(no subject)

Oct 07, 2011 02:08

каждый раз, когда я оказываюсь в совершенно новом месте, мне кажется, что оно превосходит мои ожидания - даже если я читала обо всем, что могу здесь увидеть, даже если я знаю историю страны, даже если картинки с изображением основных достопримечательностей плотно сидели у меня в голове. будапешт оказался непохожим ни на что, точнее, на то, как мне
всегда виделась прага (в которой я не была ни разу в жизни); город сумел поразить меня уже тогда, когда я смотрела на него из окна автобуса-шаттла, везущего меня из аэропорта в европейский молодежный центр, где проходит второй семинар "молодых послов мира". в момент первой дневниковой записи было семь часов утра, я проснулась часом ранее и была очень счастлива обойти спящее здание и взглянуть на библиотеку, учебные аудитории, холлы с фотографиями, пока там никого не было. с балкона моей комнаты открывается вид на террасу, где принято обедать в ясную погоду, и где есть огромные шахматы - в треть человеческого роста, что напомнило мне о первой части "гарри поттера".
первый день здесь был полон волнений (к счастью, приятных) и получился невероятно длинным, поскольку разница во времени между будапештом и иркутском составляет добрые семь часов. накануне моего отъезда, ровно через месяц после нашего возвращения, маму выписали из больницы, поэтому я уезжала в весьма сумбурных чувствах, однако до сих пор счастлива возможности быть здесь.
в москву я летела с ксенией, еще одной барышней-волонтером ббт, отправляющейся в сша по программе тахо-байкал института, пока мы оживленно болтали во время рейса, она рассказала мне анекдот про меня и большую часть моих знакомых:
- ах, я опять хочу в париж...
- ты что, уже была? нет, уже хотела...
и дейстивтельно, я бесконечно, с вожделением и жадностью говорю обо всех городах и странах, которые не выходят у меня из головы - англия, ирландия, исландия, швеция, камбоджа и сингапур, перу и куба, грузия, румыния...
в шереметьево, после шестичасового перелета мы расстались, и, едва явившись в нужный мне терминал, я обнаружила, что венгерские авиалинии задерживают мой рейс на два часа, поэтому я устроилась у самого окна с книгой и смотрела, периодически поднимая глаза, на то, как взлетают и садятся самолеты, и пыталась угадать, куда они летят... там же встретила юношу с моего проекта, добрейшего чеченца бекхана, котороый летел в будапешт через прагу и, уходя, оставил мне горсть конфет, чтобы
скрасить ожидание. венгерские авиалиние стремительно вернули расположение пассажиров вкусным обедом (и не в последнюю очередь тем, что к нему подается белое или красное вино). на небольших мониторах периодически появлялись занимательные видео, из которых я узнала, что мы летели на высоте 12 192 метра, температура за бортом составляла - 64 градуса по цельсию, а путь наш пролегал над украиной, белоруссией и польшей.
ферихедь - венгерский аэропорт - оказался изумительно дружелюбным и, вопреки всеобщим опасениям, вполне англоговорящим.
автобус-шаттл, курсирующий из аэропорта в любую точку города, и его водитель стали моими первыми гидами по будапешту - из окна я завороженно смотрела, как меняется город - от советских построек в пригороде и на окраинах к старинным замкам и восхитительным особнякам в стиле ар-нуво в центре, первое метро в европе (об этом мне еще дома рассказал Игорь), красивейшие вокзалы, церкви, стоящие в тени деревьев в глубине осенних парков, и все это выглядит совершенно иначе, одно осознание того, что я впервые в жизни в восточной европе, наполнило меня ликованием, все эти названия улиц (korut - проспект, utca - улица), мосты через дунай - мост маргит, цепной мост со львами, воздушный мост эржебет, фонари, площади...
улица зиватар, где находится центр, лежит в части города под названием буда - более холмистой, во втором округе, районе, который носит романтическое имя холм роз. чтобы попасть туда, мы проехали через пешт, пересекли мост маргарет (или маргит - так венгры называют свою любимую канонизированную принцессу), и именно тогда я впервые увидела
то, что влюбило меня в город бесповоротно - здание парламента, знаменитый замок, возвышающийся над водой десятками башен. уже минуту спустя автобус петлял узкими улочками, взбираясь вверх по холму, а я представляла, как при первой же возможности пройду через мост маргит пешком.
возможность представилась в первый день, во время обеда, как только мы выяснили, что на него отводят целых два часа - было бы кощунственно потратить это время на переваривание прекрасных блюд венгерской кухни, поэтому мы с украинкой юлей и ирландкой коррин отправились к зданию парламента - спустились с холма, пересекли оживленный проспект маргит и оказались на мосту, вид с которого прекрасен настолько, что хочется шагать и шагать по нему, подставив лицо легкому ветру с дуная, глядеть на экскурсионные кораблики, холмы буды, увенчанные узорчатыми башенками, с одной стороны, и на более ровный, архитектурно умеренный пешт с другой. до парламентa мы дошли вдоль красивейшей улицы, по которой сновали желтые трамваи, очень похожие на послевоенные, словно с ретро-открыток. здание парламента величаво издалека, но вблизи оно производит впечатление неописуемой силы, потому что похоже на ювелирное украшение тончайшей работы, или на бумажную снежинку, старательно вырезанную - чем сложнее движения ножниц, тем красивее узор.
от здания парламента мы шли вдоль набережной, где увидели один из самых грустных памятников в мире - памятник расстрелянным 8 мая 1945 года узникам евроейского гетто, встретившим смерть, глядя на реку. памятник представляет собой шестьдесят изваянных из металла пар обуви - сапог, ботинок, туфель, детских сандаликов, которые словно только что сняты с человеческих ног. подошли ближе и увидели, что почти в каждом ботинке оставлены крохотные белые свечи, коррин сказала, что каждый вечер находятся люди, которые зажигают их.
в первый же день я узнала о будапеште, что
* скульптор, украшавший легендарный цепной мост через дунай монументальными фигурами львов, поклялся свести счеты с жизнью, если в его работе найдут хотя бы один изъян. каково же было его удивление, когда однажды было обнаружено, что у львов нет... языков.
* западный вокзал, поразивший меня в самое сердце, был построен гюставом эйфелем за десять лет до символа парижа.
* город сочетает в себе совершенно несовместимые на первый взгляд архитектурные стили - романская эпоха, готика, ренессанс, барокко, ар-нуво... последнему даже посвящен маленький музей под названием the house of art nouveau.
* "музей террора" расположен в здании, которое успело послежить штаб-квартирой и венгерских фашистов до 1945 года, и коммунистических спецслужб после.
* все статуи, возникшие в будапеште при коммунизме, в начале 1990х были перенесены в специальный парк, где теперь находится музей под открытым небом с характерным названием memento.
а потом время побежало очень стремительно, и уже на следующий день прекрасная барышня из армении сона и я проснулись в пять утра, и за три часа до начала занятий успели не только повторить знакомый путь к зданию парламента и обратно, но и пересечь цепной мост, подняться к рыбацкому бастиону и церкви матьяша - архитектурным шедеврам на вершине будайских холмов, обойти старый город в буде, все еще обнесенный крепостной стеной, с его узкими мощеными улочками, крохотными круглыми площадями, старинными тавернами, крутыми лестницами, с верхних ступеней которых можно видеть аккуратные домики с черепичными крышами. в семь утра поднялось солнце, а мы спустились с холма крепостей к усыпанному желтыми и алыми листьями проспекту маргит, по которому засновали проснувшиеся трамваи, и медленно пошли вдоль путей обратно к центру, где вот-вот должен был начаться второй учебный день. когда мы спустились к завтраку и увидели сонных одногруппников, я снова пережила это чудесное, почти детское чувство - чувство, когда у тебя есть очень хороший секрет.
Previous post Next post
Up