Восстановление данных (Data Recovery, DR) - одна из малоприметных, но незаменимых отраслей компьютерного сервиса, нечто вроде информационного МЧС. Всем известно, что в наше время данные стоят значительно больше, чем накопитель, на котором они находятся. В случае аварии жесткого диска (HDD), RAID-массива или твердотельного устройства (флешки, карты памяти, SSD) пользователь прежде всего хочет получить обратно свои файлы, а сама «железка» отправляется в корзину или меняется по гарантии. Задачу реанимации данных как раз и решает DR.
Не будем в сотый раз говорить про ненадежность любого накопителя и жизненную необходимость резервного копирования. Людскую самонадеянность и лень не перешибить ничем. Здесь ситуация такая же, как с мытьем рук перед едой: все давным-давно знают, что делать это надо, но каждое лето тысячи горемык попадают на больничные койки.
К тому же в нынешних информационных реалиях (громадные, по сравнению со скоростью интерфейса, объемы HDD, разнородные типы данных и места их хранения, общий доступ и т.п.) организовать «правильный» бэкап не так уж просто. Сисадмины знают, что восстановить даже корпоративный сервер или базу данных после аварии удается не всегда: имеющиеся резервные копии зачастую неполны, устарели либо просто не читаются. Что уж говорить про частных, порой малоопытных пользователей…
Примерно так и выглядит обращение в фирму, занимающуюся восстановлением данных. Только, пожалуйста, не снимайте крышку в домашних условиях - каждая пылинка может поставить крест на ваших надеждах
Так что необходимость привести в чувство проблемный жесткий диск или флешку и снять ценную информацию возникает регулярно. Накопители далеко не всегда доходят до полной неработоспособности - нередко сбоит лишь какой-то один участок. По закону подлости, именно там располагаются самые нужные файлы, и скопировать их обычным образом не получается. Нередко содержимое дисков портится программным путём - это и зловредные вирусы, и сбои ОС при поддержке прикладных программ, и ошибочные действия самого пользователя (отформатировал не тот раздел, преждевременно выдернул флешку и т.п.).
Во всех этих случаях в дело вступают специалисты Data Recovery. Эти компьютерные спасатели извлекают, казалось бы, безвозвратно потерянные файлы - на радость владельцу и в прибыль себе. Впечатляющий результат достигается использованием разнообразного инструментария и, конечно, обширной подготовкой и опытом.
Компаний, специализирующихся на восстановлении данных, в России не так уж много - бизнес этот сложный, требующий немалых вложений в оснащение, подбор сотрудников и раскрутку. Специалистов DR, кстати, нигде не готовят - приходится выискивать способных энтузиастов-самоучек.
Вообще, в Data Recovery все держится именно на людях. Ведь на освоение тонкостей профессии уходит не один год и не один десяток убитых накопителей (конечно, не клиентских, а специально купленных на опыты). Постоянно надо учиться работать с новыми моделями дисков и флешек - «на дату», как выражаются ремонтники, они приходят уже через полгода после появления на рынке. Архитектура становится все сложнее, конструкция - нежнее, ну а плотность записи и объем достигают каких-то фантастических показателей. Требования к чистоте, точности и скорости работ резко растут.
Нельзя забывать и про «старичков», ведь 10-15-летние диски не такое редкое явление на приемке. Для этого специально сохраняются старые стенды и «музейное» DOSовское ПО. А на дальней полке доживают свой век приводы для устаревших сменных носителей - дискет, разномастных кассет с магнитной лентой, магнитооптических дисков, картриджей ZIP, JAZ и прочей экзотики. Время от времени приносят и это.
Чтобы всерьез заниматься восстановлением данных, необходим широкий кругозор и разносторонняя практика. Уверенность приходит лет через пять, поэтому здесь преобладают зрелые специалисты. В отрасли насчитывается немало 40-50-летних «ветеранов», есть и 60-70-летние «аксакалы». В общем, с обычным компьютерным сервисом все это здорово контрастирует. Тут, пожалуй, больше аналогий с медициной.
Мы попросили директора московской компании R.LAB Николая Хозяинова рассказать о том, как устроен бизнес в сфере восстановления данных DR, а также дать несколько советов.
Николай Хозяинов на «капитанском мостике» офиса. Здесь он бывает не каждый день: управлять бизнесом DR можно и дистанционно
Илья Зайдель: Как вы оцениваете место Data Recovery в информационном обществе?
Николай Хозяинов: Примерно как место спасательной службы на горнолыжном курорте.
Илья Зайдель: То есть прокатиться с ветерком - это здорово, но можно и ногу сломать, а то и под лавиной оказаться. Кто обычно обращается за помощью к спасателям?
Николай Хозяинов: К нам идут и частные заказчики, и бизнес (от малых предприятий до международных компаний), и IT-компании, передающие субподряды для своих клиентов. Ни одну категорию нельзя назвать основной, объем работ распределен равномерно. Выделю небольшой, но важный для нас сегмент - услуги для других DR-компаний. Они время от времени передают сложные заказы, с которыми сами не могут справиться (специалист Data Recovery не будет «доламывать» диск клиента, если он не уверен в своей подготовке или технической базе. Он обратится к более опытному коллеге, этого требует профессиональная этика. - И.З.).
У нас не принято рассказывать о проблемах клиентов, поэтому случаи из практики приводить не буду. Разве только самые общие. Так, регулярно приходится восстанавливать информацию после попыток её уничтожения различными варварскими методами. Например, корзину с жесткими дисками как-то выкинули из окна. Компьютеры и ноутбуки после пожаров, протечек тоже приносят. Был ноутбук после цунами. Еще приносили ноут, побывавший в пыльной буре. Его брали в африканскую экспедицию, пыль проникла в диск и убила головки.
Рабочее место специалиста Data Recovery. Паяльная станция, стереомикроскоп и осциллограф не менее важны, чем компьютер со специальным ПО
Илья Зайдель: Про конфиденциальность давайте поговорим подробнее. Человек отдает вам диск с ценной для него информацией, возможно, не подлежащей разглашению. Как он может убедиться, что вы корректно с ней обращаетесь и защищаете от несанкционированного доступа? Не хотите ли поставить на своих рабочих местах веб-камеры?
Николай Хозяинов: Обеспечение должного уровня информационной безопасности - основа нашей работы. Серьезно, это как фундамент у дома. Весь наш бизнес базируется на доверии клиентов, а оно возникает на базе репутации. Одна утечка данных - и репутация, заработанная в течение многих лет, непоправимо испорчена.
Безопасность включает в себя как технические меры, так и подбор персонала. Наша локальная сеть имеет двухуровневую структуру, внешний доступ к файловым серверам полностью закрыт. Через две недели после сдачи заказа клиенту все данные по нему уничтожаются. Межсетевые экраны имеют жесткие настройки, на компьютерах установлено антивирусное и антишпионское ПО, весь софт обновляется. Естественно, нелицензионным программам места нет.
Что касается персонала, то мы приглашаем проверенных людей, много лет работающих в области восстановления данных. Таких мало, буквально можно пересчитать по пальцам, и они все на виду. Безупречная репутация - их главный актив. Специалисты, как правило, друг друга знают, регулярно общаются по Сети и вживую, обмениваются разработками. В подобной среде вопрос кражи или порчи данных даже не возникает.
В связи с таким подходом к информационной безопасности мы не занимаемся обучением и не принимаем на работу начинающих. Исключение - стажировка сотрудников из других компаний.
Насчет веб-камеры и думать не стоит: если IT-специалист захочет украсть данные со своего рабочего места, никакая камера его не остановит.
Паяльная станция незаменима для работы с электронными платами. Пайка деталей производится горячим воздухом с помощью микрофена (слева). Сверху - устройство для зажима плат и их предварительного инфракрасного прогрева
Илья Зайдель: Клиентов, особенно в нашей стране, всегда интересует стоимость той или иной услуги. Какое у вас ценообразование - фиксированные цены или по фактическим трудозатратам, как во многих зарубежных фирмах?
Николай Хозяинов: Стоимость услуги зависит от объёма работ. Большой опыт позволяет достаточно точно спрогнозировать цифры в том или ином случае потери данных, поэтому мы сформировали прайс-лист по основным видам неисправности. Человек может заранее прикинуть свои расходы. Точная цена восстановления определяется в процессе первичной бесплатной диагностики. Расчеты производятся после успешного завершения работ.
Илья Зайдель: Если не секрет, сколько заказов на восстановление данных вы выполняете? Есть ли сезонность в этой услуге?
Николай Хозяинов: Могу сказать, что наш поток - больше сотни заказов в месяц.
Что касается сезонности, то она выражена слабо. Лишь летом число заказов незначительно снижается. Тут действуют разнонаправленные факторы: компьютеры в период отпусков используются менее интенсивно, зато учащаются аварии дисков из-за перегрева. Прошлым летом таких случаев было много. Также возрастает поток карт памяти, которые приносят клиенты после турпоездок.
Компьютеров на рабочем месте существенно больше одного. Заказов на восстановление данных поступает много, они выполняются порой не один день, так что все стенды при деле
Илья Зайдель: В каких случаях вы не можете восстановить данные или вообще не беретесь за работу? Зависит ли это от состояния накопителя, от поведения клиента или чего-то еще?
Николай Хозяинов: Допускаю, что возможно такое поведение клиента, при котором мы не возьмёмся за работу, но реально с подобным пока не сталкивались.
Мы берёмся за работу во всех ситуациях, когда существует принципиальная возможность восстановления информации. К «безнадежным» случаям, например, относятся:
- Тяжелые повреждения пластин жесткого диска - запилы, при которых магнитный слой вместе с данными сдирается с пластины и оседает в виде пыли на фильтре;
- Порча модулей служебной информации, содержащих так называемые адаптивы. Все модули хранятся в служебной зоне жесткого диска и используются в процессе его инициализации при включении. Адаптивы задают настройки, уникальные для данного экземпляра, например коэффициент усиления и микросдвиг каждой головки. Без их применения пользовательские данные считать невозможно, даже если всё остальное в идеальном состоянии. Другие адаптивы, хотя бы и от диска-близнеца, здесь не помогут, а подобрать их пока нереально;
- Утрата родной платы диска. Часть адаптивов хранится в микросхеме ПЗУ на плате, и замена платы на неродную, равно как и порча ПЗУ, может фатально сказаться на доступе к данным. Мы иногда сталкиваемся с таким после неквалифицированного вмешательства (отсюда мораль: сломанный диск не ковыряйте сами и не отдавайте «ремонтникам широкого профиля», а сразу несите DR-специалистам. Если, конечно, вас интересует результат. - И.З.);
- Перезапись секторов, в которых была нужная информация. Вопреки бытующим легендам, восстановить данные в подобных случаях по остаточной намагниченности либо другим мистическим способом на современных жестких дисках никто в мире не сможет;
- Для флеш-накопителей - серьезные повреждения микросхем памяти (разлом корпуса). К счастью, такое встречается достаточно редко.
Восстановление данных на выезде технически возможно в простых случаях. Однако время квалифицированного специалиста стоит дорого, и конечная цена такой услуги будет довольно высока. Но несколько раз нам такое заказывали.
Специалист R.LAB Алексей Гавриленко за ламинарным шкафом. Сверху вниз дует ровный поток обеспыленного воздуха (фильтр HEPA12), который создает внутри шкафа «чистую зону». Здесь можно вскрывать гермоблоки жестких дисков и проводить различные работы, в первую очередь перестановку головок
Илья Зайдель: Возможно ли удаленное восстановление данных через Интернет или другие каналы связи? Ведь многим людям боязно отправлять свой накопитель по почте в Москву, а в своем городе подобного сервиса нет.
Николай Хозяинов: Удалённое восстановление данных с физически неисправного накопителя по понятным причинам невозможно. Единственное исключение - совместная работа со специалистами других организаций, имеющих сходное с нашим оборудование и соответствующие навыки.
Восстановление данных с исправных накопителей возможно, но не целесообразно, поскольку в большинстве случаев пользователь может все сделать самостоятельно, используя простые в освоении программные средства, на нашем жаргоне - «рекаверилки». Среди них есть и бесплатные, но работающие на уровне лучших коммерческих продуктов (например, R.Saver). Возвращаясь к теме удалённого восстановления данных, я считаю, что для конечных заказчиков это целесообразно только при работе с RAID-массивами, которые состоят из исправных дисков, а «развалились» по причине сбоя контроллера или неумелых действий системного администратора.
Съёмник головок. Приспособление упрощает вывод блока головок с пластин и последующую пересадку в другой гермоблок (помогает разжать парные головки, чтобы они не соприкасались с пластиной и друг с другом). У разных семейств жестких дисков геометрия БМГ различается, так что съёмников требуется довольно много
ПРОДОЛЖЕНИЕ