Гроза морей. Лучшие подводные лодки по версии Discovery

Jul 14, 2012 15:06





100 лет назад подводные лодки доказали свою боевую эффективность, уверенно заняв свою нишу в области морских вооружений. Именно атомным подводным ракетоносцам была доверена почетная роль «могильщиков человечества»...



В связи с высокой сложностью и дороговизной, атомные подлодки сначала имелись лишь в составе флотов СССР и США. Через некоторое время к ним присоединились британские и французские АПЛ. Позже появились китайские атомные подлодки. Сейчас АПЛ имеется в ВМС Индии - индийцы используют российскую технику, но в то же время активно работают над проектом собственной АПЛ.

Как и любая техническая система, подводные лодки разных проектов обладают своими достоинствами и недостатками. Это и попытался выяснить американский познавательный канал Discovery, составив рейтинг лучших субмарин. С моей точки зрения, глупо и невежественно напрямую сравнивать подлодки разных эпох. Представьтие штурмана немецкого У-бота, пытающегося определить с помощью примитивного гирокомпаса, где же Север под этой чертовой водой, куда плыть и что делать - аккумуляторная батарея почти разряжена, связи с берегом нет, а на хвосте вражеские противолодочные корабли. Что есть общего у немецкого моряка с членом экипажа современной АПЛ, оснащенной системами спутниковой связи и навигации? Атомоход может месяцами скрытно действовать в толще морских вод, а его оружие способно испепелить все живое на нескольких континентах. Гораздо логичнее, на основе программы «Лучшие подводные лодки» сравнить только атомные субмарины.

Еще пара слов из теории подводных лодок. Несмотря на свои отличные боевые качества, субмарины - это все-таки слишком специфическое оружие, которое в большинстве случаев не способно заменить надводные корабли. Подлодки бессильны против авиации, а в случае локальных конфликтов, когда, например, нужно поддержать огнем десант, их ударный потенциал против наземных целей изчезающее мал. Главное боевое качество подлодки - скрытность, именно этот параметр обычно стоит во главе угла при сравнении субмарин. Хотя достоинство часто становится недостатком - подлодка не может заявить о своем присутствии, т.к. ее попросту не видно. Но это мелочи.

Гораздо серьезнее тот факт, что подводные силы, действующие отдельно от авиации и надводных кораблей становятся легкой добычей. Немецкие асы-подводники поначалу набивали себе огромные счета уничтожая безоружные транспорты или нападая на неподготовленного врага. С появлением более-менее серьезного противодействия, эффективность «волчьих стай» Деница резко уменьшилась, а когда на охоту вышла морская противолодочная авиация, появились радары и новые акустические станции, у немцев растаяли последние шансы на успех. За время Второй мировой 783 немецких У-бота остались на дне Атлантики, погибло 32 000 подводников!

Мораль такова: подлодки прекрасно справляются со своими задачами, но применять их для решения всех проблем, стоящих перед ВМФ - бессмысленно и неэффективно. А теперь, думаю, стоит перейти непосредственно к рейтингу.

10 место - тип «Вирджиния»



Многоцелевые АПЛ ВМС США четвертого поколения.
Головной корабль вступил в строй в 2004 году. В строю на сегодняшний день - 8 АПЛ, по плану до 2030 года должно быть построено еще 22 подлодки
С первого взгляда, характеристики самого современного в мире атомохода вызывают глубокое чувство разочарования. Скорость подводного хода - 25 узлов, рабочая глубина погружения - 250 метров. Нда…такими показателями не удивишь даже подводников Кригсмарине. Не блещет и вооружение: 4 торпедных аппарата и 12 вертикальных пусковых шахт для запуска крылатых ракет «Томагавк». Боекомплект - 26 торпед и 12 «Боевых топоров». Не густо. Из специальных средств - лодка снабжена шлюзовой камерой для выхода боевых пловцов и необитаемыми подводными аппаратами.

Но есть у этого проекта и ряд сильных сторон, делающие АПЛ «Вирджиния» крайне опасным подводным противником. Полная скрытность - вот ее девиз! Система изолированных палуб, каскадная пневматическая амортизация оборудования, новые «глушащие» покрытия корпуса и гребной винт, заключенный в фенестрон (кольцевой обтекатель) - все это обеспечивает предельно низкий уровень шумности. Лодка практически необнаружима на фоне океанских шумов. Новая атомная энергетическая установка General Electric S6E позволяет перезаряжать реактор один раз в 30 лет, что соответствует расчетному сроку службы подводного корабля.
«Вирджиния» насыщена различными «хай-тек» системами и современнейшим радиоэлектронным оборудованием. Впервые в мировой практике вместо традиционного перископа применяется телескопическая мачта на которой установлены видеокамера, инфракрасный сенсор и лазерный дальномер. Изображение транслируется на монитор в центральном посту по волоконно-оптическому кабелю. Решение, конечно, интересное.



Но…как бы не пытались американские подводники восхищаться своей новой лодкой, это совсем не то, о чем были их мечты. 20 лет назад такая АПЛ в боевом составе ВМС США вызвала бы бурю возмущения - Америка готовилась строить совсем другие субмарины, с запредельными характеристиками и очень высокой стоимостью. По этим показателям «Вирджиния» - всего лишь компромисс. Тем не менее, лодки этого проекта несут в себе удачные новаторские решения, имеют высокий боевой потенциал и рассчитаны на массовое строительство.

9 место - Тайфун.



Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941. Длина его корпуса как два футбольных поля. Высота - с девятиэтажный дом. Подводное водоизмещение - 48 000 тонн. Экипаж - 160 человек.
Самый крупный подводный корабль из когда-либо созданных человеком. Сомнительное достижение с точки зрения боевой эффективности, но в то же время нельзя не восхититься размерами этой субмарины. Всего по проекту 941 было построено 6 атомных подводных ракетоносцев.



Благодаря своим циклопическим размерам, «Тайфун» был способен проламывать лед толщиной до 2,5 метров (!), что открывало перед советским подводным крейсером перспективу боевого дежурства в высоких арктических широтах.
Другое достоинство этого невероятного «подводного катамарана» - предельно высокая живучесть. Девятнадцать (!) герметичных отсеков позволили рассредоточить и продублировать все важные системы корабля. Реакторы «Тайфуна» разместили в двух независимых отсеках в разных корпусах подлодки. Что? О каких разных корпусах идет речь?



Якорь "Тайфуна"

Своими необъятными размерами «Тайфун» был обязан твердотопливной баллистической ракете Р-39 со стартовой массой 90 тонн, на борту атомного подводного крейсера их было 20 штук. Конструкторам пришлось применить нетрадиционные компоновочные решения, как результат - этот невероятный «подводный катамаран» имеет два отдельных титановых прочных корпуса (в техническом отношении их вообще пять!). При этом масса забортной воды, находящейся в легком корпусе составляет 15 000 тонн, за что «Тайфун» получил на флоте ироничное прозвище «водовоз». Но свою задачу стратегического ядерного сдерживания он выполнил на 100%. Лучше всего об этом проекте сказали специалисты КБ «Малахит» - «победа техники над здравым смыслом».

8 место - «Золотая рыбка».



Рекорды, о которых не сообщало ТАСС. 18 декабря 1970 года АПЛ Северного флота К-162 в подводном положении установила абсолютный мировой рекорд скорости хода - 44,7 узла (82,78 км/ч).

Осенью 1971 года, во время дальнего похода в Атлантику - до самой Бразильской котловины, она не один раз обогнала авианосец «Саратога» - группировке ВМС США так и не удалось от нее оторваться. Советская подлодка, несмотря на все попытки уклонения, легко и непринужденно занимала выгодную позицию для атаки на глазах у изумленных американцев.
Помимо отличных ходовых качеств, К-162 (с 1978 г. - К-222) обладала солидным вооружением. В качестве главного калибра - 10 пусковых установок противокорабельных ракет «Аметист», также имелось 4 торпедных аппарата и 12 торпед.



Почему же по супер-проекту 661 «Анчар» была построена всего лишь одна субмарина? Причин тому несколько:
Слишком высокая шумность, на скорости хода более 35 узлов К-162 создавала чудовищный грохот. В центральном посту уровень акустического шума достигал 100 децибелл. Это лишало лодку скрытности, а соревноваться в скорости с противолодочными вертолетами было бессмысленно.

Другой забавный момент, титановый монстр обошелся СССР в 240 миллионов рублей (в это же время американские налогоплательщики заплатили 450 миллионов долларов за авианосец «Энтерпрайз», в 1960-х годах за 1 доллар давали 60 копеек…вот и считайте). Невероятно, но факт - подлодка стоила почти как гигантский атомный авианосец водоизмещением 85 000 тонн. Недаром К-162 прозвали «Золотой рыбкой»!

7 место - «Неуловимый Майк».



Еще один рекордсмен из океанских глубин - многоцелевая атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» с титановым корпусом. 4 августа 1985 года она установила абсолютный рекорд глубины погружения среди подводных лодок - 1027 метров!
На самом деле, лучшая подлодка ВМФ СССР была рассчитана на еще большую глубину - 1250 метров, при этом подлодка-рекордсмен могла применять свое оружие на любых глубинах; в ходе тестовых погружений К-278 успешно отстрелялась муляжами торпед на глубине 800 метров!



Единственный корабль проекта 685 «Плавник» был отлично вооружен и очень опасен - 6 носовых торпедных аппаратов и 22 боеприпаса. В комплекс вооружения подводной лодки входили стратегические крылатые ракеты «Гранат», высокоскоростные подводные ракеты «Шквал», противолодочные ракето-торпеды «Водопад» с ядерными боевыми частями и самонаводящиеся электрические торпеды.
Удивительная подлодка стала неразрешимой загадкой для ВМС «вероятного противника» - на глубине 1 километр «Неуловимый Майк» не обнаруживался никакими акустическими, магнитными или иными средствами.



Кадры с глубоководного аппарата "Мир", 1994 год

Чтож…не хочется об этом упоминать… это та самая подлодка, погибшая в результате пожара в Норвежском море 7 апреля 1989 года. К-278 затонула на глубине 1858 метров, часть экипажа была спасена. Точные причины гибели подлодки не установлены до сих пор, Арктика надежно хранит свои тайны.

6 место - «Убийцы городов».



15 ноября 1960 года впервые вышел в боевое патрулирование атомный подводный ракетоносец «Джордж Вашингтон» с баллистическими ракетами на борту. Главной задачей нового подводного корабля стало нанесение из глубин Мирового океана ракетно-ядерных ударов по важным административным центрам, объектам военно-экономического потенциала и крупным городам с целью их полного уничтожения.

Идеи, положенные в основу этого амбициозного проекта, заключались в следующем:
- баллистическая ракета, запускаемая с подводной лодки имеет меньшее подлетное время, по сравнению с ракетой, запускаемой с наземной базы. Этот фактор обеспечивает большую внезапность и сокращает время, в течение которого противник может принять контрмеры;
- атомная подводная лодка-ракетоносец обладает настолько большой подвижностью по сравнению с обычной дизельной лодкой, что противник не в состоянии ее вовремя обнаружить и поразить;
- при наличии некоторого количества атомных подводных лодок-ракетоносцев на позициях в Мировом океане, противник никогда не определит, откуда ему следует ожидать нападения;



В течении года к «Дж. Вашингтону» присоединились еще 4 аналогичные субмарины. Выходя на стартовые позиции в Норвежском и Средиземном морях, каждая из них могла запустить 16 баллистических ракет «Поларис» А-1 на дальность 2200 км. Ракеты оснащались боеголовками взрывной мощью 600 килотонн, запуск проводился с глубины 20 метров. Откровенно слабые характеристики с позиции наших дней, но пятьдесят лет назад стратегические подводные ракетоносцы типа «Дж. Вашингтон» заставили содрогнуться весь мир.

5 место - Неподражаемая «Лира».



Подводный перехватчик проекта 705(К). Неуловимый и беспощадный киллер, созданный для охоты на вражеские субмарины. Скорость подводного хода - 41 узел, невероятно, но «Лира» развивала полный ход уже через минуту из неподвижного положения. На полном ходу, циркуляция с разворотом на 180° выполнялась за 40 секунд. Такие фокусы позволяли удрать от противолодочной торпеды.
«Лира» могла за тридцать минут отойти от пирса, набрать ход и скрыться под водой, растворившись в глубинах Мирового океана (обычной АПЛ на это требуется 2-3 часа). Столь удивительные характеристики - результат особых технических решений, применявшихся при создании данного проекта.

Во-первых, специалисты КБ «Малахит» постарались до предела уменьшить размеры АПЛ, сократив до минимума экипаж и оставив лишь один реактор. Субмарина, оснащенная комплексной автоматизированной системой управления, управлялась экипажем всего из 32 офицеров.
Во-вторых, в качестве конструкционного материала был применен … правильно, титан. И, конечно же, для необычной лодки потребовалась необычная силовая установка - реактор с жидким металлическим теплоносителем (ЖМТ) - в контурах реактора бурлила не вода, а расплав свинца с висмутом. Собственно, подобный «агрегат» применялся еще лишь на советской подлодке К-27, не пошедшей в серию. Также реактор с ЖМТ испытывался на американской АПЛ USS Seawolf» (SSN-575),но через 4 года эксплуатации его демонтировали и заменили на обычный реактор с водяным охлаждением. Поэтому «Лиры» стали единственной в мире серией атомных субмарин с реактором с ЖМТ. Реакторы такого типа обладают неоспоримым преимуществом - исключительной «приемистостью» и высокой удельной мощностью.



Вместе с тем, реактор с ЖМТ представляет повышенную опасность и требует особых мер по соблюдению правил эксплуатации. В случае малейшего застывания, теплоноситель полностью перестает выполнять свои функции, превращая реактор в ядерную бомбу. Большинство лодок с реакторами ЖМТ (в том числе и экспериментальная К-27) покинули боевой состав флота из-за нехороших историй, произошедших в реакторном отсеке. Так 8 апреля 1982 года, во время боевого похода, на палубу АПЛ К-123 вылилось 2 тонны жидкого металла из первого контура реактора. Ликвидация последствий аварии заняла 9 лет.

Пункт базирования атомарин пр. 705(К) находился в Западной Лице. Там же был создан специальный береговой комплекс для обслуживания подлодок этого типа: котельная для подачи пара на корабли, у пирсов - плавказарма и эсминец, подававшие пар от своих котлов. Однако, с точки зрения безопасности этого оказалось мало - обычная авария на тепловой магистрали грозила перерасти в жуткую радиационную катастрофу. Поэтому «Лиры» "грелись" своими силами, их реакторы постоянно работали на минимально контролируемом уровне мощности. Лодку нельзя было ни на секунду оставить без внимания. Все это не прибавило «Лирам» популярности среди обитателей гарнизона.
Все шесть ужасных страшилок времен Холодной войны были окончательно списаны в 90-х годах, поставив точку в развитии АПЛ с реакторами с ЖМТ. По обе стороны океана вздохнули с облегчением - «Лиры» были грозным подводным противником для ВМС США, но в то же время малютки были совершенно безжалостны по отношению к собственному экипажу и персоналу военной базы в Западной Лице.

4 место - «Щука-Б» против «Морского волка».



Суровый подводный воин создавался не для рекордов. Это был продуманный до мелочей, сбалансированный проект многоцелевой АПЛ у которой практически нет слабых мест. Подводная скорость - 30 узлов. Рабочая глубина погружения - 480 метров, предельная - 600. Вооружение - восемь торпедных аппаратов, 40 единиц боеприпасов в различной комбинации: крылатые ракеты «Гранат» с ядерными боевыми частями, противолодочные ракето-торпеды, подводные ракеты «Шквал», мины и глубоководные самонаводящиеся торпеды УГСТ. Помимо прочего, «Щука-Б» имела на вооружении мощнейшие торпеды «65-76» калибра 650 мм. Боевая часть - 450 кг, дальность хода - порядка 30 морских миль. Скорость в режиме поиска -30 узлов, в момент атаки - 50…70 узлов. АПЛ могла атаковать противника, не входя в зону действия его противолодочных средств, а новейшей радиоэлектронное и гидроакустическое оборудование лодки позволяло морякам контролировать пространство в радиусе десятков миль от АПЛ.



В 80-х годах разразился международный скандал - в прессу просочились сведения, что КГБ через подставных «гражданских» з
заказчиков закупило у компании «Toshiba» высокоточные станки для металлообработки. Гребные винты, изготовленные по новой технологии, в разы уменьшили шумность советских АПЛ. Америка ввела санкции против жадных менеджеров компании «Toshiba», но дело сделано - «Щуки-Б» уже вышли в море.
В настоящее время многоцелевые АПЛ пр. 971 составляют основу подводного флота России. Всего успели построить 14 «Щук-Б» , еще одна - К-152 «Нерпа» была достроена в экспортной модификации, 4 апреля 2012 года на базе Вишакхапатнам лодка была принята в боевой состав ВМС Индии. Еще несколько корпусов, находящихся в высокой степени готовности, были использованы при постройке РПКСН типа «Борей».

Уязвленные советским превосходством, в Пентагоне решили без промедления принять контрмеры. В октябре 1989 года в США была заложена субмарина нового типа с устрашающим именем «Seawolf» («Морской волк»).
Американцы старались как могли, на новой АПЛ используется революционный движитель - водомет. Были увеличены расстояния между корпусом лодки и механизмами ГЭУ, применены новые амортизаторы и шумопоглощающие покрытия. Лодка практически не обнаружима при движении 20 узловым ходом.



Комплекс вооружении мощен и разнообразен: универсальные торпеды Марк-48, тактические крылатые ракеты «Томагавк», противокорабельные ракеты «Гарпун», противолодочные мины «Кэптор». Для их запуска используются восемь 660 мм торпедных аппаратов, установленных по бортам АПЛ. Носовая часть лодки полностью занята ГАС, еще 6 пассивных гидроакустических антенн установлены вдоль бортов. В результате получился настоящий океанский бандит, способный разобраться с любым противником. Вот только цена вопроса…4 миллиарда долларов. Хорошая подводная лодка обычно стоит как авианосец.
30 «Морских волков» должны были в будущем стать опорой американских ВМС, но, в связи с распадом СССР, построили лишь три лодки. Взамен моряки получили «Вирджинию» с урезанными характеристиками.



«Морской волк» конечно крут, но в составе ВМФ России находятся в три раза больше АПЛ пр.971 «Щука-Б» , почти не уступающих ему по характеристикам.

3 место - тип «Лос-Анджелес».



Серия из 62 многоцелевых атомных подводных лодок ВМС США. Сами американцы любят их называть «fast attack submarines», что, по-сути, означает «охотники за подводными лодками». Основные задачи - прикрытие авианосных группировок и районов развертывания стратегических подводных ракетоносцев, борьба с подлодками противника. Одни из немногих АПЛ, имеющих хоть какой-нибудь боевой опыт - во время «Бури в пустыне» два «Лос-Анджелеса» привлекались к ударам по наземным целям.





Центральный пост.
В чем секрет их популярности? «Лос-Анджелесы» известны своей надежностью и низким уровнем собственных шумов. Они достаточно подвижны (подводный ход до 35 узлов), имеют скромные размеры и стоимость. Настоящие «рабочие лошадки» флота.

Лодки неплохо вооружены - имеются 4 торпедных аппарата и 12 вертикальных пусковых шахт для запуска «Томагавков», общий боекомплект - 38 ракет и торпед. «Томагавки», «Гарпуны», «хитрые» мины «Кэптор» - стандартный набор американской субмарины. Некоторые из «Лос-Анджелесов» оснащаются контейнером Dry Deck Shelter для работы подводных диверсантов.



Открытые крышки ракетных шахт.
Америка не спешат расставаться со своими проверенными подлодками. Даже при наличии новых «Вирджиний», многие из «Лос-Анджелесов» проходят модернизацию и останутся в строю как-минимум до 2030 года.

2 место - тип «Огайо».



В остальном это обычные субмарины, построенные в лучших традициях американского подводного флота: 4 отсека, единственный реактор, скорость подводного хода 20-25 узлов, четыре торпедных аппарата для самообороны. Для повышения боевой устойчивости «Огайо» был сделан упор в двух направлениях. Во-первых, разработчики добились радикального уменьшения акустических, магнитных, радиационных и тепловых полей. Во-вторых, боевая устойчивость лодки обеспечивается режимом исключительно высокой секретности - во время боевого патрулирования точное положение ПЛАРБ неизвестно даже рулевым, координаты знают лишь несколько старших офицеров подводного корабля.



В связи с договором об ограничении стратегических наступательных вооружений, 4 из 18 «Огайо» были переклассифицированы в ПЛАРК (атомная подводная лодка с крылатыми ракетами). Баллистические ракеты «Трайдент» были извлечены из шахт, взамен в 22 ракетных шахтах разместили 154 тактических «Томагавка» (по 7 в каждой). Две ближайшие к рубке шахты переоборудованы в шлюзовые камеры для боевых пловцов . Кроме того, на лодке, помимо основного экипажа, могут быть размещены 66 десантников.



Томагавки.
Удивительно, но созданные 35 лет назад «Огайо» полностью соответствуют современным требованиям, при этом их коэффициент оперативной напряженности соответствует 0,6. Это означает, что 2/3 своего времени лодки проводят на боевом патрулировании.
Командование ВМС США планирует полностью вывести «Огайо» из боевого состава флота не ранее 2040 года. Шестьдесят лет на боевой службе? Посмотрим, посмотрим…

1 место - Наутилус.



17 января 1955 года в радиоэфире прозвучало историческое сообщение: «Underway on nuclear power» («Идем на атомной энергии!»).

Подводная лодка USS Nautilus (оперативный код SSN-571) вошла в мировую историю, как первая настоящая подводная лодка, которой навсегда принадлежит первое место. Извиняюсь за невольный каламбур, но все ее дизельные предшественники по-сути подводными лодками не являлись. Они были «ныряющими» лодками, проводя львиную долю времени в надводном положении. Погружение рассматривалось как тактический маневр, а время нахождения под водой ограничивалось считанными днями. При этом подвижность лодки в подводном положении была крайне ограничена.

Только неугасимое пламя ядерного реактора позволило полностью скрыться под водой, обеспечив подводной лодке неисчерпаемый источник энергии. Отныне и вопреки всем ограничениям древних философов, человек мог месяцами находиться на дне морском, творя свой неукротимый путь к новым достижениям.

Еще на этапе проектирования стало понятно, какие перспективы открываются перед кораблям с ядерной энергетической установкой. В 1954 году «Наутилус» был спущен на воду, начались первые испытания, вселившие в моряков уверенность в своём могуществе над силами природы. Атомоход развивал в подводном положении 23 узла и мог поддерживать такую скорость неограниченно долго. В разумных пределах разумеется, одной зарядки реактора хватало на 25000 морских миль. Эта цифра означает, что дальность плавания «Наутилуса» в подводном положении была ограничена лишь запасами продуктов, воздуха и выносливостью экипажа.

Поставив свой первый рекорд лишь явлением на свет, «Наутилус» продолжал удивлять - 3 августа 1958 года он стал первым кораблем, достигшим Северного полюса. Окрыленные успехами от ядерной энергетики, американские моряки в 1959 году полностью отказались от строительства дизель-электрических субмарин.



А дальше…а дальше начались флотские будни. «Наутилус» в плане эксплуатации оказался хреновым кораблем. Вибрация турбин была такой, что уже на 4 узлах сонар становился бесполезным. Сосpедоточенные нагpузки и значительные pазмеpы энеpгетического отсека потребовали новых компоновочных решений, при этом масса свинцовой биологической защиты составила 740 тонн (почти четверть водоизмещения корабля!). Пришлось отказаться от ряда предусмотренного проектом оборудования.
«Наутилус» прославился и как рекордсмен по числу ЧП. В основном это были навигационные ошибки (например таран авианосца «Эссекс» в 1966 году или неудачная попытка проломить арктический лед во время покорения Северного полюса). Не обошлось и без некислого пожара - в 1958 году субмарина горела несколько часов.

Отслужив четверть века, подводный корабль встал на вечный прикол в г. Гротон, превратившись в плавучий музей.
Я желаю всем прожить свою жизнь так же ярко, как это сделал «Наутилус».

флот, ВМФ, вмф, подлодки

Previous post Next post
Up