В принципе, любое мнение, которое не является вашим личным , по сути - мнение чьё-то ( друга, соседа, известного писателя и т.п. ). Мы, однако, не считаем его, априори, общественным. Обычно, за "общественное" мы принимаем мнение большинства. Это относится и к отдельно взятой группе людей, и к городу, и к стране.
Однако, не зря говорят: "Сколько людей - столько и мнений!".
И если в небольшой группе единомышленников ещё возможно согласие, то, скорее всего, в вопросах, объединяющих этих людей. А спроси их о чём-либо отвлечённом - получишь полный разброс мнений.
Если же брать народ целого государства, то о каком едином мнении , вообще, может идти речь?
Допустим, мнение большинства можно выявить статистически. Провести поголовный опрос и узнать, что думает большая часть населения страны. Так и поступают иногда - проводят референдум. В остальных случаях мнение всего общества нам не известно.
Тем не менее, мифическое "общественное мнение" регламентирует чуть ли не все стороны нашей жизни. Каким образом? Через средства массовой информации: телевидение, радио, газеты, журналы, интернет и т.д.
Со страниц и экранов на нас обрушиваются терабайты информации. Какие фильмы смотреть, какие книги читать, что покупать, как лечиться, когда жениться - мы узнаем из вездесущих СМИ. Стали модными "встречи с экспертами" по всем мало-мальски значимым вопросам.
Так вот, именно СМИ и преподносят нам "общественное мнение" ( как-будто они его узнавали и проверяли...). Причём, это мнение может быть, как одним, так и другим - прямо противоположным. Но ведущий или приглашённый "эксперт", не моргнув глазом, сошлются на него, как на "общественное".
Для меня "общественное мнение", особенно в нашей стране, это - миф. Это то, чего нет в природе! Если вам нужен профессиональный совет, спрашивайте мнение конкретного и отвечающего за свои слова специалиста, а не абстрактное мнение неизвестных людей.
Наша жизнь полна стереотипов. У жителей мегаполисов - свои стандарты. У деревенских - свои. Долгие годы шаблонного строительства, тотального дефицита и с детских лет вдалбливаемой привычки "не высовываться", безусловно, наложили отпечаток на несколько поколений советских людей. ( Те, кто как и я, родился при социализме, ещё помнят те времена.)
Сейчас старые стандарты изменились и появились новые. Например: стандарт "успешного человека". Масс-медиа вам расскажут, как должен выглядеть УЧ, в какой квартире жить, на каких курортах отдыхать, сколько зарабатывать, какими кремами пользоваться и по какому телефону говорить. Бери, стремись - и соответствуй!!!
Но дело в том, что этот образ навязан вам тем самым, якобы имеющим место быть, "общественным мнением". А на самом деле - внушён Вам определенными людьми с вполне определенными коммерческими целями.
Когда Вы выбираете, что делать, куда поехать, что купить, на чьё мнение Вы ориентируетесь? Своё или коммерческого агента?
Я не устану повторять: "Нет правильного или неправильного выбора. Есть выбор Ваш или Не Ваш." Да, учиться у знающих людей нужно! Да, полезно прислушиваться к мнению экспертов!
Но выбор, всё равно - за Вами! ( Не выберете Вы - выберут за Вас! )
До тех пор, пока Вы будете позволять кому-либо ( той же рекламе ) диктовать Вам, как жить, во что одеваться, что есть и пить, где и как отдыхать, где и каким образом получать доход, какая бытовая техника и электроника Вам непременно нужна, в каком возрасте что можно и что нельзя, Вы отдаёте свою жизнь на откуп абстрактному и бездушному чужому мнению!
Зачем-то ведь дана человеку эта хитрая кость - голова?! :) Вы и только Вы знаете, что Вам нужно! В следующий раз, когда очередной "консультант" будет убеждать: "Вам это надо!", вы спокойно спросите: "Вы уверены?"
Избавиться от влияния "общественного мнения" вовсе не означает - нарушать правопорядок или эпатировать толпу. Можно быть абсолютно адекватным ситуации и обстановке и при этом "быть собой".
С другой стороны, есть люди, которые одеваются и ведут себя по-особенному, напротив - сделали это своим стилем и "визитной карточкой". Например, небезызвестный Андрей Бартенев в фантастических нарядах или Михаил Боярский в неизменной чёрной шляпе и шарфе ФК "Зенит".
А что является Вашей отличительной чертой? А Вашей "визитной карточкой"?
Оглядка на "общественное мнение" - это часто наше внутреннее ограничение, а не реальное опасение "что подумают другие". На самом деле, этим "другим" нет никакого дела до наших проблем и комплексов. Если завтра Вы выйдете на улицу с зелёными волосами, Вас никто не арестует и толпа зевак не соберётся.
То есть то, что для Вас имеет значение, для "других" - вообще не вопрос. ( Не верите - проверьте! Например, сделайте то, что давно хотели сделать, но не позволяли себе, опасаясь чужого мнения.)
Конечно, каждый сам решает, какой смысл имеет "общественное мнение" лично для него и насколько он подвержен его виртуальному или реальному влиянию.
Но задумайтесь, если Вы часто ссылаетесь на "мнение общества", вместо того, чтобы брать ответственность на себя!