П. Я. Тидесятый - Песнь Льда и Фигня (2)

May 28, 2019 12:40

Андалы

Из колхозной молодежи эльфовал один лишь я...
Сектор Гиса
Экспансия колхозных эльфов была столь неудержимой, что даже на окраинах континента многие народы начали чувствовать себя неуютно. Среди них и тот, которому суждено было сыграть в истории Вестероса одну из главных ролей: андалы. Какое-то время они (а с ними, должно быть, и родственные оты, аксы и евтоны) просто жили себе в родных местах, где-то между западным побережьем Эссоса и течением Ройны - как вдруг некоему то ли королю, то ли священнику явились все семь богов и посулили рай земной далеко на Западе. Непонятно, чего они так торопились - валирийская угроза не была еще столь актуальной, ройнары, которые были куда ближе к колхозным владениям, сохраняли независимость еще сотни лет - но андалов обуяла жажда странствий. Благо, корабли делать они умели, Узкое море было неподалеку, да и направление богами было уже задано - так что особого ума было не нужно, чтобы сложить два и два и отправиться в Вестерос.

Следует сказать немного о богах. Поклоняются андалы Семерым, среди которых Отец, Мать, Воин, Кузнец, Дева, Старуха и Чужак (хорошо еще, что не Чужой). С одной стороны, у каждого в храме есть собственный алтарь и своя специальность - Воин воюет, Кузнец кует, Старуха старится, Мать матерится и так далее. Неясно разве немного, кому следует поклоняться, если ты, скажем, сын, или пахарь, или мейстер, или знатный драконовод, но это еще полбеды. Хуже то, что христианство с его триединым богом, в которого и в нашем-то мире никто не врубается и из-за которого то и дело возникали разные схизмы и войны, показалось андалам слишком простым и беспроблемным. У них все Семеро суть ипостаси одного и того же божества, которое одновременно и Семеро, и едино в семи лицах. Удивительно, как у них при таких исходных до сих пор не случилось ни одного раскола или крестового (точнее, звездного) похода из-за какого-нибудь «чужакокве». Символом веры в Семерых является семиконечная звезда, как у американских полицейских; «Семиконечной Звездой» называется и главная священная книга. Там полно мудростей в духе «служить и защищать», «у вас есть право не отвечать на вопросы, все сказанное будет использовано против вас в суде», «если у вас нет денег на адвоката, вы можете потребовать испытания поединком», и так далее. Особо же безбашенные индивиды вырезают эту звезду себе на лбу и идут совершать подвиги во славу Семерых.

Примерно так происходило и покорение Вестероса: тучи звезданутых высаживались на берегах, и начинали учить местное население соблюдать закон и порядок, переходить дорогу на зеленый свет, ходить строем, а также рубить деревья, особенно на которых нарисованы лица. Дети леса и Первые люди, которые к тому времени уже прониклись верой в древних богов, этому были не слишком рады и стали оказывать сопротивление. Успех его был переменным - какие-то земли андалы подмяли под себя совершенно, в каких-то относительно мирно ужились с туземцами, а на Север, например, не попали вообще - но это и единственный такой случай. Там, где андалы победили или добились решающего перевеса, Пакт они не уважали совсем, поэтому хабилисы к югу от Стены перевелись совершенно. Ну, разве на Острове Лиц кто-то еще остался, ибо вежливым Зеленым Людям андалов удалось отбить.

Десять тысяч кораблей
Десять тысяч церквей
Ищут его, потому что он должен спасти...
Борис Гребенщиков

Десять тысяч - и еще один забег
Остался...
Владимир Высоцкий

Издалека, стройно
Течет река Ройна,
Течет река Ройна -
Конца и края нет...
Последними из мигрантов, понаехавшими в Вестерос, были ройнары. Сначала они жили себе по соседству с андалами в течении Ройны, крупнейшей реки обитаемого мира, размерами примерно с Амазонку. В отличие от обитателей Амазонии, это был народ высокоцивилизованный - они самыми первыми научились выплавлять сталь и ввели равноправие полов. Жили они в  городах, одним из которых давали кельтские (Гойан Дрохе или Хройан), а другим почему-то вьетнамские названия (Най Сар или Ар Ной) - наверно, идеологию мультикультурализма они тоже открыли первыми. Каждым городом управлял принц или принцесса (равноправие же), и были они по большей части друг от друга независимы. Это, к слову, их в конце концов и сгубило, когда начались столкновения с валирийскими колониями - те не гнушались помогать друг другу, а если надо, вызывать драконье-воздушные силы и из родного колхоза; ройнары же были для этого слишком гордыми.

Несмотря на гордость, мультикультурализм делал их довольно дружелюбными, поэтому когда валирийцы впервые добрались до великой реки, ройнары с радостью их приветствовали, позволили поселиться у себя и делились всякими секретами. Эльфы, к сожалению, оказались неблагодарными гостями, ибо технологии они перенимали охотно, а вот образ жизни не только не торопились перенимать, но и ни капли его не уважали. Какое-то время ройнары терпели, но когда эльфы поймали и убили одну из гигантских речных черепах, считавшихся священными - они не выдержали и решили наглядно показать колхозникам, как надо любить животных. В результате этой Первой Черепашьей войны (всего их было три) один город сожгли, а другой затопили: один-один в пользу ройнаров.

В дальнейшем, однако, столкновений и войн под разными вычурными названиями было еще много - и там валирийцы побеждали куда чаще, благодаря уже упоминавшейся сплоченности. Так что в конечном итоге ройнары поняли, что дело пахнет вулканическим пеплом, и объединились сами, под началом принца Гарина Хройанского. Принц Гарин, к сожалению, инженером не был и гиперболоида не изобрел, но вождем и полководцем был талантливым. Он не только сумел собрать всех остальных соплеменников под свои знамена (против была лишь принцесса Най Сара Нимерия, но даже ее собственные подданные Гарина поначалу поддержали), в армию, размерам которой позавидовал бы Наполеон - он выиграл и несколько сражений против вооруженных драконами эльфов (тут ему, правда, помогали собственные колдуны, владевшие особой водяной магией). Так что его быстро начали величать Гарином Великим, а 250-тысячное войско резво задвигалось к Волантису. Там поняли, что пора просить помощи у центра - и вот в день великой битвы пред очами опьяненных успехами ройнаров предстали не только слоны, боевые колесницы и стотысячные армии - а не много не мало триста драконов. (Для сравнения, при покорении Вестероса Эгону Завоевателю хватило трех.) Ройнары дрались отчаянно, множество драконов было сбито - но все равно силы оказались неравны, и валирийцы одержали-таки верх. Всех пленных с чисто эльфийским милосердием они быстренько пустили под нож, а к Гарину решили проявить жестокость и оставили его в живых. Посадив в золотую клетку, принца взяли с собой, чтобы дать ему полюбоваться разрушением родного города Хройана.

Долго смотрел принц, долго копил злобу - пока не раскрыл наконец рот и не произнес в адрес валирийцев Страшного Проклятья. В проклятьях обычно широко используются метафоры и гиперболы - так что речь его вполне можно обозначить как «гипербола принца Гарина». Услышав такое, Ройна-мать вышла из берегов, затопив то, что оставалось еще от великого города, а на самих завоевателей напала эпидемия серой хвори. С тех пор в те места никто старается без особой нужды не заходить, так как эпидемиологическая обстановка по прошествии лет только ухудшилась, и продолжает ухудшаться.

Но на этом история ройнаров не кончается. Принцесса Нимерия с самого начала подозревала, чем закончится схватка с драконоводами - а потому не стала дожидаться, пока валирийцы доберутся до ее города, и тратить силы на изобретение проклятия поизощреннее. Вместо этого она погрузила все население на корабли и поплыла вниз по реке в надежде, что победители не заметят. И, что самое интересное - действительно ведь не заметили! Как можно проспать десять тысяч кораблей, имея возможность разведки с воздуха - ни одному мейстеру неведомо; возможно, гипербола Гарина действовала и тут. Как бы там ни было, Нимерия сотоварищи спокойно вышли в открытый океан и отправились на юг.

С этого момента, правда, везуха закончилась, а мозги у Нимерии почему-то выключились. Иначе невозможно объяснить, почему в качестве убежища они выбрали Острова Василисков - самое злачное место во всем обитаемом мире, населенное пиратами и работорговцами. Представьте себе «Тортугу» из «Пиратов Карибского моря», только без Джонни Деппа и Киры Найтли, зато со средней продолжительностью жизни в 20 лет и повсеместным правом сильного. Возможно, Нимерии казалось, что после драконов уже ничего не будет страшно, но тут она несколько поторопилась с выводами. Как только флот ройнаров встал на якорь,  корсары срочно забыли свои междоусобные склоки, заключили мир и все вместе поехали промышлять пришельцев. Кампания была настолько успешной, что они раздобрели и предложили ройнарам, раз их так приятно и легко грабить, поселиться у них на архипелаге, на острове Жабьем - с условием выплаты годовой дани в тридцать дев и юношей. Наверное, начитались мифов про Минотавра. Нимерия, впрочем, не стала ждать своего Тесея; вместо этого ройнары собрали манатки и отправились странствовать дальше. Почему-то они не удивились, что пираты какое-то время ехали за ними следом, призывно махали руками и не нападали, а только кричали вслед «Вернитесь, мы все простим! Там совсем ващще!» Гордые ройнары не послушались - и, как показало развитие событий, зря.

На этот раз их занесло в самое что ни на есть сердце тьмы, на южный континет Соториос, куда даже валирийцы на своих драконах опасались залетать. Нимерия, очевидно, думала, что отсутствие автохтонного населения (Пестрые Люди не в счет, ибо людьми их не считали даже толерантные ройнары) и обилие невозделанных земель позволит ее народу воплотить в жизнь мечту и построить рай посреди ада. Сильнее ошибиться было сложно - ибо в Соториосе изобиловали не только Пестрые Люди, но и всякие опасные твари вроде крокодилов, ехидн, химер и гидр, воды кишели паразитами, в джунглях процветали чума, холера, малярия, эбола, энцефалит и крымская геморрагическая лихорадка - а что творилось в заброшенном неизвестной цивилизацией городе Йеен, вообще никто не знает. Ройнары основали было там колонию, но однажды, спустя примерно год после прибытия в Соториос, когда ройнарский корабль с побережья отправился в Йеен, проведать колонистов -  он обнаружил, что все йеенские ройнары в одночасье просто исчезли. Не было найдено ни трупов, ни следов борьбы, ни прощальных записок - ничего. Этот намек поняла, наконец, даже Нимерия: в который раз она собрала оставшихся у нее соплеменников и отчалила.

Невезуха преследовала ройнаров и дальше. На острове Наат жители готовы были их принять - но тамошние бабочки переносят некую болезнь, против которой нет иммунитета ни у кого, кроме туземцев, так что пришлось ройнарам ехать дальше. Они попробовали поселиться на незанятом клочке земли из группы Островов Лета, но там почти ничего не росло, и среди беженцев начался голод. На этом месте некая жрица по имени Друзелка (неясно, откуда среди ройнаров взялись чехи - ну да ведь среди них и вьетнамцы есть, в конце концов) сказала, что «слышала зов» Ройны-Матери и резонно заметила, что хотя за время странствий она и повидала много разных способов умереть, но если уж непременно надо это делать, то не лучше ли просто взять и поехать на родину, где добрые валирийцы всех  их с радостью убьют? Так она и ее сторонники и поступили - и валирийцы, конечно, не обманули их ожиданий.

Этот раскол, наверно, немного вправил мозги Нимерии, так как вместо того, чтобы селиться в заведомо непригодных для жизни местах, она наконец отправилась туда, куда до сих пор все миграции были успешны - в Вестерос. А вместе с мозгами к Нимерии вернулась и ее везуха. Ибо местом высадки в Вестеросе стали не какие-нибудь Штормовые Земли или, упасите Семеро, Железные острова - но самый малонаселенный регион, где к тому же не было единой власти: Дорн.

Иссеченный горными хребтами и пустынями, с горсткой обитателей, но со своим маленьким, но очень гордым царьком в каждом ущелье, Дорн в те времена очень напоминал наш современный Кавказ - поэтому, чтобы наглядно представить себе его население, можно просто представить себе каких-нибудь чеченцев, выйдет очень похоже. Среди дорнийцев большинство отнеслись к приезду нескольких десятков тысяч ройнаров с не большим энтузиазмом, чем дарагие маасквичи относятся к тем же чеченцам - но кое-кто  понял, что из лимонов, которые тебе дает судьба, надо делать лимонад, а не пытаться проглотить их целиком. Морс Мартелл, бывший до этого малозначительным царьком на отшибе региона, понял, что не виноватый он, они сами пришли: тысячи воинов, прошедших в буквальном смысле огонь и воду, закаленных в боях с такими противниками, по сравнению с которыми окружающие тейпы сущие дети. Надо просто приютить их, да сказать им пару ласковых слов - благо, среди них много женщин, эти к ласковым словам обычно неустойчивы. И - сработало! Так удачно, что Нимерия не только согласилась выйти за Морса замуж, несмотря на его имя - она еще и сожгла все корабли, обьявив, что новая родина найдена и дальше искать не нужно. С этим, правда, далеко не все были согласны, ибо засушливый Дорн не очень-то походил на родную Амазонку, то есть Ройну. Ничего конструктивного эта оппозиция, правда, тоже не предлагала (они даже новых кораблей построить не смогли) - а просто сидела на берегу местной речушки и рыдала, аки иудеи на реках Вавилонских. Поэтому на страницах данного повествования они появляться больше не будут, дабы оно не стало чересчур унылым. Остальные же ройнары, верные курсу своей принцессы, радостно влились в Дорнские междуусобицы - и таки решили их в пользу Морса Мартелла,  как он и рассчитывал. Кроме того, ройнары принесли с собой передовые технологии и идеологии - с тех пор в Дорне тоже равноправие полов, а бастардов на радостях даже уравняли в правах с законными детьми. То есть отныне это Чечня с толерантностью и правами человека.

Сам Морс Мартелл, правда, не успел пожать плоды своего стратегического замысла, погибнув в решающих боях c последними противниками объединения страны под его чутким руководством. Нимерия после этого выходила замуж еще дважды, достигнув преклонных лет - но в дальней перспективе Морс все сделал как надо, обеспечив своему дому владычество над Дорном на многие века.
Previous post
Up