Представьте себе на минутку интернет будущего. Зайти в инет можно, только зарегистрировавшись под своим настоящим именем, чтобы компетентным органам легче было контролировать ваше поведение и оценить вашу благонамеренность. Вам надо быть осторожным и не писать необдуманных комментариев, ходить только на разрешенные сайты, ничего лишнего не скачивать . Иначе вас могут оштрафовать и даже лишить доступа в интернет. Заходя на разрешенные сайты, не забудьте активизировать свою кредитную карточку. Вам придется много платить, потому что бесплатных услуг там останется мало. Пока все это видится ночным кошмаром. Но не исключено, что вскоре, проснувшись, мы все это увидим и прочувствуем наяву.
Приглаженный, дезинфицированный интернет - идеал для целого ряда транснациональных компаний. Для его достижения они активно лоббируют принятие антипиратских международных договоров. С их помощью они хотят превратить интернет в лавку, в которой можно легко давить конкурентов и обильно доить потребителя.
Пока у потребителя есть выбор. Но против него заряжаются мощные орудия с неприличными названиями: SOPA (Stop Online Piracy Act), PIPA (PROTECT IP Act) и ACTA (Anti-Counterfeiting Trade Agreement). Если SOPA и PIPA - это американские законы, направленные против иностранных сайтов, то ACTA - это международное соглашение, к которому уже присоединилась 31 страна, в том числе и Латвия. Латвийские власти втихую подписали ACTA,тем самым
безо всякого обсуждения подставили латвийцев под серьезные ограничения.
У экономических лоббистов этих ограничений есть верные союзники - влиятельные политики и чиновники. Свободный интернет и социальные сети показали свою силу во время арабских революций. Основным двигателем ее были 20-30-летние люди, которые через социальные сети организовались и скинули режимы, существовавшие десятки лет. Этот кошмар преследует не только автократические режимы. Утечки Wikileaks нанесли страшный удар внешней политике США. Именно после этого и стали разрабатывать и продвигать SOPA.
Политики поняли, что свободный интернет угрожает стабильности выстроенной ими системы,
поэтому свободу в нем надо максимально ограничить.
Эти ограничения должны иметь благую цель. Например, борьба с пиратством, терроризмом, нетерпимостью и педофилией. Большинство согласится, что с этими явлениями надо бороться. Однако ограничительные меры постепенно переходят границы своего оправданного применения и начинают принимать уродливые формы.
Борьба с пиратством превращается в ограничение конкуренции и свободного выбора.
Борьба с терроризмом и радикализмом может быть использована против инакомыслящих и политической оппозиции.
Давить будут и интернет-провайдеров. Им, например, может быть приказано не размещать у себя конкретные сайты. За неповиновение им будет грозить всяческие кары. Такая система уже была испробована в преследовании Wikileaks. В частности, ACTA предусматривает, что провайдеры будут обязаны прекратить хостинг для сайтов, предоставляющих бесплатные программы, которыми можно воспроизводить, например, музыку, защищенную авторскими правами.
Главная цель этих трибуналов - запугать пользователей и заставить их жить по своим правилам.