Я памятник тебе воздвиг. Он - рукотворный…

Jul 06, 2014 13:46


«...Дело в том, что я обретаюсь в ужасной тоске: извозчик едет тихо, дорога прямая, как палка, на квартире вонь, перо скверное. Кажется довольно, чтоб истощать ангельское терпение, подобное моему...». Эти строки Михаил Юрьевич Лермонтов написал в письме своей хорошей знакомой Софье Александровне Бахметевой летом 1832 года, когда вместе с бабкой Е. Арсеньевой останавливался проездом в Твери.

<


Перефразируя чапаевского замполита Фурманова, хочется сказать: Михаил Юрьевич был, конечно, хороший человек, но зачем же памятник ставить?



Лермонтоведы предполагают, что поэт бывал в нашем городе (Тверь) восемь раз, переезжая из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. Они же утверждают, что ни в стихах, ни в поэмах, ни в прозе, ни в драматических произведениях Лермонтова нет ни одной строчки, даже случайной, где был бы упомянут наш уездный город.

Перефразируя чапаевского замполита Фурманова, хочется сказать: Михаил Юрьевич был, конечно, хороший человек, но зачем же памятник ставить?

Городские чиновники придерживаются иного мнения. Даже местечко подыскали - на набережной Степана Разина. Новоиспеченный глава администрации Юрий Тимофеев идею установить в Твери памятник Лермонтову уже одобрил.

Правда, вопрос «ставить-не ставить» обсуждался на заседании городской комиссии по топонимике еще в декабре прошлого года. Называется, вспомнили, что в 2014 году в России будет отмечаться 200-летие со дня рождения автора психологического романа «Герой нашего времени» и драмы «Маскарад». Тем паче, что в администрацию с просьбой об установке монумента обратилось такое солидное учреждение, как «Русский научно-культурный центр». Кроме того, представители центра не просили из бюджета ни одной копейки и пообещали оплатить все работы за счет спонсоров.

Ну как тут устоишь? И в результате комиссия по топонимике дала добро на установку памятника.

Нет, я совершенно ничего не имеют против великого поэта и очень рад, что в администрации города Твери знакомы с творчеством Михаила Юрьевича и помнят его крайние даты.

Мне непонятно одно: а почему только Лермонтову, собственно? В свое время к тверскому генерал-губернатору принцу Георгу Ольденбургскому в Императорский дворец приезжали Карамзин, Чаадаев, Гнедич, Дмитриев, Кипренский. Проездом, как, собственно говоря, и Лермонтов, останавливались в Твери Радищев, Жуковский, Островский, Тургенев, Чехов, Толстой, Горький. По центральным улицам и по набережным когда-то прогуливались архитектор Львов, писатель Лажечников, критик Белинский. Это позапрошлый век.



А век прошлый? Бывали у нас Куприн и Грин, Щепкина-Куперник и Луначарский, Маяковский и Есенин, Орешин и Клычков. Кроме того, приезжали Твардовский и Солженицын, Викулов и Кожинов, Вознесенский и Евтушенко.
Наконец, какое-то время здесь жили Дрожжин и Ахматова, Гумилев и Шишков, Мандельштам… Я уже не говорю, сколько иностранных литераторов, живописцев, скульпторов и прочих славных людей проезжали город или останавливались в нем погостить на недельку-другую.

И что интересно, заметьте, именно в 2014 году исполняется… 220 лет со дня рождения Чаадаева, 230 лет - Гнедича, 125 лет - Ахматовой, 140 лет - Щепкиной-Куперник. 145 лет назад умер Лажечников, 210 - Львов. А тот же Николай Александрович, извините меня, сделал для Твери и Тверской губернии куда больше, чем Лермонтов. Да и Анна Андреевна, прожившая на тверской земле вместе с Гумилевым, согласитесь, памятника достойна никак не меньше, чем проезжавший восемь раз через город Михаил Юрьевич.

Недавно довелось побывать в Рязани, где я был изумлен обилию памятников, монументов, понатыканных чуть ли не на каждой улице, и мемориальных досок чуть ли не на каждом доме. Ну, памятники Ленину, Есенину, Циолковскому и Попову, еще понятно. Но кто такие, например, Костычев, Молодцов, Петров и Павлов, хоть убей, так и не понял…

Хотя, чего там, пускай и в Твери Лермонтов стоит, тем более что о литераторе знают даже в городской администрации. Как-никак, памятник, украшение города, да к тому же и денег из городского бюджета тратить не нужно. Теперь главное, чтобы не наделали очередных орфографических ошибок на монументе, и не получилось так, как в одном бородатом анекдоте.

В каком-то городе открывали памятник какому-то полководцу. Когда сдернули покрывало, народ опешил:

- А че это у вас маршал в такой странной позе изображен?

- Деньги на монумент спонсоры жертвовали. На лошадь средств не хватило…

Антон Дроздов

россия, культура, русский язык, памятник, поэзия

Previous post Next post
Up