Минские школьники обсуждают СССР

Jun 10, 2011 02:03




Лицей Белорусского государственного университета - огромное здание на целый квартал, идеально чистое, с зимним садом внутри и государственным флагом у входа. Как разговаривать об СССР со школьниками, которые живут в стране, где "порядок и чистота" оказываются на самой вершине системы ценностей?


С первой минуты мы как будто принимаем участие в съемках программы "Самый умный". Учащиеся лицея Белорусского государственного университета отвечают на вопросы о начале и конце СССР ("1922!", "1991!"), соревнуясь на скорость. Они недавно прошли XX век, явно налегая на даты.

Следующий вопрос: как бы они рассказывали об СССР тому, кто ничего не знает? "Равенство всех, отсутствие классов!" - "Союз государств!" - "Самая большая страна в истории!"

Девочка с третьей парты: "Коммунистическая партия была главной, все ходили в одинаковой одежде, и мышление было одинаковым". В этот момент юноша с задней парты громко говорит: "Тоталитаризм!" Вопрос: "А что это?" - "Контроль над всеми сферами общества. Так и было!" Остальные продолжают выкрикивать:"Культ личности!" Они явно раззадорены игрой. Что такое культ личности? "Сталин был как бог. Его даже за хороший урожай благодарили", - это юноша слева. Он сидит рядом с завучем Еленой Павловной - она пришла на эту встречу, потому что "интересно посмотреть, как история, которую ты пережил, превращается в миф прямо на твоих глазах". Девушка, сидящая впереди всех, развивает культурологическую концепцию: "Его возвели в божество, потому что религия не поддерживалась, а люди привыкли, что существует кто-то всесильный".

Затем начали выяснять, как страшно было жить в СССР. За любую оплошность могли сослать в Сибирь. В искусстве был "сплошной соцреализм" и "светлое будущее". "Художнику сказали: нарисуй, как люди едут на целину. Если откажется, его могут расстрелять. Было очень страшно".

Из разговора с москвичами о трех вариантах карьеры: искренне верить в советскую идею, цинично идти по партийной лестнице или убегать в относительно автономные профессии. Версии минчан: "делать то, что говорят", "сменить профессию". Неужели никто не сопротивлялся? "Все боялись НКВД и ссылки. В Советском Союзе не ценилась жизнь, поэтому сопротивляться было бессмысленно. Могли расстрелять". Картина, описанная лицеистами, оказалась беспросветной.

Репрессии и тоталитаризм - первое, что им приходит в голову при словах "Советский Союз" ("Потому что это пик советской истории", - снова подводит итоги девушка с первой парты, автор концепции обожествления Сталина). Про Хрущева и XX съезд тоже знают, выдают заученные формулировки: "сделал доклад", "осудил", "десталинизация". Из повседневности вспомнили про стиляг, которые "сопротивлялись советскому образу жизни" ("но их очень жестоко наказывали - стригли и отовсюду выгоняли").

Что же говорят родители? "Что при СССР было лучше!"

У этих детей как будто две истории. В одной, явно из учебников, СССР предстает успехами в экономике, гонкой вооружений и ужасами сталинизма. В другой, семейной, - низкими ценами в магазинах и приятной стабильностью. "На машине можно было проехать всю Белоруссию и потратить на бензин треть стипендии","люди перебрались из бараков в хрущевки", "нельзя было ездить за границу, зато отдыхать в Крыму - бесплатно".

Вопроса о том, какое отношение СССР имеет к ним, сегодняшним, минские лицеисты вообще не поняли. Долго переспрашивали. Жаловались на учебники, в которых "все врут", так что остается идти за правдой к телевизору. Зато из телепередач они узнают тайны, которых так много в истории СССР. Например, что Сталин тоже готовился напасть на Гитлера - об этом рассказывали на НТВ. И о том, что в СССР производили незаконные эксперименты над людьми, скрещивая их с обезьянами, чтобы получить совершенное существо. Тут я вспомнилась одна бабулька из Ржева. Она рассказывала, что воду из Волги больше не берет, потому что в ней водятся мурены - фотографию в газете видела. Обе истории выглядят как характерный сюжет бульварной прессы - "шокирующие фото Франкенштейна"! О человекообезьянах: выяснилось, что такие эксперименты действительно проводились. Теперь, думаю, может в Волге все же плавает мурена?

Тайны тайнами, но мы никак не могли перейти к обсуждению того, что именно досталось молодым белорусам от Советского Союза. Перечисляют БелАЗ, братские отношения с Россией, потерянный белорусский язык ("До СССР все говорили по-белорусски", - сообщил один мальчик. Больше минчане не назвали ни одной советской проблемы.

Дети отказываются понимать, что такое "советское наследие". Одна часть их "раздвоившейся" истории - семейная, с дешевой едой и уверенностью в завтрашнем дне - вызывает у них умиление и не является проблемой. Другая - официальная, со сталинизмом и цензурой - настолько чужая, что и унаследовать ее невозможно. Никакого отношения ни Сталин, ни пытки в НКВД к этим детям не имеют.

Традиционное голосование, кто собирается оставаться в Белоруссии, а кто уедет: 3 против 11. На вопрос, зачем уезжать, мальчик с последней парты вдруг начинает быстро говорить, размахивая руками: "Белоруссия как нация сформировалась в начале XIX века. Мы все время были частью какого-то образования. Сначала Великим княжеством Литовским (он говорит: "ВКЛ"), Речью Посполитой, потом вошли в СССР, а сейчас мы отделились и остались одни! Так что вы хотите?! Центром была Москва, а тут ее не стало. Многие ворчат: мы отсталые..." Я еще не понимаю, к чему он ведет, но весь класс уже развернулся в его сторону, а некоторые даже начали возмущаться: они заранее знают, что он скажет? Этот разговор уже происходил? Постепенно отдельные возгласы превращаются в настоящий шум - почти театральный. Иногда до учительского места долетают отдельные фразы пламенных речей: "Ну так вперед, давайте что-то делать! Так зачем вы уезжаете? Оставайтесь здесь и меняйте все! Зачем говорить, что в Белоруссии хуже всего?" - "Потому что хуже только в Нигерии!" - "На этой земле жили наши предки!" - "А теперь будут жить китайцы!" - "Значит что, белорусы тупо исчезнут?"

история, СССР, общество, ссср, беларусь, молодежь

Previous post Next post
Up