В ближайшее время РЖД планирует лишить нас недорогого вида транспорта

Nov 30, 2013 01:43

Как мы лишились плацкартного вагона



В ноябре РЖД объявили о том, что плацкартные вагоны отжили свой век и будут заменены новыми - двухэтажными. В прошлое уходит эпоха, ведь плацкартный вагон - больше, чем средство передвижения, это модель нашего коммунального прошлого.


Страна, полжизни проведшая на нарах, с пониманием и даже любовью освоила двухярусное спальное место. Опаньки - и ты наверху! Кому-то, конечно, доставались нижние полки, а кто-то вообще обустраивался сбоку-припеку - это уж как повезет. Но, в принципе, все были на равных, а главное - на виду.

Самым престижным местом считалось верхнее левое по ходу. Поезд дергался среди ночи, и тебя заботливо прижимало к стене, тогда как сосед напротив рисковал упасть при слишком резком рывке локомотива. Такое случалось, но крайне редко... Вообще железнодорожный транспорт был безопасным. Самым доступным и самым демократичным. Во всех смыслах.



Бывало, приспичит тебе покурить или куда еще, слезаешь сверху осторожненько, чтобы не наступить на уснувшего, идешь, пошатываясь от качки и духоты, в сторону дальнего тамбура (ближайший туалет почему-то всегда был закрыт) - и перезнакомишься с половиной вагона. Запах курицы и натруженных ног, звон стаканов, детский плач и чей-то дружный хохот… - плацкартный вагон был одним домом, одним нескончаемым общежитием.

Можно было уехать из Москвы в Харьков с двумя копейками в кармане и вернуться обратно тем же путем, тем же плацкартом (проверено опытом), притулившись на самой верхней, багажной, полке - и при этом не испытывать недостатка. В плацкарте невозможно было остаться голодным, а ежели ты умел бренчать ни гитаре, травить анекдоты и резаться в карты - ты всегда был не только сыт, но и слегка под хмельком.

Заплатив полцены сердобольной проводнице можно было умахать не то что «до Харкиву», но и в теплый курортный Крым, а не то и в Хабаровск или даже Владивосток, полумифический Владик. Страна была велика и обильна. И что (или кто), как не плацкарт, открывал тебе ее настоящий размах, ее подлинную широту. Которая, как известно, исчисляется не только километами, но и какой-то другой, безразмерной величиной.



Кто-то сходил на богом забытой станции, кто-то входил - и начиналась новая глава повести под названием Человеческая Судьба. Затюканный и терпеливый, малоразговорчивый с незнакомцем, советский человек чудесным образом преображался в дороге. Вечерело, за окном мелькали пейзажи, похожие друг на друга и все же изменчивые, убогие и прекрасные, милые сердцу. Люди сближались, делились заботами, наболевшим, говорили, как на духу, сопереживали, не перебивали друг друга, вместе молчали, глядя в окно… Плакали и смеялись, влюблялись, теряли голову… Бывало, меняли всю свою биографию - в три минуты. Всего три минуты отводилось поезду на стоянку, а тебе - чтобы принять решение: сойти на незнакомом полустанке, в помятом командировочном пиджаке, с портфелем, и начать все с чистого листа. А если смалодушничал, упустил случай - поезд безжалостно уносил тебя дальше, в темень. Чтобы потом до конца дней своих ты каялся и вспоминал-проклинал тот самый плацкарт…

автор текста Алексей Шлыков

***

После Второй мировой войны в городе Халле, расположенном в Восточной Германии, на заводе Аммендорф, был спроектирован цельнометаллический классический купейный вагон. В 1951 г. Калининский вагоностроительный завод (ныне Тверской) решил его модернизировать, а именно - убрать все двери купе и перегородки, обрезать полки, а также добавить боковые места. Так родился исключительно советский тип вагона с немецким названием «плацкарт» (Platz Karte - дополнительная квитанция к билету, дающая право на спальное место), который буквально заполонил бескрайние просторы СССР, а затем и Российской Федерации, обретя всенародную любовь и признание.

Стандартный плацкартный состоял из 9 купе (слово-таки осталось) с двухярусными полками, не считая багажных. В каждом «отсеке» было 6 мест, включая боковые. Таким образом, в вагоне имелось 54 спальных места. Вагон был прост и практичен, однако имелись некоторые неудобства: так, окна над купе N 3 и N 6 были наглухо закрыты даже летом, потому как там размещались аварийные выходы. Недоброй славой пользовалось и место под номером 9 - оно было ближе всего к туалету. В остальном это был вполне приличный вагончик, не слишком дорогой по сравнению с «чисто» купейным и прочими повышенной комфортности. Цена билета «Москва-Петербург» в плацкарте составляла чуть более 1000 руб.

ОАО "Федеральная пассажирская компания" запускает новый тип вагонов. Новые 2-этажные вагоны начинают курсировать по маршруту Москва - Адлер в составе поезда №104 с 30 октября 2013 г. (отправлением из Адлера) и с 1 ноября 2013 г. (отправлением из Москвы).
Данный поезд входит в программу "Динамического ценообразования". В этой связи пассажиры имеют возможность приобрести билеты по минимальной цене при открытии продаж на конкретную дату.

Старт продаж для поездки по маршруту Москва - Адлер будет начинаться с 3207 рублей.
pass.rzd.ru/static/public/r...

Введение на маршруте Москва-Адлер двухэтажных вагонов позволило уже снизить на 30% стоимость билета в купе в этом направлении. «Сегодня мы наблюдаем рост перевозок в купейных вагонах за счет того, что цена билета там практически сравнялась по стоимости с проездом в плацкарте», - отметил Якунин, говоря про этот новый фирменный поезд.
baltinfo.ru/2013/11/14/Glav...








РЖД, реформа, повышение цен

Previous post Next post
Up