Недалекое и несветлое будущее планеты Земля. Нефть, газ и операционные системы перестали приносить прибыль, поэтому корпорации, чтобы заработать себе на жизнь, вынуждены скупить тюрьмы, где они устраивают различные реалити-шоу, предлагая обывателям ознакомиться с ними в интернете всего за 99,99 долларов. К сожалению, и «Дом-268», и гладиаторские бои достаточно быстро наскучили пользователям, и количество тех, кто готов платить деньги за новые зрелища, стало падать. Именно в этот момент у некой Хенесси, стоящей у руля одной из компаний, и возникает идея смертельных гонок - своеобразной «Формулы-1» среди заключенных. Гонки ведутся на машинах, увешанных оружием, и у них (гонок, не машин) только одно правило - выжить любой ценой.
Идея оказывается успешной. Однако на одной из гонок погибает любимец публики - гонщик по прозвищу Франкенштейн. Как ни странно, но выбывание всего лишь одной фигуры оказывается для проекта практически смертельным - рейтинг передачи стремительно падает. Хенесси решает заменить Фрэнка - к счастью, это не сложно: Франкенштейн был сильно изуродован, и выходил на публику исключительно в железной маске (позаимствованной, судя по всему, в соседней тюрьме из реквизита реалити-шоу по мотивам фильма «Хэллоуин»).
Хенесси объявляет, что фаворит жив, просто сильно пострадал в последнем заезде, и начинает искать ему замену. Такая замена достаточно быстро находится в лице гонщика Джейсона Эймса. Одна проблема - Эймс совсем не в тюрьме, и явно не испытывает ни малейшего желания туда попасть. Да, когда-то он сидел, но теперь у него другая жизнь: жена, дочь, свечной заводик работа в порту. Однако Хенесси решает проблему достаточно быстро и просто: организовывает убийство жены Эймса и подставляет его самого. А дальше осталась самая малость: заполучить его в свою тюрьму, показать фото дочери, которую отдали в приют, и пообещать освободить Джейсона, если он выиграет под видом Фрэнка всего лишь одну гонку. Разумеется, Эймс соглашается…
Сразу оговорюсь - оригинал фильма я не смотрела, и сравнить фильм Андерсона с предыдущей «Гонкой» возможности не имею. В качестве же самостоятельного произведения «Смертельная гонка» является, на мой взгляд, образцовым быдло-фильмом блокбастером. В ней есть все: простой, но переполненный экшеном и действием сюжет; брутальный мускулистый герой, трогательно любящей свою крошечную дочь; стервозная (явно фригидная!) негодяйская интриганка, пустившая под откос жизнь брутального мускулистого героя; гнусного вида подручный стервозной интриганки; сексуального (размер четвертый, не меньше!) вида подручная главного героя; подтанцовка из самых разнообразных второстепенных персонажей, начиная от механика ботанического вида и заканчивая явно взятым для политкорректности негром, который сначала ссорится с главным героем, а потом плечом к плечу пробивает с ним дорогу к свободе.
При этом все на своих местах. Как актера я Стэтхэма (сыгравшего Эймса), оцениваю не очень высоко, но когда он оказывается на таких характерных ролях тру-хироу-мачо, харизма его оказывается более чем к месту. Конечно, ее одной на фильм явно не хватит (чему пример совершенно провальный «Во имя короля»), но если к харизме приложить экшен, не мудрить с сюжетом и не ошибиться во время кастинга остальных персонажей - фильм получается для своего класса просто отличный. И «Смертельная гонка» - именно этот вариант.
Во-первых, большую часть времени отвели именно под сами гонки (жену укатали практически за первых минут 10-15, суд над Эймсом вообще игнорировали, перебросив зрителя сразу к его разговору с Хенесси). А гонки вышли отличные - на большом экране просто дух захватывает.
Во-вторых, просто блестяще, на мой взгляд, подобраны абсолютно все персонажи. Вторая главная роль после самого Эймса - это, пожалуй, Хенесси в исполнении Джоан Аллен. Хенесси вышла - ну просто таки идеал любой феминистки. Властная, умная, хладнокровная и фантастически смелая (чего только стоит ее приватный разговор с Эймсом, который уже догадался, чьими молитвами он за решеткой, а его жена - на кладбище, и с которого она, прекрасно понимая степень его осведомленности, все равно приказала снять наручники). Конечно, персонаж сугубо отрицательный в силу своей аморальности и безнравственности, но при этом, несомненно, яркий, интересный и украшающий фильм.
Но в плане актерских работ дело не ограничивается дуэтом Стэтхема и Аллен. Этот фильм поразил меня тем, что просто великолепно подобрали вообще всех. Каждый из семи гонщиков, подручные Хенесси, бригада автомехаников - все они яркие персонажи со своим характером. У меня подозрение, что если бы в фильме показали уборщицу - они и на нее нашли бы колоритную бабульку, которая порадовала бы даже двухминутным появлением на экране.
В общем, «Гонка» - зачетное кино и прекрасный способ развлечься для тех, кто любит брутальные экшены. Даже несмотря на то, что в фильм по голливудской традиции запихали семейные ценности и политкорректного негра.