Лекарства: бренды и тренды

Jul 17, 2013 07:41





Уже две недели врачи обязаны выписывать рецепты на лекарства, указывая не название конкретного препарата, а его международное непатентованное наименование (МНН, т. е. действующее вещество) или группировочное наименование (объединяет разные МНН в одной терапевтической группе). Это требование Минздрава вступило в силу с 1 июля. До сих пор препараты по МНН врачи выписывали только льготникам, а при назначении препаратов другим пациентам никаких ограничений не было.
Количество рецептов, выписанных не по брендам, а по МНН, увеличилось еще несколько месяцев назад, говорит представитель аптечной сети «Ригла». Врачи клиники «Медицина» назначают лекарства по МНН всем пациентам с 1 июля (раньше - льготникам), передал через представителя директор медицинской службы клиники Николай Колоян. Теперь это задача аптек - объяснить пациенту, что у него есть выбор, отметил Колоян.

Обучить сотрудников

У врачей, по словам Колояна, выписка лекарств по МНН затруднений практически не вызывает - они пользуются справочниками. У аптек же нововведение может вызвать сложности. Не все фармацевты обладают исчерпывающими знаниями о том, под каким МНН продается тот или иной брендированный препарат, рассказывает гендиректор сети «Первая помощь» Александр Семенов (комментарии он передал через представителя). «Первая помощь» даже провела для сотрудников дополнительные обучающие программы, рассказывает Семенов.

Другая возможная сложность - в программном обеспечении аптек. Сейчас поиск лекарств в электронных системах установлен в основном по брендам, а не по МНН, говорит сотрудник крупной аптечной сети.

Как аптеки выбирают

Теперь выбор, чем лечить пациента, будет не за врачом, а за аптеками и дистрибуторами, считает руководитель Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. Новое правило расширит возможности выбора лекарств для пациентов, объяснял Минздрав: из предложенной в аптеке линейки препаратов с одним МНН пациент может выбрать лекарство, учитывая его цену и качество.

Но дистрибуторам будет выгоднее поставлять в аптеки, а тем - продавать более дорогие лекарства, поскольку работа с ними рентабельнее, предупреждает Мелик-Гусейнов. Лекарства же дорожают и без этого. В 2012 г., по данным IMS Health, средневзвешенная цена в аптеках выросла на 15,1% до 118,3 руб.
за упаковку, по данным DSM Group, на 14,2% до 91,5 руб. за упаковку. Цены растут из-за перехода потребителей на более дорогие лекарства, объясняли эксперты.

Аптеки формируют ассортимент, исходя из требований закона (в аптеках должны быть лекарства из минимального перечня. - «Ведомости») и спроса на определенные бренды, рассказывает Семенов. Поэтому огромного количества препаратов с одним МНН в аптеках, как правило, нет, в линейке их от двух до пяти, говорит он. Внутри одного МНН есть лекарства разных ценовых категорий, а также лидеры продаж на рынке, отмечает представитель «Риглы». В ассортименте аптек группы А5 (аптечные сети А5, «Мособлфармация», «Норма»), по словам ее гендиректора Андрея Гусева, обычно есть 4-5 препаратов с одним МНН: оригинальный препарат, 2-3 брендированных дженерика и один самый дешевый дженерик. А5 закупает лекарства на тендерах и один из критериев выбора победителя - готовность производителя оказывать маркетинговую поддержку препарату, говорил ранее Гусев.

Аптечная сеть «36,6», по словам ее представителя, разрабатывает обновленную ассортиментную политику. Планируется, что внутри МНН будут препараты разных ценовых категорий, а доли между ними будут распределяться исходя из спроса, существующей доли в продажах сети и тенденции первых изменений, а также выхода на рынок новых лекарств.

Дело в поддержке



Маркетинговая активность производителей вырастет с вступлением в силу приказа Минздрава: они будут конкурировать за первую строчку списка лекарств, который работники аптек зачитывают покупателю, прогнозировал ранее топ-менеджер одной из аптечных сетей. Конкуренция между производителями скорее всего будет разворачиваться, согласен представитель «36,6». Очевидно, что в новой системе усилится роль аптечных сетей, так как теперь провизор, а не врач будет рекомендовать пациенту конкретный препарат, говорит представитель производителя лекарств Servier в России Василий Груздев. Но пока приказ только вступил в силу, практическое влияние нового порядка выписки оценить, по его словам, сложно.

Провизор перечисляет покупателю имеющиеся в продаже лекарства одного МНН в том порядке, который ему подсказывает информационная система, объясняет топ-менеджер другой аптечной сети, и первым
в этом списке не всегда будет самый дорогой препарат, скорее всего это будет лекарство средней ценовой категории. Называть все препараты одного МНН несложно, отмечает Семенов. «Обычно это происходит так: “Под данным МНН я могу предложить вам такой-то препарат такого-то производителя, он стоит N руб., и такой небрендированный препарат, он стоит дешевле”. Выбор - за покупателем», - считает он.

Пока серьезных изменений в маркетинговой активности производителей нет, констатирует Семенов. Об этом же говорит представитель «Риглы». По его словам, количество рекламных контрактов производителей с сетями и так растет в течение нескольких лет. Большинство производителей, имеющих большой портфель безрецептурных препаратов, уже давно работают с аптеками, согласен заместитель гендиректора другого фармпроизводителя - Stada CIS Иван Глушков.

К тому же значительная часть рынка в России приходится на безрецептурные лекарства, которых новые требования не касаются, напоминает топ-менеджер одной из фармкомпаний. По данным IMS Health, в 2012 г. они занимали в аптечных продажах 69,6% в упаковках и 47,8% в деньгах.

Тем не менее в аптеки до сих приходит очень много покупателей с рецептами, выписанными по торговым наименованиям (срок действия рецептов по закону - до 3 месяцев) и аптеки вынуждены им отказывать,
говорит сотрудник другой аптечной сети. Но даже если человек пришел в аптеку с рецептом по МНН, он уже, как правило, знает, что будет покупать, заметил он. Ничто не мешает врачу рекомендовать пациенту конкретный препарат, полагает Глушков. И большинство пациентов сами просят врача поступить именно так, подтверждает Семенов.

Мария Дранишникова


лекарства, бренды, медицина

Previous post Next post
Up