1942 году, в разгар Второй мировой войны, американская компания Eastman Kodak, специализирующаяся на производстве оптики, в частности фотоаппаратов, проводила исследовательские работы по созданию прозрачного пластика для оптических прицелов.
В работах активное участие принимал выпускник Корнелльского университета химик Гарри Кувер. В поисках подходящего для создания прицелов материала Кувер изучал различные прозрачные полимеры. Среди веществ, которые были исследованы, присутствовали цианоакрилаты, но для решения поставленной задачи они оказались непригодны.
В присутствии самого малого количества влаги это вещество моментально становилось липким и клейким.
Таким образом, Кувер отсеял этот класс веществ и вспомнил о нем лишь через девять лет. В 1951 году он, уже став доктором, по-прежнему работал в компании Eastman Kodak. Вместе с коллегой Фредом Джойнером он должен был решить новую задачу - создать термостойкое покрытие для реактивного самолета. У исследователей был длинный список различных материалов, свойства которых они изучали с помощью ряда приборов. Среди оборудования Кувер и Джойнер использовали рефрактометр - прибор, который измеряет показатели преломления среды, что позволяет провести количественный и структурный анализ исследуемого вещества, определить его физико-химические параметры и т.п. После завершения работы с одним из цианоакрилатов, который имел в списке 910 номер, Джойнер обнаружил, что линзы рефрактометра намертво слиплись.
Исследователь испугался, что испортил прибор, который стоил целых три тысячи долларов - огромная сумма в 50-е годы.
Но наказанию за порчу казенного имущества исследователь не был подвергнут. Гарри Кувер вспомнил о своих изысканиях 42-го года и пришел к выводу, что на основе цианоакрилата можно создать «суперклей». Убедив в этом свою компанию, Кувер и Джойнер потратили семь лет на поиск оптимального состава, после чего в 1958 году на рынке появился клей Eastman 910.
Поначалу клей не пользовался популярностью. Ситуация изменилась после того, как Гарри Кувер принял участие в популярном в те годы в Америке телешоу под названием «У меня есть секрет». Изобретатель не просто рассказал, а продемонстрировал возможности «суперклея». Во время передачи на сцену вертикально был опущен трос.
Кувер, используя клей, перпендикулярно соединил трос с металлическим стержнем и, выждав небольшую паузу, повис в воздухе, уцепившись за данную конструкцию.
«После этого и ведущий шоу Гарри Мур присоединился к нему и тоже повис на стержне! Это было в прямом эфире, и это работало», - поделилась своими воспоминаниями Мелинда Кувер Пол, дочь Гарри Кувера, которая сообщила газете The New York Times о смерти своего отца.
Гарри Кувер и Гарри Мур на телешоу «У меня есть секрет» // "Популярная механика"
В 1959 необыкновенные способности клея были продемонстрированы миру: над оживленной улицей был поднят автомобиль при помощи подъемного крана, который якобы удерживался в устойчивом положении благодаря клею 910.
Впрочем, разбогатеть за счет своего изобретения Кувер так и не смог: окончательно популярность суперклей получил лишь после того, как срок патента истек.
Компания Kodak не смогла извлечь большой финансовой выгоды из суперклея и продала соответствующий бизнес в 1980 году компании National Starch. Впрочем, Кувер проработал в этой компании до пенсии. Он был вице-президентом компании в период с 1973 по 1984 год, а затем стал ее консультантом. В общей сложности Кувер являлся обладателем 460 патентов, хотя наиболее известным изобретением является «суперклей».
«Думаю, ему нравилось носить титул «Мистер суперклей». Кто не любит суперклей?» - говорит дочь Гарри Кувера Мелинда.
Помимо склеивания предметов у цианоакрилатов обнаружилось и другое полезное практическое применение: аэрозоль на основе этих соединений помогал останавливать кровотечения. Доктор Кувер гордился тем, что применение его изобретения помогло спасти многих солдат от смерти в результате большой кровопотери во время войны во Вьетнаме.
В прошлом году президент США Барак Обама наградил изобретателя медалью за заслуги в области технологии и инноваций. Когда стало известно о награде, Кувер лежал в больнице, но, чтобы получить премию, он нашел в себе силы и добрался до Вашингтона. «Это заняло много времени, но это было ему так приятно, что он пришел», - рассказала Мелинда Кувер Пол.