- Ну что, ромалы, споем одну из наших веселых залихватских цыганских песен!
- Какую из двух?
- Ту, которая не про похороны.
Вместо эпиграфа
«Вверх» - невероятный фильм. Будь моя воля - я отобрала бы все Оскары, розданные за время существования Американской академии киноискусства, и отдала бы их Доктеру и Ко. Я никогда в жизни не видела ни одной истории, где за игрушечной картинкой - столько жизненности, за юмором - столько пронзительной грусти, за короткими диалогами - такие длинные судьбы.
Мне вообще временами кажется, что все настоящие творцы, оказавшиеся волею судеб в коммерческом кинематографе, снимая очередной свой блокбастер, имеют по кукишу в кармане.
Иногда кукиш проглядывает в прореху и особо наблюдательные зрители получают бампером по кумполу его замечают, иногда о существовании кукиша знает только владелец (который рано или поздно в интервью все-таки не выдерживает, и, как серийный убийца, начинает прилюдно сознаваться о том, что он вовсе даже не развлекательный боевичок снял, а философское автобиографичное кино с девятью смысловыми слоями), иногда для кукиша специально прорезана дырка в кармане, да еще обшита по краям блесками, а сам кукиш украшен печаткой с затейливыми символами, ведущими свою историю от древних майя или средневековых иллюминатов.
В общем, это продюсерам хочется отбить бабло. Режиссеры, сценаристы и художники хотят создать мир - свой мир, полный событиями и приключениями, которым нет место в нашем «украл-пропил-в-тюрьму»; мир с цветами, выходящими за спектр радуги; с созданиями, который не встретишь даже в самой красной-прекрасной книге. Тот мир, который живет в каждом человеке, и который обычно умирает вместе с ним, так никем и не увиденный.
Нельзя сказать, что творить миры кинематографистам запрещают. Можно, в чем проблема. Только не забывайте про ЦА™. Если ЦА™ - мамы с детьми, то смотрите, осторожнее там. Пойте лучше ту песню, которая не про похороны, а то песня про похороны может навести ребенка на нехорошую мысль про то, что его хомячок ушел вовсе не на радугу, да и рыбка из унитаза попадет отнюдь не в свой рыбий рай. А мамы, вынужденные доказывать, что хомячья радуга и рыбий рай в канализации все же существуют, обидятся и больше не пойдут на наши мультфильмы. И бабло, призванное победить зло, не будет отбито.
В результате все то, что обычно волнует нормального человека - смерть, боль, утраты, одиночество, старость - в коммерческих проектах тщательно прячется за нарочитой фантастичностью и схематичным обозначением этих событий.
Про мультфильмы вообще молчу. Они - для детей. Они - совсем не про похороны.
Все, кроме этого.
«Вверх» - это пять историй, каждая из которых украшена воздушными шариками. Очень странными воздушными шариками - они не мешают этим историям быть грустными, но делают эту грусть светлой.
Элли, я ведь не разрешил ему оставить птицу!
Карл Фредрексон
Старик, жизнь которого кончилась. У него нет друзей, у него нет родных. Когда-то была обожаемая жена - но она умерла в тот день, когда он купил билеты на самолет - слетать, наконец, на Райский водопад, о котором они мечтали еще детьми, глядя по телевизору на знаменитого путешественника Чарльза Манца, отважного героя, покоряющего дикие земли. История Карла и Элли - это первые 10 минут фильма. Те самые первые десять минут, когда обычно на фильме плачут, радуясь, что очки, выданные для 3D, скрывают слезы, столь неуместные на анимационной комедии.
А еще Карл Фредрексон - это самый потрясающая история любви, которую я видела. Именно так - только Карл, а не Карл и Элли.
Вы читали Франкла? Так вот Карл - его теория любви в чистом виде. Пока жив тот, кто любит - жив и тот, кого любят. Нет физического воплощения, но существует личность - оттиск того, кто был любим, в душе того, кто его любил. Для Карла Элли жива. Он разговаривает с ней. Он наверняка слышит ее ответы - вернее, знает, что она ответила бы (иначе почему он оставил птицу Расселу?). Правда, он ошибочно считает воплощением Элли дом, где висит ее портрет, где стоит кресло, в котором она сидела, и где лежит ее детский альбом, где она намеревалась описать все свершения, которые совершит в неизведанных землях. Впрочем, в конце концов, он понимает свою ошибку.
История Карла Фредрексона - это ящик с двойным дном. За радостным в ней - грустное, за грустным - снова радостное. Карл вырвался из одиночества и тоски, в финальных титрах - все тот же фотоальбом, в котором фотографии, на которых они с Расселом ходят на пикники, играют и путешествуют - но все равно понимаешь, что этой радостью, как желтыми кирпичами, выстлана дорога в самый последний изумрудный город. Это грустно. Но при этом воздушные шарики делают свое дело - ты понимаешь, что смерть неизбежна, но это не пугает и не угнетает. Это особенно остро позволяет осознать, насколько ценно настоящее. И что жизнь - лучшее приключение.
- Можно его оставить? Можно-можно-можно?!
Рассел
Бойскаут на охоте за значками, мальчик, который знает все о выживании в джунглях, но ни разу там не был. Отец подарил ему дорогой GPS-навигатор, но не научил ставить палатку - отцу некогда. Они вообще редко видятся с отцом. Потому что отец очень занят, и когда Рассел звонит ему, Филлис говорит ему, чтобы он прекратил его доставать.
- Ты зовешь мать по имени?
- Вообще-то, она не моя мать.
За всей шумностью Рассела, за его веселостью и доверчивостью - всё то же одиночество. Именно поэтому он так хочет «говорящую собаку». Именно поэтому он тащит с собой птицу Кевина. Он хочет заполнить свою пустоту. И очень хочет избавить от одиночества других. Получилось это или нет? Нам показывают, как Карл и Рассел живут после своего возвращения: вот Карл приходит на вручение значков Расселу, а вот они вместе считают машины разных цветов, а рядом припаркован доставшийся им дирижабль Чарльза Манца, на котором они наверняка еще не раз будут путешествовать.
Но все равно почему-то думаешь не о том, как они слетают в гости к птице Кевину, а т том, что рано или поздно Карл и Рассел расстанутся - ведь Карл уже старик, его смерть не за горами. И почти сразу понимаешь - смерть близких на самом деле никого не обрекает на одиночество. Если ты готов открыть свое сердце для любви и дружбы - ты никогда не будешь одинок. С тобой будут воспоминания о тех, кто когда-то был с тобой, и приключения вместе с теми, кто сейчас рядом.
Это очень смешная шутка! Белка - умрет!
Даг
Неуклюжий пес, над которым смеются все собаки из стаи, окружающей Чарльза Манца. Собака, мечтающая о хозяине. «Я вас еще не знаю, но уже люблю!» - он весь в этом. А еще Даг верит в белок, которые живут вечно. Его веселье над шуткой про то, что «белка умрет» - я до сих пор не подобрала нужных слов для того, чтобы описать, какое впечатление это производит. Наивный пес, который верит в то, что белки не умирают. Почему-то хочется надеяться, что он никогда не узнает, что хозяева тоже умирают.
Приключения рядом!
Чарльз Манц
Уязвленная гордость, обернувшаяся сумасшествием. Ему, кумиру миллионов, знаменитому путешественнику, не поверили! Скелет фантастической птицы, привезенной им, назвали подлогом! Манц отправляется в джунгли - и остается там. Он ставит ловушки и ждет, когда в них попадется птица. Он живет в окружении собак, не замечая, как те во время обеда таскают куски с его тарелки. Он боится, что забредшие к нему гости явились украсть его будущую славу - ту, которая вот-вот должна попасться в расставленные силки.
Манц по-настоящему зловещий персонаж: ни в одном мультфильме не было еще такого откровенно сумасшедшего убийцы, небрежно сталкивающего с полки чужие головные уборы, и, не глядя на испуганных мальчика и старика, перечисляющего: «Геолог говорил, что его интересует нефть…А этот говорил что-то про золото…» А еще ни в одном мультфильме не было столь очевидной и безапелляционной смерти антигероя: вот он падает вниз, глядя нам в глаза, а с ним связка шариков, вот только его шарики не держат…
Крести сердце!
Элли
Есть какая-то ирония в том, что, в сущности, самый счастливый персонаж «Вверх» умирает в первые десять минут. Тем не менее, история Элли - это самая жизнеутверждающая часть фильма. Именно в ней заложено то, что в первую очередь хотели нам рассказать создатели фильма: жизнь - это счастье. Не важно, сбылись твои детские мечты или нет. То, что ты сделал, твоя жизнь, ее радости и беды - это и есть самое ценное, и никакие райские водопады не сравняться с ними.
Что еще? Знаете, мне уже досталось за эту рецензию. В основном, конечно, по поводу моей способности угадывать истинные намерения создателей фильма: в основном все, прочитавшие текст, сходятся на том, что дело отнюдь не в мультфильме, а в том, что я подхватила эмо-вирус. Я специально не ставлю в посте фотографии - боюсь, забавно нарисованные персонажи и восхитительные пейзажи будут выбиваться из контекста. «Вверх», в сущности, чтобы я в нем не нашла своего, был, есть и будет для многих других просто смешным и добрым мультиком с хеппи-эндом.
И очень даже может быть, что дело всего лишь в том, что мыслям о неизбежности смерти и безмерной ценности жизни и радости, которая в ней заключена, просто нужен был повод для того, чтобы прорваться, и посмотри я в этот момент «Терминатора» - все равно приход был аналогичным. Правда, не знаю. Но в любом случае для меня этот мультфильм - очень тонка, мудрая и красивая история.
Крестите сердце! :)