Причиной аварии "Протона-М" стала ошибка при установке датчиков.

Jul 19, 2013 08:13

Прямо-криво: да какая разница... а может,  это результат спланированной диверсии?



Датчики угловых скоростей на ракете "Протон-М" были неправильно установлены, что и стало причиной аварии, сообщил на брифинге замглавы Роскосмоса, председатель аварийной комиссии Александр Лопатин.

"На центре Хруничева была допущена неправильная установка датчиков в плоскости рысканья", - сказал Лопатин.

Он отметил, что датчики угловых скоростей, сработавшие нештатно, перед стартом прошли все испытания без замечаний. "Все шесть приборов прошли контроль без замечаний и были допущены на борт ракеты-носителя", - сказал председатель аварийной комиссии.

Лопатин добавил, что данные телеметрии и экспериментов, проведенных аварийной комиссией, показали, что установка некоторых датчиков непосредственно на ракету произошла неверно, они были перевернуты на 180 градусов. Замглавы Роскосмоса отметил, что монтаж этих приборов на ракету "крайне сложен и неудобен".

«В результате проведенных исследований комиссией установлено, что на стыковочных поверхностях трех из шести приборов имеются характерные следы силового воздействия, аналогичные следам, появившимся после проведения эксперимента по нештатной установке приборов. Расположение оттисков силового воздействия по относительному положению и величине смещения практически полностью совпало с расположением на макете прибора, который использовался при эксперименте», - гласит сообщение Роскосмоса.
Комиссия также проанализировала работы по подготовке ракеты к старту и не нашла существенных нарушений. Эксперты выяснили, что допущенное на этапе установки датчиков нарушение технологического процесса было в принципе невозможно обнаружить в рамках существующей процедуры предстартовых проверок.



Замглавы Роскосмоса пояснил, что датчики угловых скоростей для каждой ракеты изготавливаются партиями по шесть штук, и в данном случае они прошли испытание без замечаний. По его словам, аварийная комиссия выяснила, что монтаж кабелей этих датчиков "прошел нормально". "И вроде бы конструкторы все предусмотрели", - сказал Лопатин.

Но, по его словам, произошла ошибка при установке датчиков на ракету 16 ноября 2011 года. "Надо дальше разбираться (почему это произошло)", - сказал Лопатин. Он добавил, что процедура установки датчиков на ракету не контролируется военной приемкой.

Ракета с тремя российскими навигационными космическими аппаратами "Глонасс-М" упала 2 июля на космодроме Байконур на первой минуте старта. Глава Роскосмоса Владимир Поповкин ранее сообщил, что ракета стартовала на 0,4 секунды раньше запланированного времени, но не это привело к аварии. Лопатин в четверг сообщил, что Роскосмос пока не выяснил, почему старт ракеты произошел раньше срока.



Контроль за выпуском продукции предприятий ракетно-космической отрасли РФ надо усилить, но сделать это сбалансированно, потому что ужесточение мер может вместо пользы принести вред, связанный с психологической нагрузкой на сотрудников предприятий, считает эксперт в ракетно-космической отрасли РФ.

Ранее в четверг замглавы Роскосмоса Александр Лопатин, возглавляющий комиссию по расследованию причин аварии ракеты "Протон-М" со спутниками ГЛОНАСС, упавшей 2 июля на космодроме Байконур на первой минуте старта, обнародовал выводы комиссии. Установлено, что авария произошла из-за неправильно установленных датчиков угловых скоростей. По словам Лопатина, во избежание ЧП Роскосмос предложит предприятиям ракетно-космической отрасли РФ ввести у себя систему кинофотодокументации для отслеживания процессов сборки изделий.

"Я боюсь, что это (широкое введение кинофотодокументации) тоже не панацея. На некоторых предприятиях отрасли такой процесс как велся, так и ведется. Но может возникнуть ситуация, когда излишнее внимание (к процессам изготовления) пойдет во вред. 10 пар глаз, наблюдающих за работой, - это существенная психологическая нагрузка на сотрудников предприятия", - сказал РИА Новости эксперт.


космонавтика, космос, разбор полетов, авария

Previous post Next post
Up