Храм Успения Пресвятой Богородицы и Ольшанское кладбище, Прага

Nov 10, 2015 21:59




Ольшанское кладбище (Olšanské hřbitovy) и Храм Успения Пресвятой Богородицы (Chrám Zesnutí přesvaté Bohorodice). История храма Успения Пресвятой Богородицы в Праге неотделима от истории Ольшанского кладбища.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Праге (чеш. Chrám Zesnutí přesvaté Bohorodice) - православный храм в Праге на Ольшанском кладбище.

Построен в 1924-1925 годах. Проект храма безвозмездно составил профессор Владимир Александрович Брандт при помощи студентов-архитекторов Н П. Пашковского и барона С. Г. Клодта. Эскизы мозаик и росписей для храма были созданы известным художником Иваном Яковлевичем Билибиным. Из-за недостатка средств сами росписи были выполнены значительно позднее - в 1941-1946 гг. Освящен 9/22 ноября 1925 года. В 1945 г., после закрытия Никольского собора на Староместской площади, Успенская церковь стала приходской. По состоянию на 2013 год в храме проводятся регулярные службы.

Под храмом, в подвальном этаже, находится крипта мученицы Софии, где покоятся останки создателей храма и многих известных людей. Среди них - Карел Крамарж с супругой, крупнейший знаток византийского и древнерусского искусства академик Н. П. Кондаков, директор Донского кадетского корпуса генерал Т. А. Семернинов, генералы С. А. Воронин, Н. Н. Шиллинг, профессора: С. С. Груздьев, Ф. А. Щербина и другие. Здесь же погребен инженер Н. Н. Ипатьев, в доме которого в Екатеринбурге расстреляли последнего российского императора и его семью.













Есть там и памятная доска. В 1995 г. по инициативе общественного комитета «Они были первыми» на стене храма установлена мемориальная доска в память об эмигрантах, репрессированных НКВД во время послевоенных «чисток». На доске выбита надпись на русском и чешском языках:

"Вечная память русским, украинцам и представителям других народов Российской империи в 1917 году отвергнувшим коммунистическую утопию и в рядах добровольческой армии отстаивавшим мир от большевицкого террора, и которые в 20-х годах нашли дом в демократической Чехословацкой республике, а спустя четверть века стали первыми жертвами послевоенного коммунистического оппортунизма, который допустил похищение их в 1945 году в советские тюрьмы и концентрационные лагеря, где погибли или без вести исчезли. И лишь после долгих лет горсточке дозволено было вернуться и умереть к своим семьям домой, в Чехословакию."



Ольшанское кладбище (чеш. Olšanské hřbitovy) - крупнейшее кладбище в Праге с площадью более 50 га, где находятся могилы около 2 миллионов человек. Здесь покоятся останки выдающихся личностей чешской истории, солдат, погибших в битве под Лейпцигом в 1813 году и в ходе Первой и Второй Мировых войн, в том числе солдат Красной армии, погибших в ходе Пражской операции 1945 года. Кладбище находится в районе Жижков (Прага 3), станция метро «Желивскего» (трасса А).

Ольшанское кладбище (Olšanské hřbitovy) в Праге - наиболее известное, да и самое большое, оно занимает порядка 50-ти гектаров площади. Кладбище оказалось почти в центре города, который со временем окружил его со всех сторон. И население нынешней Праги вдвое меньше количества людей, захороненных на кладбище: по последним данным, на Ольшанском кладбище насчитывается более 2-х миллионов захоронений. Самые разные люди нашли здесь последний приют, и простые, и весьма известные, такие, как Карел Крамарж, первый премьер Чехословакии, или Ян Палах, студент, подвергнувший себя самосожжению в 1968 году, в знак протеста против советской оккупации, и много других. Здесь, на кладбище, можно увидеть и военные захоронения, и братские могилы. Здесь лежат как солдаты армии РОА, так и красноармейцы, - всем нашлось место на Ольшанском кладбище. Часто среди похороненных на Ольшанском кладбище общеизвестных личностей называют Франца Кафку (чеш. Franz Kafka 1883-1924), но необходимо уточнить, что в действительности он похоронен в особой части Ольшанского кладбища - на Новом еврейском кладбище. Вход в него надо искать по адресу Jana Želivského 2200/2.






Название самого кладбища пошло из 14-го века, от названия небольшого поселения Ольшаны. Сначала здесь, неподалеку от Ольшан, хоронили жертв эпидемии чумы, а затем, уже в 18-м веке, пригородное кладбище стало центральным, и в нем стали хоронить жителей всей правобережной части Праги.

На кладбище есть православный участок, его отвели власти города в 1905 году. Этому поспособствовал настоятель православной Церкви св. Николая со Староместской площади, протоиерей Николай Рыжков. Сюда же, на Ольшанское кладбище, были перенесены с Карлинского военного кладбища, впоследствии упраздненного, останки 45 русских офицеров, скончавшихся в Праге от ран, полученных ими во время боёв под Дрезденом и Кульмом. Памятник павшим также был перенесен сюда, и 7 мая 1906 года состоялось его торжественное открытие.









Успенская церковь/Храм Успения Пресвятой Богородицы (Chrám Zesnutí přesvaté Bohorodice)
Настоятель протоиерей Николай Рыжков продолжил свои хлопоты, теперь уже о построении часовни-церкви. Он собирал для этого средства, и даже получил предложение от пражской городской думы о бесплатном содействии архитектурных сил города, но, к сожалению, осуществить замысел не получилось.

Когда появилась независимая Чехословацкая республика и множество эмигрантов стало прибывать в Прагу, кладбище не вместило количества новых захоронений, и для него были отведены дополнительные участки земли. Это произошло в 1923 году, и тогда вновь заговорили о часовне. Замысел, а впоследствии и проект о постройке часовни были с благосклонностью восприняты Карелом Крамаржем, первым премьер-министром Чехословакии. Он совместно с супругой, Надеждой Николаевной, сделал крупный личный вклад, а также способствовали организации сбора средств на храм как в собственной стране, так и вне ее пределов. На их призыв откликнулись многие, например, был сделан значительный вклад средств от имени сербского народа. Этот братский шаг, выразившийся в денежной помощи от сербского правительства, осуществил королевский инспектор воинских могил протоиерей М. Црвчанин.

В конце концов, средств оказалось собрано столько, что стало возможным употребить их на строительство не часовни, а храма. Уже начали создавать проект, и над ним стали бескорыстно работать множество людей, таких, как профессор Брандт В.А., барон Клодт С.Г., студент-архитектор Пашковский Н.П. Потребовались в рамках проекта осуществить работы не только в сфере архитектуры, а и административно-технические. Ими, также на безвозмездной основе, занялась группа инженеров, а некая чешская строительная фирма не стала получать прибыль, а выполнила весь объем строительных работ по себестоимости. Другие виды работ, такие, как кассовую отчетность и бухгалтерские работы, производили специалисты также на безвозмездной основе. На работы, не требующие квалификации, привлекались добровольцы, в основном из русских эмигрантов. Это были студенты, бывшие солдаты и офицеры Добровольческой армии, для которых активистами было организовано питание.

Пражское городское самоуправление оказывало активное содействие строительству храма Успения Пресвятой Богородицы и обустройства Ольшанского кладбища, в том числе - предоставило целый ряд льгот на проведение строительных работ, а также учредило символическую плату за аренду предоставленной земли: 100 крон в год сроком на 50 лет. Не осталось в стороне Министерство Национальной Обороны Чехословакии: когда создавалась усыпальница для русских воинов, оно сделало пожертвование средств, использованных на оборудование склепа и перемещение в него останков русских воинов из других захоронений. Представители министерства участвовали в торжествах по этому поводу, так же как и многие общественные организации Чехословакии.

При строительстве Успенской церкви были использованы мотивы древнерусской архитектуры, а точнее - Псковской и Новгородской. Сербское государство не оставляло своим вниманием строительство церкви, и пять колоколов для нее были совместным пожертвованием короля сербов, словенцев и хорватов Александром I Карагеоргиевичем, деятелями церкви, такими, как епископ Сергий и митрополит Евлогий, а также русскими эмигрантами, которых судьба забросила в Чехословакию.

Многие люди, известные, обладающие властью и знаниями, а также простые и незаметные, которые могли предложить только собственные руки, работали бескорыстно и усердно, и их усилиями создавался не просто храм, а символ славянской солидарности и русской благодарности тем, кто их принял и приютил на чужой стороне. Также построенная церковь Успения Пресвятой Богородицы служит памятником всем русским людям, которым довелось скончаться на чужбине.

Ольшанское кладбище предоставило последний приют многим и многим выдающимся людям, которым пришлось после революции покинуть Россию. Среди них можно назвать, например, писателей - Олеся Кандыбы, Немировича-Данченко В.И., Аверченко А.Т., Чирикова Е.П, историков - Максимовича Е.Ф., Кизеветтера А.А, Постникова С.П., военных людей - адмирала Пальчикова, генерала Львова, ученых - Ильина В.С., Андрусова Н.И., Ястребова Н.В., людей культуры - Урванцева Л.Н., Левицкого В., Траилина С.А., и многих других.

В 1945 году Собор Святого Николая, что на Староместской площади, был закрыт, а Успенская церковь получила приход и стала приходской. К ее приходу впоследствии была приписана и домовая церковь Святителя Николая, вновь открытая в районе Дейвице. А позднее, в 1973-74 годах была осуществлена реставрация храма, активную поддержку при этом оказал митрополит Дорофей. В 1995 году снаружи установили мемориальная доску в память об эмигрантах, подвергшихся репрессиям, предпринятым органами НКВД в послевоенное время. Инициативу по поводу установления памятной доски проявил общественный комитет организации «Они были первыми».






Последнее по хронологии событие, о котором стоит упомянуть, было погребение Архиепископа Пражского, митрополита Чешских земель и Словакии Дорофей (1913-99), который был главой Православной церкви в Чехии и Словакии в 1964-99 годах. Это событие произошло 4-го января 2000 года, причем митрополит был похоронен рядом с церковью Успения Пресвятой Богородицы.



Известные люди, похороненные на кладбище

Августин Волошин (1874-1945) - первый президент Карпатской Украины
Карел Гавличек-Боровский (чеш. Karel Havlíček Borovský 1821-1856) - чешский политический деятель, поэт и публицист; один из основоположников чешской журналистики.
Радола Гайда (чеш. Radola Gajda 1892-1948) - чехословацкий военачальник и политический деятель.
Василь Захарка - президент Белорусской Народной Республики в изгнании.
Вацлав Клицпера (чеш. Václav-Klíment Klicpera 1792-1859) - чешский писатель и политический деятель.
Ян Коллар (словацк. Ján Kollár 1793-1852) - словацкий и чешский поэт, идеолог панславизма.
Карел Крамарж (чеш. Karel Kramář 1860-1937) - чешский политический деятель, первый премьер-министр независимой Чехословакии (1918-1919).
Крейчик, Карел (чеш. Karel Krejčík 1851-1901) - чешский художник, график, иллюстратор и карикатурист.
Вилем Курц старший (чеш. Vilém Kurz 1847-1902) - чешский зоолог, педагог и общественный деятель.
Алена Ладова (1925-1992), художница, книжный иллюстратор, сценограф и писательница.
Радован Лукавский (1919-2008), актёр и театральный педагог.
Махек, Антонин (1775-1844) - чешский художник-портретист.
Ортен, Иржи (1919-1941) - чешский поэт.
Ян Палах (1948-1969) - студент, совершивший самосожжение в знак протеста против оккупации Чехословакии войсками Варшавского договора.
Постл, Карел (1769-1818) - чешско-австрийский художник.
Мирослав Тырш 1832-1884) - профессор, художественный критик и историк, основатель международной организации «Сокол».
Карел Яромир Эрбен (чеш. Karel Jaromír Erben 1811-1870) - чешский писатель и собиратель чешского фольклора.
Йозеф Юнгманн (чеш. Josef Jungmann 1773-1847) - чешский поэт и филолог.
Ян Шверма (чеш. Jan Šverma 1901-1944) - Герой ЧССР.
Франтишек Адольф Шуберт чеш. František Adolf Šubert (1849-1915) - чешский драматург, театральный деятель, историк театра.



Православная часть кладбища

Православный участок кладбища был выделен городскими властями Праги в 1905 году. Здесь по православному обряду похоронены многие видные деятели русской эмиграции первой волны.



Деятели культуры

А. Т. Аверченко (1880-1925) - русский писатель, сатирик, театральный критик.
Н. П. Кондаков (1844-1925) - русский историк византийского и древнерусского искусства, археолог, создатель иконографического метода изучения памятников искусства.
П. А. Кречевский (1879-1928) - писатель, белорусский политический деятель.
В. А. Левицкий (1880-1940) - оперный певец, солист театра Зимина в Москве и Чешского Национального театра в Праге, дирижер Казачьего хора в Праге
В. И. Немирович-Данченко (1849-1936) - писатель
Д. М. Ратгауз (1868-1937) - поэт
С. А. Траилин (1872-1951) - композитор, генерал-майор
Л. Н. Урванцев (1865-1929) - драматург
Е. Н. Чириков (1864-1932) - писатель

Ученые

А. А. Кизеветтер (1866-1933) - русский историк, публицист, политический деятель.
Е. Ф. Максимович (1896-1965) - историк, сотрудник Русского заграничного исторического архива и Славянской библиотеки, Чехословацкого телеграфного агентства и Кондаковского института
С. П. Постников (1883-1965) - историк и журналист, политик социалист-революционер, сотрудник Русского заграничного исторического архива в Праге
П. И. Новгородцев (1866-1924) - правовед
И. И. Лапшин (1870-1952) - философ
Н. И. Садовский (1861-1924) - философ
П. Н. Савицкий (1895-1968) - философ
Н. И. Андрусов (1861-1924) - геолог, академик
В. С. Ильин (1888-1957) - ботаник
В. А. Францев (1867-1942) - филолог, академик Российской АН, иностранный член Чешской АН и Искусств, член Чешского Королевского Общества Наук
Е. А. Ляцкий (1868-1942) - филолог, профессор Русского народного университета и Карлова университета в Праге, член Славянского института, почетный доктор Белградского и Лондонского университетов, Чешского Королевского Общества Наук, Археологического института Н. П. Кондакова, председатель Русского ситорического общества и многих других обществ
Н. В. Ястребов (1869-1923) - филолог, славист, профессор Карлова университета в Праге
А. С. Ломшаков (1870-1960) - инженер, специалист по паровым котлам и котельным установкам, профессор Петроградского политехнического института и Пражского политехникума, председатель Общества русских академических организаций за границей
К. П. Федоров (1859-1936) - инженер, бывший директор Обуховского завода в Петербурге, руководитель Общества русских инженеров и техников и Русского торгово-промышленного комитета в Чехословацкой республике

Политические и общественные деятели

Н. И. Астров (1868-1934) - последний дореволюционный городской голова Москвы
Надежда Владимировна Брусилова (1866-1938)- вдова главнокомандующего русской армией генерала Алексея Алексеевича Брусилова
В. А. Мякотин (1867-1937) - русский историк, писатель и политик
Елена Ивановна Набокова (1876-1939) - мать и Ольга Владимировна Петкевич (княгиня Шаховская) (1903-1978) - сестра писателя В. В. Набокова
Владимир Налетов (1884-1924) - полковник Корниловского конного полка (1918), зам.председателя Краевой Рады Кубани
Г. К. Пальчиков (1856-1926) - контр-адмирал, командир транспорта «Гонец» (1901-1903)
И. И. Петрункевич (1843-1928) - земский гласный, видный член кадетской партии, член Государственной думы I созыва (1906)
Т. Н. Родзянко (1892-1933) - художница, дочь художницы княжны Н. Г. Яшвиль
графиня С. Н. Толстая (1867-1934) - урожд. Философова, первая жена Ильи Львовича Толстого, сноха Л. Н. Толстого

Военные деятели

Н. В. Львов (1868-1933) - генерал-майор
Н. Н. Шиллинг (1870-1946) - русский военачальник, генерал-лейтенант. Участник Белого Движения.
С. А. Щепихин (1880-1948) - уральский казак, участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войны на стороне Белого Движения, генерал-майор. Участник Великого Сибирского Ледяного похода
Джунусов, Мажит - Герой Советского Союза, погиб в бою за освобождение Чехословакии
В. Т. Чумаков (1861 - 17 августа 1937, Прага) - Казак ВВД, русский военачальник, генерал-майор, участник похода в Китай 1900-1901 годов, русско-японской войны 1904-1905 годов, Первой мировой войны и Гражданской войны в России на стороне Белого движения.

Как добраться?

Адрес Ольшанского кладбища: Vinohradská 1835/153. Добираться удобно на метро - станция Flora зеленой ветки A. Также подходят трамваи №5, 10, 11, 13, 16, 51, 58, ехать до остановки Olšanské hřbitovy.








































































































































































Ольшанское кладбище (Olšanské hřbitovy) и Храм Успения Пресвятой Богородицы (Chrám Zesnutí přesvaté Bohorodice)

кладбищеведение, православие, 1920s, antireds, Европа, памятники, Česko, память, Чехия, белая эмиграция, храмы, Прага, memories

Previous post Next post
Up