30 лет фильму "Назад в будущее"

Oct 27, 2015 10:04





3 июля 1985 года на экраны вышел первый фильм трилогии «Назад в будущее». Подросток Марти с помощью машины времени, сооруженной его другом, профессором доком Брауном, попадает из 80-х в далекие 50-е. Там он встречается со своими будущими родителями, еще подростками, и профессором, совсем молодым. Трилогия про Марти МакФлая и Дока Брауна, которые путешествуют то в прошлое, то назад в будущее, до сих пор остается хитом, и даже сегодня количество поклонников фильма только увеличивается. В статье собраны самые интересные факты об этой трилогии.


Предыстория



Формально история фильма «Назад в будущее» берет своё начало в 1972 году, в школе киноискусств в Калифорнии, где два парня находят общие интересы в области кино. Это были Роберт Земекис и Боб Гейл. Хотя Земекис больше тяготел к режиссуре, а Гейл к написанию историй, ребята очень сдружились, особенно после своей первой учебной постановки «Лифт». До 1980 года Земекис и Гейл работали в различных проектах, которые не сыскали большой славы и сильного интереса как у зрителей, так и у критиков.

Летом 1980-го Гейл отправился погостить к своим родителям в Сент-Луис, где случайно находит фотоальбом с выпускного своего отца. И тут на минуту Гейл представил, каково было бы учиться вместе с отцом в одной школе, быть его ровесником и находить общий язык. Вернувшись в Лос-Анджелес, Гейл рассказал Земекису о своей идее и возможности написания по ней сценария. Друзья принялись за сочинительство. Сценарий был написан в феврале 1981 года и получил название «Назад в будущее». Первый вариант сценария сильно отличался от того, что было показано в фильме. Так, характер и поведение Марти были представлены первоначально совсем в другом свете. Марти занимался распространением пиратских кассет, живя на вырученные от продажи средства . Машину времени Док Браун изобрел на основе холодильника, а возвращение человека из прошлого могло произойти только за счет транспортировки холодильника на ядерный полигон в штате Невада.

Когда Роберт Земекис пытался продать идею своего фильма, он в первую очередь обратился в кинокомпанию, знаменитую своими семейными картинами, - студию Уолта Диснея. Однако они зарубили сценарий на корню, посчитав, что изображение любовных взаимоотношений мамы и сына, пусть даже и через призму времени, будет довольно рискованным мероприятием для компании, дорожащей своей репутацией.

Земекис и Гейл пытались предложить сценарий и другим студиям, но все отказывались, боясь брать на себя риск реализации подобной нестандартной картины. В то время (80-е годы) была большая мода на тинейджерские комедии с сексуальными шутками. Поэтому большинство киностудий отказалось от проекта: для них он наоборот был слишком пристойным.

Историю о машине времени показали старому другу и коллеге Стивену Спилбергу. Стивен был поражен историей, ведь этот человек как никто другой чувствует хороший сценарий, и его интуиция пока ни разу его не подвела. Стивен предложил Земекису не тянуть и поскорей заняться производством картины. Но Земекис решил создание «Назад в будущее» отложить, так как поддался амбициям. На тот момент Земекис и Гейл поработали со Спилбергом на 3-х картинах: «Автомобили», «1941», и «Хочу держать тебя за руку». Земекис боялся прослыть в Голливуде человеком, который снимает кино благодаря знакомству со Спилбергом. Идя на поводу у своего характера, Земекис занялся съемками бандитского фильма для ABC, производство которого было заморожено по непонятным причинам за несколько недель до начала съемок. После неудач с ABC, Земекис занялся съемкой фильма «Роман с камнем», фильм собрал $76 млн., и стал первым кассовым хитом режиссера.



Для Земекиса наступило время перемен, теперь он состоялся как личность, как отдельный постановщик, а не как режиссер, «крышуемый» Спилбергом. Успех «Романа с камнем» позволил вернуться к реализации долгожданного и желанного проекта всей жизни. К тому времени Гейл отшлифовал сценарий до идеальности. Отредактированная версия действительно была похожа на семейный фильм. Марти больше не занимался пиратством, а все временные перемены были завязаны вокруг одной семьи. Машина времени из нелогичного холодильника преобразовалась в автомобиль. Выбор пал на DeLorean DMC-12, из-за ее внешнего вида, более напоминающего космический корабль. Плоские панели из нержавейки, стремительный облик: готовая машина времени. Заменив холодильник на машину, принцип возврата из прошлого хотели оставить тот же, чтобы Марти находился вместе с машиной на ядерном полигоне в момент ядерного взрыва. В конечном счете от данной идеи отказались из-за дороговизны реализации ядерного полигона и взрывов, таким образом источник энергии был заменен на молнию. Когда было принято решение, что машиной времени будет автомобиль, художественному отделу было поручено продумать концепт машины времени на основе автомобиля DeLorean.

Сид Шайнберг, начальник студии Universal, потребовал от Земекиса и Гейла изменить сценарий. Во-первых, мать Марти должна была получить имя Мег, а не Лоррэйн (жену самого Шайнберга звали Лоррэйн). Доку Брауну в качестве спутника полагался шимпанзе, а не собака. И наконец: Шайнберг считал, что фильм со словом "будущее" в названии не может быть кассовым - и потребовал поменять название на “Космический пришелец с Плутона”. В сцене, где Марти МакФлай утверждает, что его зовут Дарт Вейдер с планеты Вулкан, он должен был сказать "с планеты Плутон". Шайнберг послал соответствующий меморандум. На помощь режиссеру пришел исполняющий продюсер Стивен Спилберг, он послал в ответ: "Спасибо, Сид, за удачную шутку - мы очень смеялись". Шэйнберг почувствовал, что над ним издеваются, и чтобы не прослыть человеком, не понимающим юмор, перестал цепляться к названию.

Выбор актёров

К моменту съемок актерский состав фильма был полностью утвержден, кроме главного героя Марти Макфлая. При согласовании актерского состава Земекис сразу же остановился на кандидатуре 23-летнего актёра Майкла Дж. Фокса.

Фокс хорошо умел кататься на скейтборде, играл на гитаре, к тому же, по словам Земекиса, Фоксу не приходилось «играть», ему был близок образ Марти. Сам Фокс говорил: «Марти делал всё, чем я занимался в школе - катался на доске, гонялся за девчонками и играл в группе. Я даже мечтал стать рок-звездой».



Но на момент съемочного периода «Назад в будущее» Фокс работал на телевидении, на съемках популярного тогда сериала «Семейные узы». Съемки «Назад в будущее» выпали на самый пик показа 4-го сезона, поэтому продюсер сериала Гари Дэвид Голдберг ни на каких условиях не хотел отпускать Фокса, ссылаясь на то, что ведущая актриса сериала Меридит Бакстер находится в декретном отпуске, и Майкл Дж. Фокс нужен был ему как воздух для поддержания популярности сериала. «Назад в будущее» должен быть отснят к маю 1985 года, а на конец 1984-го у Земекиса еще не было главного актера. В ноябре начался процесс изнурительного кастинга по подбору актера на роль Марти. Через кастинг прошло более 400-х человек, и чем больше отсеивалось молодых актеров, тем яснее становилось, что лучше Майкла Дж. Фокса с ролью никто не справится. Ни один актер не мог передать искреннего и реалистичного образа Марти Макфлая, описанного в сценарии. В итоге, лучше всех показал себя Эрик Штольц.

После 4 недель съёмок Земекис понял, что Штольц не подходит для этой роли. Продюсер Стивен Спилберг и Земекис решились на замену актёра, даже несмотря на то, что пересъёмки увеличивали бюджет фильма. По словам Земекиса, Штольц играл слишком серьёзно, как в драматическом фильме. Игра Штольца была не убедительной, так как он не мог показать молодого, веселого и активного подростка. Сам Штольц также сомневался, что подходит на эту роль, в частности, у него не получалась езда на скейтборде.

В январе 1985 года в сериал «Семейные узы» вернулась другая его звезда Мередит Бакстер, что позволило создателям «Назад в будущее» вернуться к переговорам с Фоксом. Продюсеры сериала разрешили Фоксу сниматься в фильме Земекиса с условием, что он продолжит съёмки в сериале.

Поэтому Фокс снимался в «Узах» днем, а ночью играл в картине Земекиса. Каждый день после записи очередной серии он коршуном мчался на съемочную площадку кино. Съёмки велись 6 часов в день - с 6.30 вечера до 2.30 ночи. Фокс за время съёмок фильма спал лишь 5-6 часов в день. Специально ради Майкла съемочная бригада работала по 12 часов в сутки.

Если сравнить игру Штольца с игрой Фокса, то становится ясно, что Земекис поступил правильно, заменив главного героя, и потраченное время и деньги пошли во благо фильма.




image Click to view


На роль отца Марти был взят Криспин Гловер, снявшийся в довольно приличных фильмах: «Учителя», «Пятница, 13. Часть 4» и «Наперегонки с Луной». Роль Джорджа в фильме была достаточно интересна, и для отца Марти во второй и третьей частях фильма было отведено приличное количество времени. Но после успеха первой части, Криспин Гловер отказался от участия в продолжении, мотивируя отказ недостаточным гонораром, так же им было выдвинуто условие, что сценарий второго и третьего фильма он должен лично оценить перед съемкой. Тем самым Гейлу пришлось переписать линию Джорджа, сделать ее более простой, что и происходит во втором фильме. Джорджа по сценарию убивают, оставляя семейную линию играть только Лие Томпсон.

Машина времени

В процессе написания сценария концепция машины времени многократно менялась. Сначала это был лазерный прибор размером с комнату. Затем машина времени стала выглядеть, как холодильник. Земекис рассказал в интервью, что этот концепт отбросили, опасаясь, что маленькие дети будут забираться в холодильник и пострадают при этом. В конце концов остановились на DeLoran DMC-12, спортивном купе, вышедшем из-под пера великого дизайнера Джорджетто Джуджаро. Дизайн машины был настолько необычным для того времени, что сильно переделывать автомобиль не пришлось.



Первым художником, который придумывал концепт машины, был Эндрю Проберт. Дизайн Проберта был слишком идеальным для создателей фильма и смотрелся неправдоподобным. Земекис хотел видеть машину, которая была бы собрана в гараже из подручных материалов и радиодеталей, продаваемых в обычном магазине. Машина должна была выглядеть устрашающе, как описывал ее Гейл. Для реализации данной задачи был привлечен еще один дизайнер - Рон Кобб, который пересмотрел ранний вариант DeLorean и доработал его с пожеланиями Гейла и Земекиса. В частности, именно Кобб добавил реакторные турбины на багажнике DeLorean. Первоначально турбина была одна, но Земекис для симметрии попросил установить вторую. Группой вспомогательных дизайнеров был доработан салон машины, путем добавления приборных панелей самолетов, придавая машине привлекательности и в то же время сложности конструкции. При создании фильма использовали 3 машины DeLorean. Одну машину пришлось полностью замораживать, вылив на нее жидкий азот в начале фильма, чтобы передать эффекты путешествия во времени. Одну машину создали с расширенным салоном для съемок внутри машины. Ещё в фильме использовали уменьшенную копию DeLorean из стекловолокна, для создания эффектов летающей машины.

Помимо неземной красоты, в DMC-12 было мало хорошего, и Фокс вскоре проклял тот день, когда сел за баранку этого пылесоса. Актер разбил костяшки пальцев, орудуя рычагом КПП - на нечетных передачах тот почти упирался в консоль. Механизм открывания быстро разболтался, и Фокс начал колотиться о дверь головой - когда видите такое в фильме, знайте, что это не режиссерская задумка.



Один из трёх автомобилей «DeLorean» был полностью уничтожен в сцене с паровозом в третьей части. Для этого пришлось хитрить, ведь когда паровоз реально таранит автомобиль, он сминает его и отбрасывает в сторону. Чтобы машина времени рассыпалась на части, ее в нескольких местах подпилили и начинили взрывчаткой.

Автомобильный номер «DeLorean» - 3CZV657 - реально существующий автомобильный номер, зарегистрированный в штате Калифорния. На DeLorean стоят шины Good Year.

Интересные факты о фильме

Так выглядели съемки сцен с летающими досками будущего, на которых мечтал бы прокатиться любой скейтер.






Куртка Марти из 2015 года сама подгоняла рукава по размеру. При съемке этого эпизода к рукавам было протянуто 40 лесок, которые одновременно натягивали ассистенты.



Сценарист и режиссер спрятали много мелочей (так называемых «пасхальных яиц») в сюжете картины. Вот лишь некоторые из них.
Марти бежит, опаздывая в школу. Он цепляется за синий пикап, за рулем которого сидит некий бородатый мужчина в кепке. Это продюсер фильма Стивен Спилберг.



Музыканты, играющие на городском празднике Хилл Вэлли - группа ZZ Top, исполняющие кантри-версию своей песни «Doubleback». Они, как и при своих современных номерах, крутят гитары вокруг своей оси. В 1885 году это проделывает и барабанщик со своим барабаном. Кроме того, ZZ Top исполняют рок-версию этой песни в финальных титрах.



В 2015 в кино идет фильм «Челюсти-19» режиссера Макса Спилберга. У Спилберга действительно есть сын по имени Макс.

Для декораций главной улицы города были использованы декорации фильма «Гремлины» (1984).

Когда Марти пытается перезапустить DeLorean, находясь в 1955 году, фары автомобиля мигают по азбуке Морзе: три точки, три тире, три точки: SOS!

Оркестр под управлением Алана Сильвестри, привлеченный для записи звуковой дорожки к фильму, стал самым многочисленным по составу на момент выхода картины в свет.

В рамках картины состоялось первое появление на экране актера Билли Зейна, впоследствии сыгравшего роль главного злодея в фильме «Титаник» (1997).

Солнечные очки, которые Марти носит в начале фильма, были исключительно для рекламных целей, и больше в трилогии не появляются. Для фильма было заключено несколько контрактов для позиционирования рекламных продуктов. Одни из них - очевидны ("Пепси", "Тексако", "Тойота"), а другие - нет. Компания "California Raisin", изготовитель изюма, заплатила 50'000 долларов за то, чтобы их продукт появился в фильме. Но для изюма не было места в сценарии, кроме того, по словам Боба Гейла, "на кинопленке изюм выглядит как кучка дерьма". Поэтому логотип компании нарисовали на скамейке, на которой в конце фильма спит бомж Ред. Фирма запротестовала - и ей вернули гонорар.



В лаборатории Дока висят портреты четырех знаменитых ученых: Исаак Ньютон, один из первых физиков современности; Бенджамин Франклин, открывший электричество посредством удара молнии; Томас Эдисон, изобретатель современных электростанций; и Альберт Эйнштейн, открывший теорию относительности. Современная физика, удар молнии, добыча электроэнергии и путешествия во времени - ключ к сюжету фильма.

Кристофер Ллойд создавал образ своего персонажа - Дока, основываясь на манерах поведения физика Альберта Эйнштейна и дирижера Леопольда Стоковски. Имя доктора Брауна - Эмметт, является наоборот прочитанным словом «время» (time). Инициалы среднего имени Дока Брауна - «L». Боб Гейл, сценарист фильма, говорит, что среднее имя Брауна - Латроп, что является наоборот прочитанным словом «портал»).

Док Браун - фанат времени: он всегда носит несколько наручных часов, а его квартира заставлена часами. Обратите внимание, когда будете смотреть фильм.

Дженнифер записывает свой телефон на листовку о восстановлении часов. Ее номер - 555-4823. В американских фильмах все номера телефонов начинаются на 555, чтобы на них никто не звонил реально, так как этого кода в США не существует.

Когда «Назад в будущее» вышел в кино в Австралии, Майклу Джей Фоксу пришлось сняться в телевизионном ролике для австралийского телевидения и предупредить общественность об опасности цепляния за автомобили на скейтборде.

Сцену, в которой Марти спрашивает Дока, будут ли они в будущем «полными кретинами» («assholes»), сняли дважды - для американской телеверсии с менее ругательным диалогом.

Многие кандидатки на роль девушки Марти Дженнифер были отвергнуты лишь по причине слишком высокого роста - все они были выше Майкла Джея Фокса, чей рост 1,64 м.

Актрисе Лии Томпсон пришлось проводить ежедневно порядка 3 часов в гримерке, чтобы из 23-летней девушки превратиться в 47-летнюю.

Майкл Дж. Фокс только на десять дней младше Лии Томпсон, сыгравшей его маму, и почти на три года старше своего экранного отца в исполнении Криспина Гловера.

В третьей части фильма Майкл все еще играет подростка, а тем временем к выходу картины актеру уже исполнилось 29 лет.

Компьютерная игра «Дикий стрелок» вообще-то не использовалась в игровых автоматах, а только на приставках Нинтендо. Для фильма ее встроили в игральный автомат.

Одного из детей, которым Марти показывает компьютерную игру «Дикий стрелок», с легкостью узнают сектанты «Властелина Колец» - это Элайджа Вуд. Ему тогда было 8 лет, и это - одна из его первых ролей.



Роль Нидлза, коллеги Марти, который в третьей части вызывает его на автогонку, играет Майкл Балзари, более известный под именем «Flea» (Блоха) - басист группы «Red Hot Chili Peppers».

Бифф передает сам себе альманах спорта. Он говорит: «Флорида выиграет чемпионат мира по бейсболу 1997-го года, ну конечно». Фильм вышел в 1989 году. 8 лет спустя на чемпионате мира по бейсболу действительно выиграла команда Флориды, Florida Marlins. Самое интересное - в 1989 году у Флориды вообще не было своей бейсбольной команды, и Florida Marlins еще не существовали!

Марка «Кельвин Кляйн» была достаточно малоизвестной в Европе в 1985 году. Поэтому во французском дубляже фильма, когда Марти просыпается в 1955 году, его молодая мама называет его Пьер Карден вместо Кельвин Кляйн. В итальянском дубляже она зовет его Леви Страусс. В советском прокате, я думаю, она назвала бы его Славой Зайцевым.

В кинотеатре Хилл Вэлли идет фильм под названием «Королева скота из Монтаны» (1954), где одну из главных ролей сыграл Рональд Рейган. Когда Рейган (действующий президент США) смотрел картину в первый раз, он был настолько поражен репликой Дока: «Да как актер смог стать президентом?», что попросил персонал кинотеатра остановить пленку, перемотать и прокрутить этот момент еще раз.
Фильм настолько понравился Рональду Рейгану, что он включил ссылку на картину Земекиса в своё обращение к нации в 1986 году: «И как было сказано в фильме «Назад в будущее», «Там, куда мы отправляемся, дороги нам не понадобятся».

Боб Гейл, автор сценария, однажды высказался: "Интересный факт: Россия, то есть Советский Союз, был тогда еще коммунистическим, но тем не менее все в России уже видели "Назад в будущее" на пиратских видеокассетах. Это был единственный раз, когда мы были рады существованию пиратских кассет".

В сцене, в которой Бьюфорд вешает Марти на новом здании суда, Майкл Джей Фокс едва не задохнулся. Несколько минут петля лассо так сильно его душила, что он не мог дышать. Теперь полагают, что этот случай на съемках был одной из причин возникновения болезни Паркинсона у Майкла Джей Фокса.

Финал



Назад в будущее вышел в прокат на 1200 экранах. Земекис был сильно обеспокоен, что фильм покажет себя в прокате посредственно, так как считал, что фильм не был достаточно прорекламирован. На момент премьеры "Назад в будущее" Майкл Дж. Фокс находился в Лондоне на съемках «Семейных уз» и не мог заниматься продвижением картины. В итоге картина провела в топ десятке 11 недель. «Назад в будущее» считается самым кассовым фильмом США 1985 года.

При бюджете $19 млн. фильм собрал в первый уик-энд $11 млн., $210 млн. в Америке и ещё $170 млн. по миру. Неплохо для картины, в которой было использовано всего 32 спецэффекта.

Так как Земекис не был уверен в успехе фильма, то сразу после финальных кадров в кинотеатрах шли титры. А многообещающая надпись «Продолжение следует...» появилась лишь после появления фильма на видеокассетах, когда успех фильма был подкреплен ошеломляющими сборами. В 1989 году Роберт Земекис снял «Назад в будущее-2», а в 1990-м - «Назад в будущее-3».

Слухи о том, что «Назад в будущее» рано или поздно реанимируют в Голливуде, ходят давно. Ни Гейл, ни Земекис на эти провокации не поддаются, разумно полагая, что всё, что они могли сделать в данном направлении - они уже сделали. Учитывая тот факт, что болезнь Майкла Дж. Фокса не позволит ему участвовать в новом фильме, мало кто захочет снимать продолжение приключений Марти МакФлая без него. По крайней мере, не сейчас, когда поколение, выросшее на этом фильме, заправляет в Голливуде.

Награды и номинации



Оскар - 1986

Лучшие звуковые спецэффекты - Чарлз Л. Кэмпбелл, Роберт Р. Ратледж.
Лучшая песня - Крис Хэйес, Джонни Колла, Хьюи Льюис (номинация).
Лучший оригинальный сценарий - Роберт Земекис, Боб Гэйл (номинация).
Лучший звук - Билл Вэрни и др. (номинация).

BAFTA - 1986 (Премия Британской академии кино)

Лучший монтаж - Артур Шмидт, Гарри Керамидас (номинация).
Лучший фильм - Боб Гэйл и др. (номинация).
Лучший художник - Лоуренс Дж. Полл (номинация).
Лучший оригинальный сценарий - Роберт Земекис, Боб Гэйл (номинация).
Лучшие визуальные спецэффекты - Кевин Пайк, Кен Рэлстон (номинация).

Давид ди Донателло - 1986
Лучший продюсер иностранного фильма - Стивен Спилберг.
Лучший сценарий иностранного фильма - Роберт Земекис, Боб Гэйл.

Золотой глобус - 1986

Лучшая комедия или мюзикл (номинация).
Лучшая песня - Крис Хэйес, Джонни Колла, Хьюи Льюис (номинация).
Лучшая мужская роль в комедии или мюзикле - Майкл Дж. Фокс (номинация).
Лучший сценарий - Роберт Земекис, Боб Гэйл (номинация).

Некоторые актёры тогда и сейчас

Майкл Джей Фокс



Кристофер Ллойд



Лиа Томпсон



Клаудия Уэллс



Криспин Гловер



Томас Фрэнсис Уилсон


фантастика, будущее, фильмы, Голливуд, США

Previous post Next post
Up