Шойгу в помощь

Nov 07, 2012 23:19





Неожиданная отставка Анатолия Сердюкова вскрыла давний, но скрытый конфликт: как выяснилось, бывший министр обороны и Русская православная церковь не находили общий язык. РПЦ надеется, что с новым министром наконец-то будет воплощен в жизнь проект введения в армии штатных должностей военных священников.


Иерархи Русской православной церкви, обычно вообще не комментирующие даже громкие отставки и назначения, во вторник единодушно выступили в поддержку назначенного министром обороны Сергея Шойгу.

Задал тон патриарх Кирилл, который, как сообщил «Интерфакс», выразил надежду на то, что с приходом Шойгу военные и Церковь получат «скорое и эффективное разрешение проблемы, возникшей на уровне министерства, в плане реализации поручения президента России о введении института военного духовенства, направленного на духовно-нравственное и патриотическое воспитание личного состава российской армии и флота».

Священники же, которые в силу положения более свободны в высказываниях, радости не скрывали.

«День начинался пасмурно. Но вдруг выглянуло солнышко: армия России наконец-то свободна от Сердюкова! Вот он - день истинного национального единства! За все годы его издевательства над армией ни от одного офицера и генерала не слышал доброго слова о министре. Только мрачное молчание, а потом: «Будь моя воля, я бы Табуреткина лично расстрелял». Его мат по поводу построенного православного храма нам хорошо памятен. Как он препятствовал появлению войсковых священников - тоже помним. Решение озвучено сегодня, но принималось явно на днях, то есть (в православном восприятии) в отсвете Казанской иконы», - написал в своем блоге диакон Андрей Кураев.

Объединяет реплики патриарха и Кураева сюжет с военными священниками. Еще месяц назад, глядя со стороны, могло показаться, что никаких особенных конфликтов между Министерством обороны и РПЦ не существует, однако неожиданная отставка Анатолия Сердюкова позволила священникам прямо сказать о давно волнующих их проблемах.



Как все начиналось
На протяжении лет 10 отношения между РПЦ и властью, в целом более чем дружественные, отравляли два нерешенных вопроса. Первый - преподавание в школах основ православной культуры, второй - введение в армии штатных должностей военных священников.

Против того и другого активно возражали представители остальных «традиционных конфессий», планами «клерикализации» бурно возмущались правозащитники, либеральные политики и журналисты. Они пугали межрелигиозными столкновениями, распадом страны, грозили исками в Конституционный суд.

Дискуссии тянулись годами и стали уже напоминать споры о праве на свободную продажу и ношение оружия: все аргументы известны, сторонам добавить нечего, высшая власть просто молчит, наблюдая за полемикой.

Оба вопроса решил занимавший тогда пост президента России Дмитрий Медведев. 21 июля 2009 года на встрече с главами основных религиозных конфессий Российской Федерации он объявил о фактическом учреждении института военного духовенства. «При введении должностей воинских и флотских священнослужителей в частях, - отметил Медведев, - сначала дислоцированных вне территории России, а затем, скажем, со следующего года - на уровне военных округов, бригад, дивизий, в высших учебных заведениях, я думаю, мы должны руководствоваться реальными сведениями об этно-конфессиональном составе частей и соединений».

Но сам процесс шел не быстро. Лишь спустя год, в августе 2010-го, в Министерстве обороны появилось управление по работе с верующими военнослужащими. Возглавил его бывший политработник полковник запаса Борис Лукичев. Сам он официальному изданию РПЦ «Церковный вестник» необходимость в армии священнослужителей объяснил так: «Статистика показывает, что верующие люди в Вооруженных силах России составляют около 63% от числа всего личного состава, при этом, кстати, наибольшее количество верующих - православные христиане. Все они граждане России, имеющие право на свободное исповедание своей веры и удовлетворение религиозных потребностей. Таким образом, решение главы государства имеет целью обеспечение конституционных прав военнослужащих».

Лукичев отметил, что учитывался и тот факт, что, в частности, Русская православная церковь, как и иные традиционные религиозные объединения России, обладая мощным духовным потенциалом, может содействовать и уже много лет содействует активизации духовного просвещения, привнесению нравственного измерения в жизнь воинских коллективов».

Начальник управления работу священника видел так: «Во-первых, это его богослужебная деятельность, которая регламентируется священноначалием и внутрицерковными установлениями. Естественно, с учетом условий службы, планов боевой подготовки, боевой готовности и текущих задач. Во-вторых, это участие священника в воспитательной, просветительской и иной общественной работе».

Эта работа, по словам Лукичева, может быть в форме чтения лекций, «бесед в коллективе, где есть дедовщина, индивидуальной работы с солдатом, который пребывает в унынии».



Религиозная принадлежность военного священника зависит от веры большинства личного состава. Для назначения священника верующие должны составлять в соединении не менее 10% от общего числа солдат и офицеров. Первые штатные военные священники появились в войсках только весной 2011 года. Назначали их патриарх Кирилл и лично министр обороны Сердюков.
Одним из первых был архимандрит Андрей Вац, получивший назначение на военную базу в Гюмри (Армения). Он дал интервью «Комсомольской правде», где посетовал на низкий статус военного священника, который приравнен к уборщицам и бухгалтерам - «гражданскому персоналу». Даже не госслужащий. Обратил внимание на то, что должностные обязанности священника не определены. Зарплата оказалась невысокой - около 20 тыс. рублей со всеми надбавками. Нет ясности, кто должен содержать храм: армия или Патриархия. Священник резюмировал: «В таких условиях женатые священники в армии служить не захотят. Они люди многодетные, им семьи кормить надо, а в обычном городском храме для этого возможностей больше».

Штат не укомплектован

Назначение священников шло крайне медленно, полностью укомплектовать штатные должности не удалось. При этом представители Минобороны и РПЦ блюли политкорректность и от взаимных обвинений в провале, по существу, создания института военного духовенства воздерживались. Но в неофициальных беседах с журналистами военные сетовали на неподготовленность батюшек к службе в армии.

А в РПЦ давали понять, что именно Сердюков тормозит процесс.

Но есть основания полагать, что правы были и те, и другие.

Военным было совершенно непонятно, для чего в частях появляются священники - люди с неопределенным кругом обязанностей, без четкой ответственности и властных полномочий, то есть привычных политработников они заменить не могли. Что таким помощникам, а именно так называется должность священнослужителя - «помощник командира по работе с верующими военнослужащими», поручишь? Чем он все-таки должен заниматься? Душой? Так на то штатные психологи имеются.

Кстати, упомянутый архимандрит Андрей Вац до назначения помощником командира как раз и занимал должность психолога. При этом в части появлялись лишние глаза и уши, тем более назначенные аж министром обороны и патриархом. Одно дело, когда батюшка в воскресенье на несколько часов приехал, молебен отслужил и уехал. А так - он целые дни в части... Из неофициальных источников в военном ведомстве просачивались сведения о намерении бывшего министра сократить число штатных военных священников с 240 до 70.

С другой стороны, и сами священнослужители отнюдь не горели желанием отправиться в армию. 2 февраля 2010 года патриарх Кирилл на архиерейском совещании рассказал, как не удалось найти священников для Северо-Кавказского военного округа.

«С октября прошлого года действует отдел военного духовенства при штабе Северо-Кавказского военного округа. По моему поручению управление делами Московской патриархии и Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами направили архиереям Южного федерального округа циркуляр с просьбой выдвинуть в совокупности 30 кандидатур военных священников», - сообщил тогда предстоятель РПЦ.

По его словам, «кандидатуры были определены с большим опозданием, в меньшем числе, чем было необходимо, и по прибытии на сборы оказалось, что большинство священников не представляют себе, куда и зачем они приехали». «В итоге большинство из них попросту уехали со сборов, пояснив, что не могут понести такой службы», - отметил патриарх.

В ноябре 2010 года он вновь вернулся к теме жертвенного служения. Речь, правда, шла не о военных священниках, а вообще об исполнении долга в некомфортных условиях. «Иногда и монаха трудно послать на Чукотку на три года, человека, который обеты дал: приглашаешь и говоришь, а он кривляется или ссылается на то, что там кислорода не хватает». «Да какая тебе разница, где Богу душу отдать - где больше кислорода или меньше! Ты же постриг принял, твоя задача - Царствие Небесное», - сказал патриарх.

В итоге из 240 штатных должностей священнослужителей сегодня вакантны 218. Но с отставкой Сердюкова, как надеются в РПЦ, проблема будет решена.



церковь, сердюков, шойгу, армия

Previous post Next post
Up