Люди собирались гулять с белыми лентами вдоль пути кортежа Путина. После жесткого разгона вчерашнего «Марша миллионов» на «Белый город» вышло немного людей: кто-то был задержан во время драки с ОМОНом и до сих пор остается в ОВД, кто-то пострадал и остался дома лечить синяки и вывихи.
Из-за инаугурации полгорода словно вымерло: на улицах виднелись только полицейские и сотрудники ФСО в штатском.
Выходы из метро Кропоткинская, Арбатская, Охотный ряд были ограничены, но около 80-ти человек все же собрались у «Националя» среди полицейских ограждений.
Несмотря на то, что люди были без плакатов и ничего не скандировали, полиция терпела «гуляющих» недолго. Активистов замкнули между двумя цепями ОМОНа и постепенно выдавливали вверх по Тверской.
То и дело полиция останавливалась и засовывала несколько человек в очередной автозак - они медленно ехали вдоль тротуара. Ни предупреждений в мегафон, ни просьб разойтись от полиции никто не дождался. «За что вы меня винтите - за значок или за ленточку?» - спрашивал, повиснув на полицейских, мужчина в зеленой майке - пресс-атташе рок-группы «Ляпис Трубецкой» Александр Бергер.
Когда оставшихся на свободе вытеснили в Газетный переулок, они решили больше с полицией не толкаться, а идти на Никитский бульвар, к бару «Жан-Жак»: в соцсетях писали, что Немцов и Подрабинек собирают там протестующих. Народу на перекрытой проезжей части возле бара толпилось существенно больше - человек 300. «Видите, как он нас боится - отгородился от своего народа, - говорил журналистам Борис Немцов, указывая на цепь ОМОНа, загораживающую путь к Арбатской площади. - Так праздники не отмечают!»
Через несколько минут в полицейский мегафон раздалось: «Убедительная просьба освободить проезжую часть! - и этот же полицейский, не отнимая мегафона от рта, заорал на подчиненных: «Идем вперед, смыкаем строй, что непонятно?!»
Люди уходили по бульвару, а следом шли полицейские, трогательно пытаясь не наступать на высаженные на газоне тюльпаны. У «Жан-Жака» в это время жестко задерживали Немцова. Здесь цепь полиции валила столы вместе с посудой, била дубинками по спинам сидящих за столами людей, цепляла камеры фотокорров. Туда бежало подкрепление. «Торопитесь, а то там Путина украли», - крикнул им вслед один из протестующих. «Мы щас тебя украдем», - бросил пробегающий полицейский.
Толпу выгнали в конец бульвара, где поджидали нашисты из Сети сторонников Владимира Путина, размахивая сердечками с надписью «Путин любит всех». А потом стражи порядка развернулись, построились и ушли. «Кортеж проехал», - догадались активисты: был почти полдень.
Теперь основное противостояние началось не с полицией, а с прокремлевцами: парней и девушек в майках с портретом Путина было человек 30. Их пытались перекричать лозунгами: «Россия без Путина» и «Стыдно быть нашистом». Удавалось, но как только оппозиционеры уставали кричать, «нашисты» подхватывали: «Росия за Путина!»
- Может, раскидать их всех? - негромко предложил парень сзади.
- Нет, это же дети. Их просто обманывают, - ответил его товарищ.
«Белые, пойдем гулять!» - кричали активисты друг другу. Видимо, прокремлевцы им надоели. И, под свист «нашистов», отправились на Тверской бульвар.
Никакой полиции видно не было, активисты - их стало уже около тысячи, люди все время присоединялись к толпе, - свободно шагали по бульвару, скандируя «Россия будет свободной!».
Свобода продолжалась недолго.
Впереди увидели полицию. «Нас всех повинтят, пойдемте на Чистые пруды», - предлагал какой-то молодой человек в красный мегафон. Его слова поддержки не нашли: мегафоном завладела боевитая девушка и, скандируя «Нам не страшен Путин-вор!», повела людей к Пушкинской. Это было начало конца: пришедший навстречу ОМОН умело разделил людей, снова начались задержания. Толпа еще пошаталась по бульвару, кто-то перебежал на другую сторону улицы, но скоро протестующие рассеялись.
Всего с утра на наших глазах было задержано не менее 120 человек
Наталия Зотова в "Новой газете"
.