К 55-летию полёта первого человека в космос

Apr 12, 2016 19:06

Он сказал поехали!..



Впервые в истории человечества человек побывал в космосе, на орбите земли, сделав на космической ракете вокруг неё всего один оборот, но какой! Это был Юрий Гагарин, простой русский парень, выходец из крестьянской семьи, покоривший давнюю мечту человечества, полёт в космос. Это событие стало эпохальным и самым, наверное, жизнеутверждающим событием за всю послевоенную историю советской страны.



«Есть даты, значащие много,
И невозможно их забыть;
Способны указать дорогу,
Желание, кем хочешь быть.

Особый день числом двенадцать
В апреле месяце у нас;
И будут многие стараться
Побыть Гагариным сейчас…»

В этот знаменательный день общественное настроение советского народа возросло настолько, что его можно, наверное, даже сравнить с радостью дня победы в Великий Отечественной Войне. Это была явная победа нашей страны в гонке двух великих держав являвшихся соперниками, если не сказать больше, являвшихся вероятными противниками, с противоположной идеологией, социализм и капитализм.

Торжествуя, советское правительство, обращаясь ко всему человечеству, провозгласило: «Космическая эра начата!» И это была действительно победа советских ученых, советской промышленности, советского народа, мы были первые, до нас это еще никто, не смог сделать!




СУРОВЫЕ СТРОКИ ИСТОРИИ…
Девять часов утра, 1961 год, 12 апреля. Внимание! Внимание!

«12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор ГАГАРИН Юрий Алексеевич.

Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли.

По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 175 километрам, а максимальное расстояние (в апогее) составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору - 65 градусов 4 минуты.

Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя.

С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двустороняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете.

Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально.

Полет корабля-спутника «Восток» с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается.

9 ч. 52 м. По полученным данным с борта космического корабля "Восток", в 9 часов 52 минуты по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, находясь над Южной Америкой, передал: "Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо".

10 ч. 15 м. В 10 часов 15 минут по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, пролетая над Африкой, передал с борта космического корабля «Восток»: "Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо".

10 ч. 25 м. В 10 часов 25 минут московского времени, после облета земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка и космический корабль-спутник с пилотом-космонавтом майором Гагариным начал снижаться с орбиты для приземления в заданном районе Советского Союза."







ДОЛГАЯ ДОРОГА К ЗВЁЗДАМ
С конца 50-х прошлого столетия между двумя ведущими мировыми державами - Советским Союзом и США развернулось напряженное технологическое противостояние в области освоения околоземного пространства. Космическая гонка явилась закономерным следствием холодной войны, и для обоих соперников доказать свое лидерство в реализации космических программ стало делом чести. От межконтинентальных ракет - к орбитальным полетам Ключевой фигурой этого процесса со стороны СССР стал конструктор Сергей Королёв - создатель многих образцов ракетно-космической техники, человек, благодаря усилиям которого в конечном итоге именно советской стороне удалось сделать первый шаг в области практической космонавтики



В августе 1946 года Королёв был назначен Главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ныне - РКК «Энергия»). В 1956 году под его руководством коллектив инженеров разработал ряд новейших ракет, и в их числе - двухступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету Р-7 с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полёта 8 тыс. км. Для испытаний нового типа вооружений в Казахстане был построен полигон №5 - сейчас более известный как космодром Байконур. Испытания прошли успешно, а год спустя на базе ракеты Р-7 было создано семейство более совершенных трех- и четырехступенчатых носителей. Один из них 4 октября 1957 года и запустил на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли



Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества. С. П. Королёв

WHO IS MR. GAGARIN?

Успех советских инженеров произвел огромное впечатление на мировую общественность. Но возможности почивать на лаврах у сотрудников «ОКБ-1» не было. Разведка сообщала, что их американские коллеги продолжают работать над еще более амбициозным проектом - отправкой в космос корабля с человеком на борту. В рекордно сжатые сроки под руководством Королёва ведущим конструктором бюро Олегом Ивановским при деятельном участии Михаила Тихонравова создается новый космический аппарат - пилотируемый корабль «Восток-1»



Модель космического корабля «Восток-1»



Приборная панель корабля «Восток-1» Ю. А. Гагарина. Центральный Музей Вооруженных Сил, Москва

Уже 5 января 1959 года Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято решение о начале процесса поиска и подготовки космонавтов к первому полету на космическом корабле. Для всех, знакомых с деталями проекта, было очевидно, что пассажиром «Востока-1» должен стать летчик реактивной истребительной авиации.
Из числа добровольцев, выразивших готовность к испытанию космического корабля (всего документы подал 3461 человек), было выбрано 20 претендентов, составивших Первый отряд космонавтов и приступивших к теоретическим и практическим занятиям в Центре подготовки космонавтов ВВС в Подмосковье. В 1960-м году из отряда выделили группу из 6 человек для подготовки к первому полету.

По данным разведки, американцы наметили старт своего корабля с человеком на борту на 20 апреля 1961 года, поэтому последние приготовления к полету происходили в условиях крайней спешки. Тех, кто полетит в космос, определили в последний момент на заседании Государственной комиссии по пуску космического корабля «Восток». Ими стали Юрий Гагарин и его дублер Герман Титов. Запасным космонавтом назначили Григория Нелюбова



Сергей Королёв в окружении космонавтов из Первого отряда

Существует множество версий и домыслов о том, почему именно Гагарин был выбран космонавтом №1. Одно можно сказать точно: знаменитая теплая улыбка Юрия, его фотогеничность вряд ли сыграли ключевую роль в выборе.



Возможно, помимо блестящей физической подготовки и высокой стрессоустойчивости, важным фактором стала психологическая характеристика летчика.

"Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремлённость, ощущение коллектива. Любимое слово - «работать». На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией."



Так или иначе, в апреле 1960-го года комиссия утвердила первое в истории задание человеку на космический полёт, подписанное С. П. Королёвым и Н. П. Каманиным - заместителем начальника Главного штаба ВВС по боевой подготовке, руководившим тренировками Первого отряда. Согласно заданию, космонавту предстояло выполнить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180-230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель - проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полете, проверить связь корабля с Землей, убедиться в надежности средств приземления корабля и космонавта.
Из воспоминаний Гагарина о неизгладимом впечатлении, которое произвели на него завораживающие слова Циолковского:

"Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство."



ВЕРНУТЬСЯ С НЕБЕС

Старт «Востока» был назначен на утро 12 апреля.

Незадолго до посадки в специальный автобус, который должен был отвезти космонавтов на стартовую площадку, Королёв лично встретился с Гагариным и дал ему несколько последний советов и рекомендаций.

Оказавшись в кабине космического корабля, Гагарин сохранял спокойствие и бодрость духа и даже мурлыкал под нос мелодии любимых песен. Полная стенограмма переговоров космонавта с Землей изобилует шутками и словами поддержки, адресованными и самому пилоту, и тем, кто остается ждать его на планете

Вот фрагмент этой стенограммы.

Королев: Там в укладке тубы - обед, ужин и завтрак.

Гагарин: Ясно.

Королев: Понял?

Гагарин: Понял.

Королев: Колбаса, драже там и варенье к чаю.

Гагарин: Ага.

Королев: Понял?

Гагарин: Понял.

Королев: Вот.

Гагарин: Понял.

Королев: 63 штуки, будешь толстый.

Гагарин: Хо-хо.

Королев: Сегодня прилетишь, сразу все съешь.

Гагарин: Не, главное - колбаска есть, чтобы самогон закусывать…




В 9:07 по московскому времени ракета с кораблем начала подъем. Начальником стартовой команды («стреляющим») во время запуска был инженер-подполковник ракетных войск А.С. Кириллов - он отдавал команды по этапам пуска ракеты и контролировал их выполнение, наблюдая ракету в перископ из командного бункера. Его дублером у второго перископа был Л. А. Воскресенский - заместитель главного конструктора С. П. Королёва по испытаниям.

"Наконец технический руководитель полета скомандовал:
- Подъем!

Я ответил:

- Поехали! Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства."

Ю. А. Гагарин «Дорога в космос. Записки летчика-космонавта СССР»



Запись в журнале дежурного оператора от 12 апреля 1961 года. Автор записи впоследствии получил строгий выговор за непрофессиональное поведение.

Легендарная реплика «Поехали!», произнесенная Юрием Гагариным в момент старта, - в своем роде хулиганство. По уставу летчики-испытатели должны были сигнализировать о взлете сообщением «Экипаж, взлетаю!». Однако эти слава казались методисту первого отряда космонавтов Марку Галлаю чересчур высокопарными - и он во время подготовки предложил будущим космонавтам сообщать о готовности менее формально. Так что, возможно, озорное «Поехали!» Гагарин произнес просто по привычке.



На орбите Гагарин провел простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон



Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108-й минуте корабль завершил полет. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалеку от Энгельса в районе сел Смеловка и Подгорное. Так завершился самый впечатляющий в истории ХХ века научный, технологический прорыв и подвиг человеческого духа
Ликующее сообщение подготовленное для ТАСС в Кремле прозвучало 12 апреля по радио и телевидению:

После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут московского времени советский космический корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза. Лётчик-космонавт майор Гагарин сообщил: «Прошу доложить партии и правительству, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею». Осуществление полёта человека в космическое пространство открывает грандиозные перспективы покорения космоса человечеством.



Первый космонавт Юрий Гагарин, находясь на орбите земли, еще и не знал, что ему уже присвоена главная награда страны, звание Героя Советского Союза, а так же он был произведен в майоры.
Благополучно спустившись на землю, Гагарин триумфально объехал все страны, где ему так же были вручены ордена, и другие отличительные знаки большинства стран, где он побывал. Герой Советского Союза, Герой Социалистических стран Юрий Гагарин больше никогда не полетит в космос, тому вина его трагическая гибель в 1968 году при испытании нового самолета.



Но первый космонавт и после своей гибели навсегда остался национальным героем в сознании советского народа, как впрочем, и во многих странах мира, например, его популярность в США, в те годы, равнялась популярности молодого американского президента Джона Кеннеди.
Затем были другие полеты и победы, но это был первый.

ПЕРВЫЙ он и есть ПЕРВЫЙ!



image Click to view



image Click to view



P.S. Перед полётом в космос Ю. Гагарин составил прощальное письмо - на случай, если погибнет. Это письмо вручили его жене, после его гибели:




космонавтика, СССР

Previous post Next post
Up