Данная статья будет полезна владельцам цифрозеркальных камер Nikon. Про то как настроить выдержку,
ИСО, диафрагму многие уже знают, но в камерах Nikon есть очень полезные функции и настройки. Сегодня остановимся на нескольких основных.
Мысли про настройку камер Nikon
Настройка Режимов Управления Снимками
Почти на всех цифрозеркальных камерах от Никон есть режимы управления снимками. Данная настройка находится в Меню Режим Съемки -> Режим Управления Снимками. В зависимости от модели, в подменю можно выбрать один из режимом съемки. Чаще Всего это
- SD - стандартный
- NL - нейтральный
- VI - насыщенный
- MC - монохромный
- PT - портретный
- LS - пейзажный или собственный режим съемки.
Это очень удобно - при нужном типе съемки требуется просто установить подходящий режим и получить настройку изображения под заданный сюжет.
Данные режимы влияют на резкость, контраст, яркость, насыщенность и оттенок получаемого изображения. Например, режим портрет имеет малую резкость, контраст и яркость для того, чтобы правильно передать тона кожи. А режим насыщенный, наоборот, имеет насыщенные цвета, большую резкость и контраст.
Вот пример одной и той же фотографии в разных режимах управления снимками. Налицо улучшения насыщенности цвета:
Стандартный и Насыщенный режим управления снимками в деле
Все примеры фотографий в данной статье сделаны на
Nikon D90 с помощью штатива и пульта дистанционного управления
Nikon ML-L3. Фокусировка с помощью Live View на
Nikon 50mm F1.8D в ручном режиме. Предметы установлены на студийную стойку и лапку от вспышки. Если присмотреться ближе, 1 к 1, то можно увидеть и улучшение резкости в режиме VI по сравнению с SD
Разница в режимах управления снимками SD и VI
Важное замечание! Если Вы снимаете в формате
RAW, то файл записывается действительно в формате
RAW сырую информацию с матрицы камеры, но в
EXIF камеры записываются данные про режим управления съемкой. При этом на дисплее камеры будет видна действительно картинка с установленным режимом управления снимками. Но при загрузке в
RAW конвертор по типу ADOBE LIGHTROOM, ADOBE Camera
RAW эти конверторы не воспримут метаданные с файла и Вы будете видеть голенький оригинальный
RAW снимок без наложения на него режима управления снимками. Так что, снимая в
RAW и обрабатывая на компьютере снимок, можно не заморачиваться выбранным режимом управления снимками.
Но, если Вы снимаете в
JPEG, то выбранный режим будет очень сильно влиять на фотографию. Я настоятельно рекомендую всегда помнить про тот режим, который установлен и изменять его в зависимости от ситуации. Кстати, снимая в режим MC - монохромном, в видоискателе будут мигать красным буковки BW, предупреждая, что Вы снимаете в черно-белом режиме. И если снимаете в
RAW, то на компьютере можно будет увидеть и оригинальный цветной снимок, а если снимаете в
JPEG - уже будет невозможно восстановить цвет на фотографии.
Подавление шумов на высоких ISO
Для того, чтобы максимально уменьшить шумы на высоких
ИСО, можно, а иногда и нужно включить функцию подавления шумов. Функция находится в Меню Режим Съемки -> Подавления шума для высоких
ISO. Данная функция помогает уменьшить цифровой шум и сделать фотографию более привлекательной. Функция также имеет название NR (noise reduction) и несколько значений интенсивности работы.
Две фотографии с шумодавом и без него
Если увеличить масштаб, то будет реально видна разница в качестве изображений. Смотрите сами:
Функция подавления шумов в деле
Важный момент! Снимая в режиме RAW на самом деле шумы на снимке не уменьшаются, а камера при просмотре изображения, показывает снимок RAW с подавленными шумами. Если такой RAW снимок просмотреть на компьютере с режимом подавления шумов и без него, то они будут идентичны. Сперва для статьи я снимал в RAW, но при просмотре на компьютере все фото что с шумодавом, что без него - выглядели одинаково.
Снимая в
JPEG вы уже реально получаете снимок с подавленными шумами. Но всегда помните, что шумодав - это не панацея, она уменьшает шумы но с тем же успехом уменьшает детализацию картинки (в том числе и ее резкость). Для некоммерческих целей и печати 10*15см можно спокойно снимать в
JPEG на супер высоких
ИСО с шумодавом, включенным на максимальный уровень мощности.
Использование функции Active D-Lighting
Данная функция расширяет Динамический Диапазон и сохраняет детали в тенях. Вкратце - функция программно вытягивает информацию из теней.
Функция Active D-Lighting в действии
Как видите сами, на снимки темные детали стали более светлыми и снимок получился более яркий при тех же значениях
выдержки и
диафрагмы.
Функция Active D-Lighting
Внимание! Функция хоть и делает снимок с большим ДД, но в то же время есть одна хитрость. Оба снимка были сделаны в ручном режиме управления камерой на F2.8 1\4c, но в автоматическом режиме и в с включенной функцией Active D-Lighting камера пытается недоэкспонировать кадр с помощью уменьшения
выдержки или
диафрагмы. Также, информация из теней вытягивается программным методом и в результате появляется лишний шум в тенях.
Еще полезные функции
Функция подавления шумов при длинных выдержках должна уменьшать шум при съемке с длинными выдержками - но я тестировал и не заметил никаких существенных изменений в шумах. Тест проводил на
выдержке в 30 секунд в RAW и
JPEG - результат практически одинаковый и на ISO100 и
ISO 400. Потому, примеров фотографий не делал. Внимание - функция подавления шумов на длинных выдержках также уменьшает
буфер кадров. Например, для
Nikon D200 с 21 кадра в буфере при включении данной функции он проседает до 11 кадров. Точно так же и на других камерах. А еще, при съемке на длинных выдержках с включенной данной функцией вы уменьшаете скорость работы камеры. Если
выдержка была 10 с, то камера еще после снимка будет 10 секунд «думать» и обрабатывать снимок, а на дисплее будет «work nr». Лично мне иногда 30 секунд ждать до того, как я смогу сделать следующий снимок, очень и очень не удобно, потому эта функция почти всегда у меня выключена.
Функция контроля Хроматических Аберраций - уменьшает
ХА. Функция контроля Дисторсии - уменьшает
дисторсию. Так как у меня на моих
Nikon D40,
D80,
D90,
D200 этих функций нет, то описать их работу с примерами не могу, но в любом случае они также очень полезны при съемке в
JPEG.
Выводы:
Все функции улучшения изображения в основном имеют программную реализацию. При съемке в
JPEG они являются незаменимым средством улучшения снимков, но все их можно с таким же успехом реализовать с помощью редактирования RAW файла. Чтобы RAW файл от Nikon (NEF) можно было использовать с записанными туда примененными функция контроля изображения нужно использовать родную утилиту Capture NX, в других RAW конверторах все придется делать самому.
Спасибо за внимание.
Аркадий Шаповал.