Текст Дмитрия Ковалева с сайта
РусВина 17 августа 2013 года в 12.00 Энциклопедия российского виноделия Rusvina.ru вместе с партнерами впервые проводит открытую
народную дегустацию российских вин в Ростове-на-Дону. Организатором и инициатором дегустации выступил известный гаражный винодел и винный блоггер Алексей Носырев, партнером, предоставившим площадку -
Фермерский кооператив Hunky Dory (пер. Газетный, 99).
Идея открытой народной дегустации, которая будет продолжена 21 августа дегустацией для специалистов HoReCa, родилась в ходе обсуждения перспектив российского виноделия, открывающихся после скорого принятия поправок в 171-й Федеральный закон. Впервые российские власти готовы развернуться лицом к производителям вин из российского винограда, эти производители получат ряд финансовых и административных льгот, что поможет качественному российскому вину активно занимать свою нишу на рынке. Сегодня подобных виноделен в РФ около 40, через 5 лет их число может удвоиться. Мы решили помочь инициативам госструктур и объединений виноделов донести российское вино непосредственно до продвинутых, и, главное, интересующихся любителей вина. А также до сомелье, незаменимых посредников между виноделами и потребителями.
Дегустация для профессионалов HoReCa будет проведена 21 августа 2013 г. в 12.00 на базе Академии вина "Моцарт Хаус".
Эти мероприятия - не просто винодельческий конкурс, хотя они включают в себя закрытые дегустации, по результатам которых будут розданы награды и дипломы. Кстати, все протоколы дегустационных комиссий будут вывешены в открытом доступе для интересующихся. Но подлинная цель наших мероприятий - винное просвещение интересующейся отечественными винами аудитории столицы юга.
Первой площадкой для открытой народной дегустации выбран Ростов, впоследствии подобные дегустации будут организованы в других южных мегаполисах. Нам кажется странным, что в этих городах, за исключением Краснодара, до сих пор не проводятся дегустации и конкурсы, а, если проводятся - они не известны широкой аудитории. Жертва централизации власти и экономики, российский винный производитель сконцентрировался на Москве, весьма удаленном и уже хорошо освоенном импортерами рынке. На этом рынке трудно закрепиться и крупным винодельням, имеющим рекламные бюджеты и контракты с пиар-агенствами. Что говорить о гаражных виноделах, не имеющим возможности познакомить со своими достижениями москвичей или петербуржцев. При этом города российского юга с развитыми инфраструктурой, перерабатывающей промышленностью, сервисом никак не отнесешь к бедным.
Мы руководствуемся опытом открытых дегустаций в западных странах. Например, в Париже регулярно проводятся такие мероприятия, как
Salon du Vin de la RVF, Grand Tasting и другие. Они организуются профессионалами винного рынка, критиками, журналистами. Особое предпочтение на этих дегустациях отдается малым производителям Бургундии, Шампани, Бордо, Долины Луары. Парижане имеют возможность лично завязать контакты с виноделами, попробовать их вина, приехать впоследствии к ним в гости. В итоге львиную долю доходов, например, малых виноделов ("рекольтанов") Шампани составляют прямые продажи парижским клиентам, приезжающим к ним за вином на машинах.
Ростов, Краснодар, Сочи, Волгоград, Ставрополь, Пятигорск не более отдалены от российских винодельческих провинций, чем Париж от Шампани или Бургундии. В этой связи вы видим большие перспективы для продолжения практики народных дегустаций в южных мегаполисах. Вот они вкратце:
1. Небольшая удаленность от винодельческих зон делает жителей южных городов потенциальными винными туристами "выходного дня". Это возможность прямых продаж для гаражных виноделов, перспективы создания своих дегустационных клубов в ближайших мегаполисах.
2. Региональный патриотизм. "Наше донское", "наше кубанское вино" с виноградников, которые можно самому увидеть, от виноделов, с которыми можно пообщаться и подружиться, должны вытеснить в общественном сознании " российское порошковое вино", о котором говорит каждый, побывавший на черноморских курортах.
3. Большая часть жителей южных городов - в первом и втором поколениях выходцы из станиц и сел своих регионов. Распространение крепкого алкоголя здесь - явление сравнительно недавнее, последних 50-60 лет. Эти люди знакомы с культурой виноградарства, "дедушкиными винами", что в корне отличает рынок южных мегаполисов от московского или петербургского. Здесь проще объяснить особенности тех же красностопа или сибирькового, не похожих на французские или итальянские сорта.
4. За исключением ряда профильных бутиков, алкосетей, российские вина мало представлены в южных городах. Если и представлены, то речь идет о крупных компаниях, но никак не о гаражных винодельнях. В то же время образ "простого парня из среднего класса, земляка, делающего для меня вино по разумной цене" весьма востребован местной публикой. Перспективы продаж фермерских вин в этих городах недооценены.
5. Наконец, сомелье ростовских, краснодарских, кавминводских ресторанов знают о последних достижениях российских вин лишь понаслышке. Их никто, или практически никто, этому не учил. Поэтому наши дегустации в Ростове для любителей и для профессионалов HoReCa будут предварены небольшими лекциями, презентациями российского виноделия, ознакомительными дегустациями.
Особый упор мы делаем на работе с местными журналистами, блоггерами. Кому, как не им, рассказать жителям своих городов и регионов о росте российского виноделия. Обучение местных журналистов грамотному винному языку, формирование "южного винного журналистского пула" - наша перспективная задача.
Впоследствии подобные дегустации будут проведены в Москве, Петербурге, других северных мегаполисах. Здесь мы постараемся найти свой язык, свой подход для искушенной западными винами аудитории. Например, в Санкт-Петербурге разрабатывается дегустация казачьих сортов, в которую будет вкраплена региональная кухня, фольклор и другие элементы этнической культуры донских и терских казаков.
Что говорить, работы много, но работа эта интересная.
Дмитрий Ковалёв
Подробнее о мероприятиях:
Народная дегустация Дегустация HoReCa