Что тебе снится, крейсер…

Nov 28, 2013 22:03



65 лет назад в Ленинграде была поставлена на вечную стоянку знаменитая «Аврора»



Недавно мы отметили годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, а сегодня юбилей у её славного символа - легендарного крейсера «Аврора». Уже 65 лет высится её привычный силуэт на Петроградской набережной столицы Революции.
(Материал юбилейно-новостной, но с некоторыми фактами можете столкнуться впервые. Основная галерея в самом низу после роликов (схемы, обои и пр.). ПИКСЕЛЕЙ как и всегда НЕ ЖАЛЕЛ !)


«Это было все, что осталось от еще недавно шумной и пьяной сутолоки
столицы. Ушли праздные толпы с площадей и улиц. Опустел Зимний дворец,
пробитый сквозь крышу снарядом с "Авроры". Бежали в неизвестность члены Временного правительства, влиятельные банкиры. знаменитые генералы...»

А.Н.Толстой, "Хождение по мукам"

Поднимаемся на палубу легендарного крейсера «Аврора»... Здесь, на баке, и сейчас стоит орудие, то самое, выстрел из которого возвестил миру о начале новой эры. На мемориальной доске, установленной на правой стороне полубашни, надпись:



Ранее она выглядела несколько иначе:



Бронепалубный крейсер «Аврора» вошел в строй в 1903 г. и прошел славный боевой путь, принимал участие в четырех войнах и двух революциях.
В Цусимском морском сражении в мае 1905 г. корабль и его команда получили боевое крещение. В историю крейсера «Аврора» были вписаны первые славные страницы, повествующие о мужестве и стойкости русских моряков.

В годы первой мировой войны «Аврора» в составе бригады крейсеров Балтийского флота несла дозорную службу, обеспечивала постановку минных заграждений.

Октябрь 1917 г. По приказу Военно-революционного комитета в ночь на 25 октября судовой комитет вывел крейсер на боевую позицию к Николаевскому мосту (мост Лейтенанта Шмидта). авроровцы вместе с моряками 2-го Балтийского флотского экипажа захватили мост, обеспечив продвижение революционных отрядов к центру города. Вместе с восставшими рабочими и солдатами штурмовали Зимний, участвовали в захвате Центральной телефонной станции, телеграфа, охраняли Смольный - штаб пролетарской революции...



Подробно об Александре Викторовиче Белышеве и событиях тех дней можно почитать ТУТ: funeral-spb.ru/necropols/bo...
Моряки крейсера «Аврора» были среди тех, кто в годы гражданской войны сражался с врагами молодой Советской Республики.

После окончания гражданской войны крейсер «Аврора» был отремонтирован комсомольцами. На борту «Авроры» проходили морскую практику будущие командиры Красного Рабоче-Крестьянского Флота - курсанты военно-морских учебных заведений. В первых заграничных походах «Аврора» гордо пронесла советский Военно-морской флаг по многим морям.



Белышев В.А. с курсантами-нахимовцами

В 1923 г. ЦИК СССР принял шефство над кораблем и вручил ему Почетное Красное знамя. К десятой годовщине Великого Октября в знак признания революционных заслуг крейсер «Аврора» первым из советских кораблей был награжден орденом Красного Знамени.
В суровые годы Великой Отечественной войны моряки «Авроры» принимали активное участие в героической обороне Ленинграда. Девять орудий главного калибра были сняты с корабля и установлены на сухопутных позициях в районе Дудергофа, десятое орудие получило прописку на бронепоезде «Балтиец». Три 76,2-миллиметровых орудия и шесть 45-миллиметровых орудий были установлены на кораблях Чудской военной флотилии.



Памятник пушкам крейсера в Дудергофе

По окончании Великой Отечественной войны крейсер «Аврора» был восстановлен и стал на вечную стоянку на Неве как памятник Великой Октябрьской социалистической революции. Свои штатные места заняли четырнадцать 152-миллиметровых орудий, столько же, сколько их было накануне Октябрьского вооруженного восстания.
Идут годы... Но вечно юной остается революционная «Аврора». Тысячи будущих морских офицеров не только учились здесь азам профессии, но и постигали высокий смысл революционных и боевых традиций, воспитывались на них, проходили настоящую школу «Авроры».

В 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР крейсер «Аврора» за выдающиеся заслуги моряков-авроровцев в Великой Октябрьской социалистической революции и защите ее завоеваний, плодотворную работу по пропаганде боевых и революционных традиций и в связи с 50-летием Советских Вооруженных Сил был награжден орденом Октябрьской Революции.



Удивительно, но крейсер до сих пор служит символом восстания и свободы, не даром так популярны шутки об «Авроре» плывущей по Москве-реке к Кремлю…



Но что самое интересное - она действительно плавает, правда пока не настоящая:




Крейсер Революции
"Отбивает равномерно склянки
На «Авроре» вахтенный матрос.
Вечную себе избрав стоянку,
Крейсер неподвижен, как утес.

Над металлом прочных переборок
Юности балтийской громок шаг.
Развевает ветер над «Авророй»
Боевой краснознаменный стяг.

Школьники приходят на «Аврору»,
Чествуя героев Октября,
И знамена пионерских сборов
Салютуют флагу корабля.

И стоит у славного орудья
Ветеран, балтийский командир...
Как в ту ночь, всегда он помнить будет
Выстрел тот, потрясший старый мир.

Здесь радисты крейсера
Возвестили радость торжества.
Передав всем гражданам России -
Ленинские вещие слова.

Не покинуть крейсеру стоянки,
Не уйти в простор балтийских вод.
Но все так же отмечают склянки
Вечное движение вперед!"

Всеволод Азаров



«Аврора» готовится к походу…
В 2014 году легендарный корабль-памятник - крейсер "Аврора" - отбуксируют в док судостроительного завода "Северная верфь" для масштабного ремонта. Каким увидят обновленный крейсер петербуржцы и туристы?

Последний раз крейсер "Аврора" капитально обновляли в середине 1980-х годов и должны были повторить эту процедуру как минимум уже дважды, но по разным причинам ремонт откладывали. Работа была сделана настолько качественно, что сейчас необходимо обновить и модернизировать лишь те системы, которые обеспечивают его деятельность как корабля-музея, говорит капитан "Авроры" Дмитрий Кантаев.

"Те системы, которые на данный момент у нас установлены по взрывопожаробезопасности, будут заменены на современные аналоги. Будут заменены системы, отвечающие за поступление воды и, соответственно, за ее откачку за борт. Будут заменены дизель-генераторы, системы управления", поясняет Дмитрий Кантаев.

От идеи поставить корабль на ход решили отказаться. В этом случае от исторической "Авроры" осталось бы совсем немного. А вот восстановить исторические механизмы и системы крейсера необходимо, считает директор Центрального военно-морского музея Руслан Нехай.

"На "Авроре" находится несколько систем, несколько механизмов, которые сами по себе являются оригинальными и историческими памятниками российского кораблестроения. Например, это рулевая машина фирмы Siemens, система связи, которая была поставлена фирмой Ericsson. Кстати, она была пионером для всего российского флота", - подчеркивает Руслан Нехай.

Для восстановления некоторых экспонатов сотрудники музея подняли всю историческую документацию. Так, например, планируется возродить медблок, в котором впервые на российском флоте появился рентгеновский аппарат. Все экспонаты, а их на "Авроре" более 300, на время ремонта переедут в здание Военно-Морского музея, а затем обязательно вернутся назад. Экспозиция, возможно, будет расширена, говорит директор музея Руслан Нехай.

"Мы также сейчас анализируем все, что есть у нас в запасниках, и сделаем так, чтобы дополнить нашу экспозицию новыми и интересными для посетителей предметами, связанными с историей "Авроры" и историей Российского флота", - обещает Руслан Нехай.

Самим же ремонтом будут, как и 30 лет назад, заниматься специалисты завода "Северная верфь". Они фактически разберут судно, восстановят все утраченные части и даже снимут 26 слоев краски - именно столько раз крейсер ежегодно обновляли ко дню ВМФ. Затем легендарное судно вновь вернется к Петроградской набережной. Сама буксировка тоже является сложным процессом, к которому готовятся уже сейчас, рассказывает Главком ВМФ Виктор Чирков.

"Мы провели гидрографические исследования, замерили все показания, нужно ли проводить углубление. Транспортировка крейсера безопасна", - уверен он.

Стоимость проекта пока неизвестна. Она может составить, по некоторым оценкам, до 7 миллиардов рублей. Но командование ВМФ утверждает, что с финансированием проблем быть не должно. По возвращении крейсера на историческое место в любом случае крейсер будет в составе ВМФ, говорит председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, советник губернатора Санкт-Петербурга Игорь Курдин.

"На нем будет находиться смешанный экипаж из 32 человек: 16 военнослужащих и 16 человек - по вольному найму. На "Авроре" восстановятся все положенные ритуалы: подъема-спуска флага, встречи почетных гостей, участие "Авроры" в парадах. При этом "Аврора" была и остается кораблем-музеем", - говорит Игорь Курдин.

Точная дата буксировки "Авроры" пока так же не определена. Но в любом случае это произойдет не раньше, чем откроется навигация на Неве. Именно тогда все смогут наблюдать редкую картину - идущий по Неве, пусть даже с помощью буксиров, крейсер "Аврора".

ИСТОЧНИК: vesti.ru/doc.html?id=1155413

"...Санкт-Петербург твой дом и гавань,
Форпост душевный для тебя.
Мечтаешь ты ещё поплавать,
Побороздить собой моря.
Мечтаешь с якорей сорваться,
Душой воспрянуть, полюбить
И с океаном повенчаться,
И Землю всю исколесить…"



PPS. Командиры крейсера с 1917 по 1948 год:

старший лейтенант Н. К. Никонов (выборный, март-август 1917),
лейтенант Н. А. Эриксон (выборный, сентябрь 1917 - июль 1918),
ВРИД командир РККФ М. Н. Зубов (с июля 1918),
командир РККФ Л. А. Поленов (ноябрь 1922 - январь 1928),
командир РККФ А. Ф. Леер (январь 1928 - сентябрь 1930),
командир РККФ Г. И. Левченко (сентябрь 1930 - июнь 1931),
командир РККФ А. П. Александров (июнь-декабрь 1931),
ВРИД командир РККФ К. Ю. Андреус (декабрь 1931 - март 1932),
командир РККФ А. А. Кузнецов (март 1932 - октябрь 1934),
кап. 2 ранга В. Е. Эмме (октябрь 1934 - январь 1938),
кап. 2 ранга Г. Н. Арсеньев (январь-сентябрь1938),
кап. 2 ранга Ф. М. Яковлев (сентябрь 1938 - август 1940),
кап. 3 ранга Г. А. Гладкий (август 1940 - март 1941),
кап. 3 ранга И. А. Саков (март-сентябрь 1941),
старший лейтенант П. С. Гришин (октябрь 1941 - июль 1943),
кап. 2 ранга П. А. Доронин (июль 1943 - август 1948)

Детишкам ДИАФИЛЬМ: diafilms.org/159/

и МУЛЬТИК:

image Click to view



Ну и для ВСЕХ - ПЕСНЯ:

image Click to view



ГАЛЕРЕЯ:





















Аврора следует к месту съемки фильма

















история России, памятник, музей

Previous post Next post
Up