Григорий Иосифович Барам родился 28 апреля 1948 года в г. Ленинграде. В 1971 году окончил НГУ. Доктор химических наук. Лауреат Государственной премии СССР в области техники за 1985 г. Работал руководителем группы в специальном конструкторско-технологическом бюро биологически активных веществ Главмикробиопрома СССР (г. Новосибирск), Новосибирский институт биоорганической химии СО РАН, с 1987 по 2005 г. - зав. отделом Лимнологического института (г. Иркутск), зам. ген. директора по науке ЗАО «Институт хроматографии «ЭкоНова» (г. Новосибирск), руководитель научно-образовательного центра «Хроматография»
Заведующий отделом Института хроматографии СО РАН рассказал о системе безопасности, химическом геноциде и здоровье человека.
Недавно в одном из детских садов Калининского района Новосибирска специалисты Россельхознадзора обнаружили партию опасной для здоровья крупы, из которой детям варили кашу.
Этот случай только малая часть айсберга.
Почти все продукты, которые потребляют россияне, опасны для жизни, считает Григорий Барам, заведующий отделом Института хроматографии СО РАН, доктор химических наук.
- Сплошные мутагены? - Григорий Иосифович, это очень серьёзное заявление. Чем вы его обоснуете?
- Большую опасность для здоровья человека представляют содержащиеся в продуктах питания и в питьевой воде вредные вещества: пестициды, токсины, мутагены, канцерогены.
Эта химическая опасность скрыта.
Речь идёт о хроническом отравлении населения. Ведь обычный гражданин не может защититься от химической опасности самостоятельно. Обнаружить вредные вещества можно с помощью методов аналитической химии. Но существующая в России государственная система охраны здоровья населения не выполняет своих функций и должна быть незамедлительно реформирована.
Дело в том, что в нашей стране решение всех проблем, прямо связанных со здоровьем человека, отдано на откуп одному ведомству - Минздраву. Мотивы были, видимо, самые благородные - собрать все силы в один кулак. Но почему же строители новой России не объединили под одной крышей МВД, ФСБ, Минюст и прокуратуру? Только Минздраву поручается проводить научные исследования в области нормирования, организовывать систему контроля (аккредитация лабораторий), выдавать сертификаты на безопасность продуктов.
- Но в СССР такая служба тоже была единственной в стране…
- Не совсем. В СССР тщательно контролировали ввозимое продовольственное сырьё, продукты питания и лекарства силами нескольких хорошо оборудованных химико-аналитических лабораторий.
Отечественная продукция, ассортимент которой был весьма скуден, производилась по хорошо отлаженным технологиям и контролировалась самими производителями, государственная агрохимслужба контролировала расходование всех пестицидов. Роль санэпидемслужбы сводилась только к нормированию и надзору, а хозрасчётной деятельности вообще не было.
Сегодня система приспособилась к рыночной экономике и развивает доходные направления своей деятельности, а расходные (бюджетные) - сведёт к минимуму. Если сравнивать химическую безопасность России и США, то у нас она удручающая.
В РФ обязательно контролируются только 4-5 пестицидов. Остальные 418, перечисленные в «Гигиенических нормативах» контролируются только в том случае, если к товару приложен сертификат, где указывается, какие именно пестициды применялись при производстве продукта.
Отечественные производители так называемой экологически чистой продукции, как правило, не прикладывают сертификат вовсе, или указывают в нём совершенно другие пестициды.
В РФ разрешены к применению 476 пищевых добавок (консерванты, красители, ароматизаторы, стабилизаторы, вкусовые добавки и пр.), но норм для них нет.
Получается: добавляйте сколько хотите, господа производители!
- Так почему не вводят нормы?
- Очевидно, что чем больше опасных веществ нормируется, тем более безопасны товары. Но большое количество нормативов прибавит работы химикам-аналитикам. Да и лаборатории надо оснащать современными и дорогими приборами.
Поэтому с появлением сертификации появились эти совершенно «безопасные» СанПиН, написанные и утверждённые самим Минздравом.
Да и услуги по сертификации, аккредитации, аттестации и лицензированию оплачивает заинтересованная сторона - фирмы-производители по договорной цене. А конкурентов у Минздрава нет.
Вот и получается, что хотя есть управления, таможенные склады, лаборатории, особо защищённые бланки сертификатов, но нет надёжных современных норм качества, а значит, и безопасности продуктов.
Ведь сертификация по высоким стандартам требует высокой квалификации персонала сертификационных центров и современного дорогого оборудования. Ни того, ни другого у Минздрава нет, а делиться заработком монополист не желает.
Страна-свалка
- Очень мрачная картина. Получается, что незаметно нас травят токсичными продуктами?
-Вполне возможно, что это так. Россия для иностранных производителей является привлекательным рынком, где можно выгодно продать любой товар, непригодный для экспорта в развитые страны. Своего рода свалка, где деньги за захоронение не берут, а дают. Дают тем больше, чем красивее и солиднее этикетка.
Для местных и международных террористов наша страна - прекрасный полигон, на котором можно совершенно безнаказанно экспериментировать. Мука, сахар, мясо, напитки - прекрасные объекты для добавления в них небольших количеств «незаметных» веществ, действующих не сразу, но наверняка.
Совсем не фантастическим мне представляется массовый эксперимент по изучению влияния какого-нибудь пестицида (или другой дряни) на здоровье 150 миллионов россиян. Результаты эксперимента оперативно, квалифицированно и публично огласит Минздрав. Но неужели мы какая-то африканская держава?
Если всё останется как есть, то будущее, действительно, выглядит мрачно. По данным Минздрава сейчас в России детей-инвалидов от рождения в 10 раз больше, чем 15 лет назад!
Я считаю, что это последствия «химического геноцида» нации.
А сколько инвалидов будет ещё через 10-15 лет? Но страна инвалидов и пенсионеров долго не протянет. После вступления в ВТО импортной продукции, включая сырьё, из которого делаются якобы наши продукты, заметно прибавится.
О том, какого качества они будут, даже думать не хочу.
- Что делать?
- Велосипед уже давно придуман. В США вопросы химической безопасности решаются наиболее рационально. Занимается ими государственная организация US FDA (Food and Drug Administration) - Управление по контролю за продуктами и лекарствами США. Три главные функции FDA -нормирование, надзор и аккредитация лабораторий (на право сертифицирования).
Последняя функция приносит ощутимый доход государству и сказывается на благосостоянии FDA лишь косвенно (в виде бюджетного финансирования). Сертификацией продукции занимается либо сам производитель (если он аттестовал свою аналитическую лабораторию), либо частные аккредитованные лаборатории.
Минздрав США только обеспечивает функционирование государственной системы здравоохранения. Так американцы убили сразу несколько зайцев: FDA заинтересована в разработке строгих и всеобъемлющих норм, лаборатории - во внедрении самых современных чувствительных методов анализа.
Эта система создавалась десятилетиями и съела в процессе строительства много миллиардов долларов. Почему бы России не взять её на вооружение (бесплатно!) в полном объёме, включая всю юридическую базу? Внедрение надо осуществлять постепенно, но быстро. Экономия средств в итоге будет огромной. А главное - и здоровье нации.
отсюда