооружениях здесь, монастырях или храмах он хранит полное молчание. С этого момента гора Фавор на несколько столетий становится одинокой и необитаемой. Лишь в сам праздник Преображения Господня сюда поднимались православные и католики, чтобы совершать богослужение (несмотря ни на что). (
Святая гора Фавор - место славного Преображения Господня. Павел Платонов.)
В XVIII веке святую гору снова огласили звуки войны. Наполеон Бонапарт во время своего похода в Сирию в 1799 году недалеко от Фавора одержал одну из побед над дамасским пашой Абдаллой. Французы хотя и потеряли до 300 человек убитыми и ранеными, но избавились от грозившей им опасности со стороны Дамаска, в то время как они осаждали Акру. К счастью, в XIX веке в этих местах воцарились относительные мир и спокойствие, что позволило паломниками снова подниматься на святую гору.
Таким образом, к XIX веку здесь была лишь груда камней.
Сейчас на вершине горы Фавор расположены два действующих монастыря, православный греческий женский монастырь Преображения Господня и католический францисканский монастырь; каждый из них полагает, что построен на месте Преображения. Эти монастыри на Фаворе были построены к началу XX века, православный греческий женский монастырь Преображения Господня был построен на месте византийской церкви (её сооружение связывается с именем святой Елены), католический францисканский монастырь - на месте монастыря Танкреда (Танкред, герой первого крестового похода (1088-1112), построил на вершине церковь, а монахи клюнийцы основали монастырь. Примерно в это же время здесь была кафедра архиепископа, подчиненная латинскому патриарху Иерусалима. При египетском султане Бейбарсе I, в 1263 году, всё это было разрушено сарацинами, а христиане изгнаны).
Греческий православный монастырь
Православный монастырь
В северо-восточной части вершины Фавора расположен действующий православный греческий женский монастырь Преображения Господня. История его основания связана с именем архимандрита Иринарха, выходца из Молдавии, в прошлом монаха лавры Саввы Освященного. Не ранее 1854 года, после бывшего ему видения, он поселился на вершине Фавора. Вскоре, обнаружив остатки древней византийской базилики (её сооружение связывается с именем святой Елены), он начал её восстанавливать со своим помощником, иеродиаконом Нестором, однако довести работу до конца не успел, потому что скончался 25 декабря 1859 года, в Рождество, в возрасте 93 лет, и был похоронен на месте своих трудов. Храм достроили и освятили 6 августа 1862 года, он имеет три престола: центральный в честь Преображения, южный в честь пророков Моисея и Илии, северный в честь святых Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Колокольня построена в 1911 году. Строительство храма и монастыря во многом велось на деньги, присылаемые из России. В монастырском храме хранится
чудотворная Акафистная икона Божией Матери, а в приделе пророков Моисея и Илии, в апсиде, видны камни древнего храма и фрагменты византийской мозаики. На принадлежащей монастырю территории находится пещерный храм Мелхиседека.
Православный греческий монастырь Преображения на горе Фавор
Храмовая колокольня православной обители была построена в 1911 г.
Фрески православного храма на горе Фавор
Чудотворная икона Божией Матери Акафистная, Фавор
Базилика Преображения Господня на горе Фавор, западный фасад. Базилика Преображения Господня - церковь францисканского монастыря, построенная на горе Фавор в Израиле. Согласно католической традиции Преображение Иисуса Христа произошло именно здесь.
Католический монастырь
К началу XX века в юго-западной части вершины Фавора был построен католический францисканский монастырь, который занимает территорию крепости, воздвигнутой мусульманами в XIII веке. В этом монастыре на развалинах храма времен крестоносцев и более ранних развалинах построена величественная базилика Преображения Господня (архитектор Антонио Барлуцци), рядом сохранились остатки византийского монастыря. Дорога, ведущая в монастырь, проходит через так называемые «Врата ветра». В монастыре имеется небольшая гостиница для паломников. В 1964 году гору Фавор посещал Папа Римский Павел VI.
Детали - башня и арка, украшенные изящной резьбой
«Врата ветра», через которые ведет дорога к монастырю
Крипта базилики
Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, дословно «Перуджийский», настоящее имя Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи - Pietro di Cristoforo Vannucci; 1446-1524) - итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель умбрийской школы - Преображение Господне
Готический витраж Шверинского собора, Германия
Праздник Преображения
Во время правления византийского императора Маврикия (Флавий Маврикий Тиберий Август - византийский император в 582-602 годах.) получил начало праздник Преображения (самые ранние подлинные беседы на этот праздник - слово на Преображение Господне святителя Андрея Критского, VII век) (
Михаил Николаевич Скабалланович. Толковый Типикон. Часть 9. VI-VIII века. Круг важнейших («двунадесятых») праздников).
Согласно евангельскому тексту, это событие произошло в феврале, за 40 дней до Пасхи. Но Православная церковь празднует его 6 августа (19 августа). На 40-й день после Преображения всегда празднуется Воздвижение Креста Господня.
В Европе праздник Преображения встречается в некоторых древних мартирологах и издревле торжественно совершался в некоторых церквах, например, во Франции в Туре, в Испании при архиепископе Толедском святом Ильдефонсо в VII веке. Однако в Римско-католической церкви он установлен для всеобщего почитания папой Каликстом III в 1456 году в ознаменование победы христианского войска венгерского регента Яноша Хуньяди над турками под Белградом.
В Ассирийской церкви Востока Преображение Господне празднуется 6 августа.
В Армянской апостольской Церкви праздник Преображения празднуется в 7 неделю по Пятидесятнице и вместе с неделею.
Преображение Господне. Алтарь. Буксхейм (Буксгайм), Германия
Röke kyrka, Röke, Швеция
Празднование
В Католической церкви
В Римско-католической церкви Преображение имеет статус «праздника», более низкий по сравнению с «торжеством». Преображение отмечается 6 августа, однако если 6 августа выпадает на будний день, празднование может быть перенесено на следующее воскресенье.
Литургические облачения священников в праздник Преображения - белые, как и в другие праздники, посвящённые Спасителю и Богородице.
Богослужебные молитвы этого дня как описывают события Преображения, так и подчёркивают его символику.
Фессалоники
Николай Кошелев. Преображение Господне
В Православной церкви
Принадлежит к числу двунадесятых великих праздников. В праздник совершается литургия, читаются паримии, а также поётся канон, в котором подчёркивается величие Преображения. Цвет богослужебных одежд в этот праздник - белый, символизирующий в этот день божественный нетварный фаворский свет. Праздник приходится на Успенский пост.
Праздник имеет 1 день предпразднства и 7 дней попразднства. Отдание совершается 13 августа (26 августа).
В народной традиции восточных славян Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. "Яблочное" название праздник приобрёл по причине того, что, согласно Типикону (послед. 6 августа), в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, - яблоки, после чего их разрешалось употреблять в пищу. Освящение плодов проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы.
Согласно 48 главе Типикона в Православной церкви существует запрет на вкушение винограда нового урожая до Преображения Господня. В Православной церкви существует обычай приносить виноград, яблоки и другие плоды на праздник Преображения, после литургии священник читает специальную молитву над плодами, таким образом освящая плоды. Поскольку в Древней Руси не было виноградников, то запрет с винограда был перенесён на яблоки, а в отдельных местах, согласно словарю Даля, запрет существовал на все плоды кроме огурцов.
Преображение Господне. Новгородская икона XVI века
Преображение Господне. Псковская икона XVI века
В православной и́конописи композиция Преображения всегда изображается среди скалистого пейзажа. На иконах Христос изображается в величии Своей божественной славы, которая символически выражена в особой белизне Его одежд. Белизна подчеркивается мандорлой - тёмным кругом, на фоне которого Иисус символически изображается как просфора на дискосе во время литургии. Моисей и Илия изображаются по обеим сторонам от Христа как сослужащие Ему священник и диакон.
Ученики обычно изображаются испуганными увиденным ими преображением их Учителя и явлением двух пророков. Однако Пётр может иметь радостное выражение лица в соответствии с его евангельскими словами: «Равви! хорошо нам здесь быть».
В Армянской апостольской церкви
Преображение (Вардавар) является одним из главных праздников Армянской апостольской церкви и одним из самых любимых в народе.
По армянскому церковному преданию, св. Григорий Просветитель назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря - 1-е число месяца навасард (11 августа). В этот день отмечался языческий праздник, и некоторые его элементы сохранились в обрядах народного празднования Преображения. Так, например, в этот день принято обливать друг друга водой, выпускать голубей и т. д., но Церковь дала этим обычаям христианское толкование как воспоминание о Потопе и о голубе Ноя (
Выдержки из книги епископа Езника Петросяна «Армянская Апостольская Церковь»).
В VI веке католикос Мовсес II (574-604), учитывая, что в эти же августовские дни отмечалось и Успение Богоматери, включил праздник Преображения в пасхальный цикл и назначил его на 7-е воскресенье после Пятидесятницы. Таким образом праздник стал переходящим (от 28 июня до 1 августа).
Преображение Господне. Базилика Богоматери Мариенталь (Basilique Notre-Dame de Marienthal), Франция