Ракета-носитель Antares с частным грузовым кораблем Cygnus, который должен был доставить более двух тонн груза к МКС, взорвалась в момент старта на космодроме Валлопс на атлантическом побережье США.
Ответственность за аварию при старте украинско-американской ракеты Antares с космическим грузовиком Cygnus полностью лежит на США, катастрофа произошла из-за модификации американцами советского двигателя, считает академик Российской академии космонавтики имени Циолковского, главный редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Маринин.
Инциденты с космическими запусками в мире в 2007-2014 годах
Ракета-носитель Antares с космическим грузовиком Cygnus, который должен был доставить более двух тонн груза к МКС, взорвалась в момент старта на космодроме Валлопс на атлантическом побережье США. По словам сотрудника НАСА, в результате крушения было потеряно оборудование для научных экспериментов, а также запчасти для станции.
Специалист по политике в области космоса, заслуженный профессор Университета имени Джорджа Вашингтона Джон Логсдон предположил, что авария могла быть вызвана проблемами в двигателе. Однако представитель компании-производителя рассказал, что двигатели ракеты-носителя Antares прошли все стадии тестирования, в том числе в России, никаких проблем выявлено не было.
В США создана спецкомиссия, которая проведет расследование обстоятельств и причин взрыва ракеты. Причины происшествия будут обсуждаться 4 ноября на встрече глав космических агентств, в том числе РФ и США.
Закупили советские и переделали
Академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Игорь Маринин рассказал РИА Новости, что двигатель, использованный в ракете Antares, был закуплен США уже давно. Они производились с середины 70-х годов в СССР для модифицированной ракеты советской Н-1М для высадки человека на Луну, но программа была закрыта, часть двигателей уничтожена, а несколько десятков было закуплено американцами для своих программ.
Тестирование двигателей производили и российские специалисты, и американские уже после закупки. При этом первую ступень двигателя и его адаптацию американцы делали совместно с днепропетровскими специалистами.
"Американцы начали их (двигатели) не только испытывать, но и адаптировать под свою ракету. То есть они вели доработки довольно серьезные и присвоили им свое название. Получился двигатель уже американский. Американцы так сэкономили, не стали производить свой двигатель, купили наш очень хорошего качества и воспользовались специалистами Днепропетровска, которые освободились от заказов на "Зениты", потому что наши перестали "Зениты" заказывать, и начали делать эту первую ступень", - сказал Маринин.
Сбой произошел при модификации в США
По словам собеседника агентства, на каком-то этапе адаптации и модификации двигателя под американскую программу произошел сбой.
"То ли это трубопровод, то ли это в бак попало что-то постороннее, потому что баки тоже на Украине делают, но двигатели проверяются, потому что имеют возможность многократно включаться, поэтому они проверялись и здесь в России, и в Соединенных штатах, и даже перед пуском. Так что тут какая-то внешняя причина, а не сам двигатель. Поэтому я считаю, что с России ответственность всякая снимается", - пояснил Маринин.
Он напомнил, что директор компании-производителя Antares Orbital Sciences Corporation Фрэнк Калбертсон выступил с заявлением, что на данный момент подробных данных о причинах аварии нет, но, судя по всему, "двигатель взорвался из-за переделок".
Click to view
Click to view
"Несколько лет мы проверяли и американцы проверяли, и те двигатели, которые мы туда отправили - все с ними было нормально. Их можно было проверить, потому что они многократного включения. Есть двигатели, которые нельзя проверить - они один раз включаются, а эти можно, поэтому все стрелки нужно переводить на американскую сторону", - заключил собеседник агентства.