Главные отличия нас и жителей США в наведении порядка в своем жилище
Какие работы по хозяйству могут выполнить рядовые американцы в своем доме самостоятельно, а что им делать категорически запрещено и почему? Из-за чего жилище может упасть в цене, и какую роль в этом играют ближайшие соседи?
«СП» поинтересовалась этим у местных жителей.
Лицензии надо брать даже на забивание гвоздей
Несколько месяцев назад мне пришлось услышать фразу: «Совсем уже здесь чиновники озверели со своими нормами строительными. В Америке, поди, никто тебе указывать не полезет, что и как на своем участке строить, там законы под человека заточены. Жаль только, мужики там поголовно не хозяйственные». Недавно случай свел меня с уроженкой России, которая в связи со счастливым замужеством вот уже более 10 лет благополучно проживает в одном из пригородов Филадельфии. Она рассказала о том, что может и чего не может «простой американский мужик».
В Америке, говорит Анна Рейнолдс, ситуация с мастеровитыми хозяевами примерно такая же, как и в России. Нередко встречаются и откровенно «криворукие», не знающие, с какой стороны держаться за молоток. Но также много и тех, кто, как говорится, «мастер от бога». Так что какой-нибудь доктор философских наук, к примеру, в свободное от работы время легко может своими руками починить кран, поменять розетку, собрать мебель или провести какой-нибудь мелкий косметический ремонт.
Сложность, уверяет Анна, заключается здесь в том, что мало-мальски серьезные строительно-отделочные работы в доме самостоятельно не проведешь. Тем более не стоит об этом и думать, если речь заходит об электропроводке, газоснабжении, водопроводных и дренажных системах. «Причем даже в том случае, - уточняет она, - если ты умеешь это делать отлично. Потому что, согласно местным законам, всеми подобными вещами должны заниматься только мастера, имеющие лицензию на соответствующий вид деятельности. Иначе если потом что-то выйдет из строя и кому-то или чему-то будет причинен ущерб, страховая компания легко откажет в выплатах на том основании, что работы были выполнены неспециалистами».
Доходит до того, развивает мысль Рейнолдс, что без разрешения муниципальных властей граждане элементарно вторую ванну в доме поставить не могут.
«СП»: - Почему?
- Потому что по местным законам это считается капитальным изменением, которое поднимает стоимость дома. А раз так, то, соответственно, и налоги городские на это строение тоже должны быть выше.
«СП»: - Ну, в России по этому поводу вряд ли бы кто-то стал заморачиваться. У нас некоторые умельцы даже газовые трубы по кухне самостоятельно перепрокладывают по-тихому, а тут обычная ванная…
- Здесь это, как говорится, не прокатит. Потому что если поставить ее без разрешения, непременно кто-нибудь из соседей донесет, куда надо, и тогда проблем не оберешься. Причем «стукач» после этого продолжит тебе мило улыбаться и не прекратит здороваться. У меня есть хороший знакомый, он руководит строительной бригадой, которая в Сан-Франциско занимается ремонтом и реставрацией домов. Так вот в начале карьеры его постоянно в разные инстанции вызывали на основании жалоб от бдительных соседей, которым кажется, что он делает что-то противоправное. Теперь, наученный горьким опытом, товарищ даже на самую мелкую работу, чуть ли не на вбивание гвоздя, берет отдельную лицензию в местном, так сказать, отделе по разрешениям.
«СП»: - Получается, соседи в Америке - эдакие российские госжилнадзор и стройинспекция в одном флаконе?
- Да, они очень активны в плане присмотра за другими и считают, что это в порядке вещей. Например, не подстригли мы вовремя газон перед домом, или какие-нибудь правила распорядка нарушили - сто процентов жди доноса.
«СП»: - И с чем, интересно, это связано?
- В первую очередь - с деньгами…
«СП»: - То есть?
- Ну, например, кто-то из жителей захотел продать дом. Покупатели приходят, видят - объект неплохой, но рядом участок запущенный, газон не стриженый, и так далее. Ага, думают они, соседи, мягко выражаясь, разгильдяи. Тогда этот дом не купит вообще никто или покупателю придется серьезно снижать цену.
«СП»: - Неужели действительно состояние близлежащих участков имеет такое большое значение? В России риелторы любят повторять клиентам - вы, мол, не соседей покупаете, а стены, вот на них и смотрите прежде всего.
- В России, может быть, это и так, но в Америке качеству, если можно так выразиться, соседей придают большое значение. Вот при всей публичной политкорректности штатовцев, стоит только в каком-нибудь квартале, где живут сплошь белокожие, купить дом афроамериканцу, в ближайшей округе сразу падает цена на недвижимость. В городах, где есть итальянские кварталы, к слову, до сих пор довольно сильна тенденция сопротивления таким покупателям. Но если раньше дом, который покупал темнокожий, нередко сжигали, то сейчас соседи, например, могут скинуться и этот дом выкупить.
«СП»: - Это распространяется только на чернокожих, или другие народности тоже в опалу попадают?
- Ну вот в Америке есть городки, где довольно много лиц еврейской национальности. Конечно, религиозные, но в меру, тихие, без фанатизма. Так вот точно так же предвзято они относятся к своим собратьям-хасидам. Те, в принципе, тоже неконфликтные, для них главное, чтобы им не мешали по-своему молиться, да и все дела. Но в таких семьях слишком близко к сердцу принимают заповедь «плодитесь и размножайтесь», там по 8−10 детей. Так что уследить за всем бывает сложно, где уж тут еще и газон вовремя стричь. Соответственно, стоит такому ультрарелигиозному еврею присмотреть домик в этом городке, как цены на недвижимость начинают падать. Соседи сразу же стремятся переехать туда, где хасидов нет, соответственно, задешево продают дома либо таким же хасидам, либо вообще темнокожим. И все, поселение теряет свою привлекательность.
«СП»: - И что, так везде, исключений из этого правила не бывает?
- Мне сложно судить, я не так уж много где и была. За всю Америку, конечно, сказать не могу, знаю только один городок в штате Нью-Джерси, где все ко всем терпимо относятся. Но там очень много жителей, которые приехали на постоянное место жительства из Советского Союза еще в 70−80 годы прошлого века. Причем их социальный статус совсем не такой, как у тех русских, которые приобретают недвижимость на Брайтон-Бич.