Зачем сгубили «Молодца»?

May 18, 2012 22:33





В последние годы существования cоветской власти несколько таинственных поездов, окруженных слухами, байками, домыслами и пересудами, носились по всей стране.
То поезд такой могли видеть под Ростовом, через неделю он ходко шел по Транссибу, еще через неделю литерный произведет переполох среди железнодорожников Донецка. Он бороздил просторы СССР с востока на запад и с юга на север, но избегал спускаться ниже пятидесятой параллели и никогда не заходил на Дальний Восток.



Маршрут поезда определяли задачи, выполнение которых несколько затрудняло отклонение в нижние широты. Поэтому он часто поднимался до Воркуты, Архангельска или Мурманска, откуда до Северного полюса было рукой подать.
Так он из конца в конец пересекал всю страну, будоража умы тех, кто замечал нечто необычное, что-то узнавал или подозревал. Но основная масса людей не обращала на него внимания. Поезд и поезд.
На станциях, полустанках, разъездах и переездах его, как правило, встречали зеленые светофоры, поэтому без крайней необходимости он не останавливался. И при крайней тоже. Даже если под колеса бросался самоубийца, поезд продолжал свой бесконечный, стремительный бег. На узловых станциях в него не закачивалась вода, не загружались продукты, не сменялись бригады машинистов и не менялись тепловозы. Точнее, все замены происходили в дороге, все необходимое для долгого автономного функционирования имелось внутри. Потому что это был не обычный поезд.
Назывался он БЖРК «Молодец» - боевой железнодорожный ракетный комплекс. И маршрут его определялся временем подлета ракеты, запускаемой с такого поезда, до конкретного объекта, расположенного на территории вероятного противника. Поэтому траектории, как правило, прокладывались через вершину планеты, за счет чего время подлета резко сокращалось.
Будучи замаскированным под обычный состав с рефрижераторными вагонами, «Молодец» никак не вычислялся спутниковой разведкой противника и считался почти неуязвимым.
Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан 13 января 1969 года.
По замыслу разработчиков БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью и с большой вероятностью мог уцелеть после нанесения противником первого удара.
Поэтому к середине 80-х годов в СССР был построен поезд-ракетоносец, который, видимо, останется в истории человечества единственным и неповторимым. По признанию специалистов, это самое грозное оружие, которое когда-либо существовало на земле. Его создали коллективы, руководимые братьями - академиком Владимиром Федоровичем Уткиным (КБ «Южное», Днепропетровск) и академиком Алексеем Федоровичем Уткиным (КБ специального машиностроения, Ленинград).
Вот что сказал незадолго до смерти Владимир Федорович Уткин: «Мы должны были поместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожный вагон, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчетная скорость состава до 120 километров в час. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт? Как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты; устоит ли поезд на рельсах во время старта; как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?»
А тем временем в КБ специального машиностроения Алексей Уткин с коллегами уже проектировал уникальный космодром на колесах. На полигоне под Ленинградом начались испытания узлов и агрегатов будущего ракетоносца. Вопросов стояла масса: как отвести контактные провода на электрифицированных участках? как поднять ракету в вертикальное положение за считаные секунды? как обеспечить старт через две минуты после остановки поезда? И главное - старт ракеты. Как сделать, чтобы огненный хвост не сжег, как спички, шпалы, не оплавил рельсы своей адской температурой? Возможно ли решить все эти вопросы? Решили!
«Я горжусь тем, что наши коллективы решили эту фантастически сложную задачу, - сказал позже Владимир Федорович. - Мы должны были сделать этот ракетный поезд, и мы сделали его!» Первый ракетный состав был принят на вооружение в 1987 году, последний - 12-й - сдан в 1992-м.
http://www.youtube.com/watch?v=5OPi7ulFNXU&feature=player_embedded#!
Летные испытания межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) РТ-23УТТХ производились в 1985-1987 годах на космодроме Плесецк. Всего было произведено 32 пуска. В порядке испытаний было осуществлено 18 выходов спецпоезда по железным дорогам страны (пройдено более 400 тыс. км). Испытания проводились в различных климатических зонах страны - от тундры до пустынь.
Первый ракетный полк БЖРК встал на боевое дежурство в октябре 1987 года, а к 1991-му уже были развернуты три ракетные дивизии, вооруженные БЖРК с МБР РТ-23УТТХ, в Костромской области, в Пермском крае и Красноярском. В каждой из дивизий имелось по четыре ракетных полка (всего 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом). В состав ракетного полка БЖРК входил железнодорожный состав из трех тепловозов и 17 вагонов, включая 9 платформ, на которых размещались три пусковые установки (ПУ) с ракетами.
Ракетные поезда стали постоянной головной болью американцев. Пентагон тратил на их отслеживание больше средств, чем братья Уткины на создание. Двенадцать спутников-разведчиков искали их по всей нашей стране и даже из космоса не могли отличить эти поезда-призраки от обычных рефрижераторов.
Еще в 60-х годах прошлого столетия американцы начали разработку аналогичных комплексов, но дело не шло. И уже после выхода ракетных поездов на пути МПС они предприняли беспрецедентную акцию: под видом коммерческого груза из Владивостока в одну из стран Скандинавии транзитом отправили контейнеры, один из которых был начинен разведывательной аппаратурой для радиоперехвата, анализа радиационной обстановки и даже киносъемки через потайную мембрану в корпусе контейнера-шпиона. Но после отхода поезда из Владивостока контейнер вскрыли наши контрразведчики. Замысел американцев провалился.
Железнодорожные комплексы обладали высокой мобильностью, что позволяло оперативно менять дислокацию стартовой позиции (до 1000 км в сутки), в отличие от тягачей, действующих в сравнительно небольшом радиусе вокруг базы (десятки километров). Расчеты, проводимые американскими специалистами применительно к железнодорожному варианту базирования МБР, определяли вероятность поражения состава «советского ядерного поезда» всего в десять процентов при использовании для нападения ста пятидесяти МБР.
Проблемными являлись задачи обнаружения, идентификации и наблюдения за БЖРК с применением современных средств космической разведки в реальном масштабе времени.
Вследствие высокой мобильности, хорошей маскировки и постоянного изменения местонахождения БЖРК были практически неуязвимы. В отличие от подводных лодок их очень трудно обнаружить и нейтрализовать. Практически это было оружие последнего удара. Гарантия возмездия в случае атомной атаки на нашу страну.
Но на пути «Молодца» встал горбачёвский режим. А затем - и ельцинско-путинский.
С 1991 года, после встречи лидеров СССР и Великобритании, были введены ограничения на маршруты патрулирования БЖРК, они несли боевое дежурство в пункте постоянной дислокации без выезда на железнодорожную сеть страны.
Согласно договору СНВ-2 (1993 год), Россия должна была снять с вооружения (и уничтожить) все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. На время снятия с вооружения у России имелись двенадцать поездов с 36 пусковыми установками. Утилизация «ракетных поездов» была полностью профинансирована правительством Великобритании и проведена в рекордно короткие сроки на Брянском ремонтном заводе РВСН, для этого даже была импортирована и смонтирована специальная «разделочная» линия. В июне 2003 года пустили под нож первый поезд стратегического назначения. Спустя еще два года последний БЖРК Костромской ракетной дивизии был снят с боевого дежурства и после годового пребывания на базе хранения отправлен на утилизацию.
Были уничтожены все поезда и пусковые установки, кроме двух, демилитаризованных и установленных в качестве экспоната в музеях железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга, и еще одну смонтировали в Техническом музее АвтоВАЗа.
В свое время депутат от КПРФ Виктор Иванович Илюхин убедительно доказал, что по указанию президента России Путина без всяких обоснований были ликвидированы две наши военные базы - во Вьетнаме (Камрань) и на Кубе (Лурдас) и космическая станция «Мир». Также по указанию Путина и настоянию американцев были уничтожены три дивизии ракетных войск стратегического назначения с ракетными комплексами РТ-23 на железнодорожной основе, имевшие исключительно важное значение для обеспечения безопасности России.
В Советском Союзе - до Горбачёва и Ельцина - умышленный подрыв обороноспособности государства в кратчайший срок получил бы однозначную оценку военного трибунала.

отсюда

оружие, РВСН, Путин, обороноспособность, путин, ядерные вооружения

Previous post Next post
Up