Мало кто воспринимает сейчас российский коньяк с почтением и восхищением, но так было не всегда. История напитка пережила много падений и подъемов.
Создание
Первооткрывателями напитка, конечно же, были французы и назвали свой напиток в честь города производства. А в России напитку дали такое же название, потому что он делается по той же технологии, что и французский коньяк.
Как же могли французы допустить, что в России используется их наименование? Существует легенда, что когда русские привезли свой коньяк во Францию на выставку, он так всем понравился, что основатели коньяка разрешили использовать это название вместо «бренди».
На деле же во Франции зарегистрировали наименование Cognac позже, а главное, не на русском. Поэтому в России и есть свой «Коньяк», вот только для экспорта это уже бренди.
Для создания коньяка нужно получить виноградные спирты, которые во Франции стали делать, чтобы вино не портилось в дороге по морю. В России впервые виноградный спирт стали делать в 19 веке на Северном Кавказе. Так началось развитие коньяка в России и появилась водка Кизлярка.
Коньячные короли
Первый крупный завод по производству коньяка создали в Грузии, основателем был Давид Сараджишвили, который добился больших успехов на этом поприще, получил много наград за свой
коньяк на международном уровне. Бренд существует до сих пор и пользуется популярностью. В Ереване также производился коньяк, там этим занимался Нерсес Таиров, а в Азербайджане развитию поспособствовали немцы из семьи Форер и Гуммель.
Королем среди всех королей является Шустов, который привнес свой вклад в коньячное дело и на Украине, и в Ереване, и в Азербайджане. По легенде именно он принес свой коньяк на международную выставку, где Франция разрешила использовать свое наименование.
Николай Шустов известен еще из-за своей гениальной рекламы в России и за рубежом. На родине он нанимал студентов, которые требовали в барах коньяк «Шустова», а в случае его отсутствия устраивали драки. После таких представлений газеты пестрили своими заголовками о случившемся. А за границей он нанимал опрятных людей, которые приходили в дорогие заведения и просили именно этот коньяк.
Падения и взлеты
Благодаря Шустову, Сараджишвили и другим коньячное дело в России становилось все крепче, и было серьезным конкурентом даже для Франции. Однако Первая мировая, сухой закон и другие внешние факторы практически полностью уничтожили российский коньяк.
Затем напиток снова возродился к 1936 году. Именно тогда у российского коньяка стали появляться строгие требования к производству.
Сейчас «нефранцузское» коньячное дело пребывает в не очень хорошем состоянии: на рынке слишком много подделок, много производителей делают свой продукт не по установленным правилам, используется часто коньячный спирт виноградного происхождения вместо настоящего винограда. Все это говорит о плачевности положения, которую собираются исправлять «Росалкогольрегулирование» и «Роспотребнадзор». Контроль и жесткие санкции должны помочь выправить ситуацию на рынке.