Школьные ЕГЭ: сможет ли российский школьник писать сочинения, как советский?

Apr 22, 2017 18:05



Тема сочинений в школе сейчас актуальна в свзяи с тем, что наши дети разучились связно, на бумаге, излагать свои мысли. Восстановление этого вида обучения считаю благим делом. Недавно в соцсетях одна моя знакомая выложила найденное сочинение своего брата, простого деревенского паренька. Оно меня восхитило настолько, что я решил им поделиться со всеми.

Далее речь автора:


Случайно нашла папку с документами родителей, давно ушедших в мир иной, и в этой папке была тетрадь для сочинений моего брата, учащегося 10 класса средней школы, датированной 11 сентября 1965 года. Прочла его сочинения и пришла в восторг от их содержания, и еще долго и тихо плакала, находясь под впечатлением.

«Мои родные места»
«Такой синевы и простора
Не встретишь на свете нигде»
(Цитата из песни)

Мои родные места! Какие они? Живописные, пустынные, а может, и обыкновенные? Ну, конечно, обыкновенные для чужих, но только не для меня. Для меня они совершенно необыкновенные!

Моё любимое место - это сосновый бор, который растет на краю нашей деревни. Бор этот небольшой, он расположен на небольшом холме. Там преимущественно растет сосна, смешанная с берёзками. Сосны тоже разные, есть высокие, вековые, верхушки которых грозно шумят, особенно в дождливую, хмурую погоду. Есть и молодые сосенки, которые густо растут и придают особенную красоту этому бору. Березки - это дополнительный штрих картине этого бора, без которых картина была бы неполноценна. Осенью они золотят бор и придают ему пестрый характер. Под горой, у подошвы, растет тополь, он застилает весь луг, раскинувшийся здесь. Кроме тополя, растут на этом лугу много других деревьев: ива, клен, яблоня, смородина, малина, черешня.

Когда-то здесь был колхозный сад. Сейчас этот сад никем не охраняется, никто не ухаживает за ним. Во время праздников и вечеров - это было любимое место встреч и свиданий. Здесь растет много цветов. Особенно красиво здесь весной, когда цветет яблоня с черешней. Много воспоминаний связано у меня, да и не только у меня, а у всех ребят нашего села, с сосновым бором. Каждый раз, когда я взбираюсь на этот холм, сердце мое начинает биться часто-часто. Как-будто после долгих скитаний ты возвратился на родину. Здесь вот очень ясно и остро ощущаешь, как уходит твое детство. Может быть, тебе не придется больше взбираться по тропинке, знакомой тебе до мелочей. Сколько раз тебе приходилось взбираться по этой тропинке, особенно зимой, катаясь на лыжах! Сколько раз ты падал, потом опять лез и снова падал!..

Теперь уже, став немного взрослыми, я и мои товарищи, у кого воспоминания о детстве также связаны с сосновым бором, часто навещаем наши «боевые места». Каждую осень мы ходим на нашу гору. Взобравшись, мы, всегда веселые и шумные, вдруг замолкаем. Каждый уходит со своими мыслями и воспоминаниями к тем далеким годам, к которым уже нам больше не вернуться... Изредка слышишь: «А помнишь, как мы вон там дрались?» Воспоминания, воспоминания... И почему-то на душе становится тоскливо.
Я люблю осень. Только не дождливую, а золотистую, сухую. Иногда осенью бывают такие дни: ни единого ветерка, как-будто всё замерло, будто лето присело отдохнуть перед дальней дорогой. Будто говорит тебе: «Смотри, какая я красивая, любуйся, скоро я уйду, больше не увидишь».

Осенью, бывало, пойдешь за грибами в лес, а лес кажется совсем другим. Кажется, что еще вчера мы носили здесь сено. Росла высокая трава, зеленели деревья, а сейчас все увяло, пожелтело. Вот здесь был когда-то наш стан. Вон на том пне, чуть-чуть левее, забив наковальню, Филипыч отбивал нам косы. Немножко ниже, у ручья, еще сохранилась зола от нашего костра. Здесь же валяются консервные банки и разбитая бутылка из-под молока. Да-а, веселая эта пора - сенокос! Хотя в первые дни ломило все тело, ныла спина. Едва поужинав, валишься на сено, а утром, на заре, встаешь. Летом заря-то в 4 часа! Правда, в обед еще отдыхаешь, но в такую жару не поспишь много. Вскочишь, весь мокрый, и - к воде. Приложишься к ручью, так и не оторвешься, готов выпить весь ручей!

А какая красота у природы на заре! Встанешь рано утром, когда только забрезжит рассвет, и удивишься: «Смотри, оказывается, как красиво! А я и не знал!» Где-то на горе кукует кукушка. Стараясь попасть в такт музыке утренних птиц, выстукивает дятел. Немножко попозже заскрипят калитки, зазвенят вёдра. Слышно, как тугая струя молока зашумит о дно подойника. Слышно недовольное мычание теленка, который так сладко спал возле матери-коровы. После выгона стада наступает тишина. В это время встретить прохожего - редкость. Начнет появляться солнце, осветив верхушки сосен, а потом и всю землю, появляется оно, нагревая воздух от утренней свежести.
______________________________________

Это писал простой сельский школьник, но любовь к родным местам вложила в его уста талант и слова великого писателя. И это я считаю великим достижением советского строя, дававшего людям качественное образование в любом уголке страны.

Описанные места и ощущения полностью совпадают с моими. Да и описанные места находятся в паре десятков километров от моей малой Родины, которая выглядела в те годы так:


К сожалению с тех пор многое изменилось в стране и эти изменения прямо коснулись жизни простых людей на земле. Изменения не в лучшую сторону, а в худшую. Тотальная безработица, закрытые школы, больницы, детсады. Поросшие бурьяном и лесом поля. Леса тоже завалены старыми деревьями, буреломом. Всё это есть следствие прихода капитализма, развала колхозной системы и системы лесхозов, содержавшие поля и леса в порядке.

Не думаю, что нынешние школьники смогут написать подобное сочинение о своей Родине, даже если бы обладали навыками и умением связно излагать свои мысли, как и мы, совки. И о чем им писать? О заросших борщевиком полях? О спивающихся родителях и соседях?





СССР, культура речи, современное общество, молодежь, школа, образование, ЕГЭ, русский язык

Previous post Next post
Up