Уникальная оптика «времён застоя»

May 06, 2013 09:52

Оригинал взят у r_s_u в Уникальная оптика «времён застоя»


Пусть большинство наших социалистических шедевров инспирировано прототипами «империалистов», но ведь шедевры же были, и получались они зачастую лучше оригиналов.
В статье «Другая оптика» я уже рассказывал о великолепном и единственном* в СССР, а уж в России тем более, «трёхсотнике» ЯШМА 4 Н 300mm f/2.8 (рис. 1), который просочился мизерной серией на прилавок предположительно на рубеже 60-70-х годов прошлого века. Делал её киевский завод «Арсенал». ЯШМА 4 альтернативы не имела. Ничего подобного, в СССР никогда не продавалось.




рис. 1. ЯШМА 4 Н 300mm f/2.8
Я намеренно использовал глагол «продавалось», поскольку выпускать мы могли и, конечно же, выпускали и гораздо более серьезную оптику, но лишь для специальных надобностей. Зарубежная альтернатива была - те же «трёхсотники» Никона и Кенона, но они были ещё недоступней наших секретов. Во всяком случае, редкие счастливцы, заполучившие Яшму, были в шоке. Она покоряла (да и сейчас покоряет) своими необычными возможностями. Собственно это закономерно случается со всеми, кто впервые берёт в руки объектив 300mm f/2.8 для узкого формата.
* Не стоит отождествлять объективы ЯШМА 4 Н 300mm f/2.8 и ARSAT H 300mm f/2.8. Это разная по качеству оптика.

В Начале 90-х, заполучив независимость, «самостийная» по инерции продолжала ещё что-то производить. Прихрамывая, осиротев, работал киевский «Арсенал». Правда, свои объективы он перекрестил в «Арсаты». Так появился ARSAT H 300mm f/2.8. Внешне он практически не отличим от Яшмы, что и послужило рождению слухов о тождественности Яшмы и Арсата (рис. 1). Это не совсем верно. Какие комплектующие элементы использовались при создании этого нового прибора? Возможно, в ранние экземпляры Арсата ещё удавалось пристроить остатки стекла и флюорита Лыткаринского завода. Но из чего это собиралось потом, неизвестно.
Когда киевский «Арсенал» находился под крылом военно-промышленного комплекса СССР, это был несомненный гигант, сумевший и ширпотребу подарить массу чудес. Ещё об одном таком чуде я и хочу поведать.



рис. 2. Canon 50mm f/0.95

Объектив Рекорд-4 52мм f/0,9
Об объективе невиданной светосилы Canon 50mm f/0.95 (рис. 2), который выпускался японцами для 35мм дальномерок Canon 7/7s с 1961 года Вы, возможно, читали в статье «Оптические шедевры для дальномерок от Cosina» http://r-s-u.livejournal.com/11400.html. Я не стану повторяться. Не стали повторяться и отечественные творцы оптических систем. Группой разработчиков под руководством профессора Д. С. Волосова в пику японцам была создана оптическая формула суперсветосильного анастигмата Рекорд - 4 52мм f/0,9, построенного по схеме двойного несимметричного Гаусса. Так, спустя ровно 10 лет после появления Canon 50mm f/0.95, свет увидел его конкурент, сразу обогнавший японцев на голову. Материальное воплощение он получил с помощью инженеров Арсенала, которые планировали использовать объектив Рекорд - 4 для своей дальномерки Киев-5 (рис. 3).



рис. 3. Рекорд - 4  52мм f/0,9 и Киев-5

Разработкой светосильных анастигматов в СССР начали заниматься в середине 30-х годов. Основным стимулом для этих работ была аэрофотосъемка, вечно требующая ведение съемки не только в дневных условиях, но и при малых освещенностях. Другой областью, стимулировавшей развитие работ этого направления, была кинотехника. Развитие кинематографии в СССР потребовало оснащения кино светосильной оптикой. Рождавшееся в те годы цветное кино выдвигало дополнительные требования к повышению светосилы объективов.
Порой даже опытный оптик-разработчик не может с полной достоверностью предвидеть, осуществимы ли оптические характеристики системы, если они близки к предельно возможным, и можно ли при этом достигнуть требуемого качества изображения. Известно, что основные оптические характеристики объектива находятся в противоречии друг к другу: попытка повышения светосилы системы приводит к необходимости уменьшения поля зрения. Увеличение фокусного расстояния вызывает необходимость ограничения других оптических характеристик, если при этом соблюдается требование сохранения прочих высоких оптических качеств объектива.
Задача создания светосильного анастигмата Canon 50mm f/0.95 была исключительно трудной. Однако она существенно упрощалась даже при небольшом уменьшении относительного отверстия. Например, в объективе Canon 58mm f/1,2, сделанном позже, оказалось возможным увеличить задний фокальный отрезок до 36мм. Конечно, задача тем более упростилась, когда угол поля зрения также был уменьшен до 41град против 46град у Canon(а) 50mm f/0.95 (рис. 4 и Таблица 1).



рис. 4. Светосильные штатники Кенона



рис. 5. Оптическая формула советского Рекорда - 4 гораздо серьёзнее и сложнее схемы Canon(а) 50mm f/0.95

Оптическая формула советского Рекорда - 4 гораздо серьёзнее и сложнее схемы Canon(а) 50mm f/0.95 (рис. 5). Сражение за доли относительного отверстия при стремлении сохранить весогабаритные показатели и оптическое качество - дело всегда очень тяжёлое. Рекорд-4 имеет относительное отверстие 1:0,9. Обладая полем зрения 45град, при срав¬нительно большом заднем фокальном отрезке (s' = 22,3мм) (Таблица 1), он имеет длину лишь 67,5мм.



рис. 6. Таблица 1

В конечном счете, не важно, что Рекорд - 4 остался в разряде прототипов. Главное, мы смогли добиться самоутверждения и на этом поле. Что же касается серийного производства оно, конечно же, было бы нерентабельным, каковым, впрочем, оказалось и производство объектива Canon 50mm f/0.95. Кстати, исследования промышлен¬ного образца объектива Canon 50mm f/0.95 показали, что он обладает пониженным качеством изображения по полю.



рис. 7. Руссар МР-2  20мм f/5,6

Спутник-4 20мм f/4,5
Несомненно, всем практикующим фотографам хорошо знаком, хотя бы по книжкам или картинкам, великолепный суперширокоугольник для дальномерок Руссар МР-2 20мм f/5,6 (рис. 7). Но, наверное, мало кто слышал о близком ему светосильном Спутнике-4 20мм f/4,5 (рис. 8). Спутник-4 ещё один уникум, созданный нашими оптиками.



рис. 8. Спутник-4  20мм f/4,5



рис. 9. Биогон и Спутник-4



рис. 10. «Супер-Ангулон» Шнейдера 21mm f/4,0

Очевидно, что оптическая формула Спутника-4 20мм f/4,5 явно заимствована у Биогона (рис. 9), выполненного по классической схеме Людвига Бертеле (Ludwig Jakob Bertele) (рис. 9). Правда, проф. Д. С. Волосов, участвовавший в его воплощении, в своей фундаментальной работе «Фотографическая оптика» этого факта не упоминает, больше отождествляя Спутник-4 с «Супер-Ангулоном» Шнейдера 21mm f/4,0 (f = 21мм; 1:4; 2ω = 90град) (рис. 10 и Таблица 2).



рис. 11. Таблица 2

Фокусное расстояние Спутника-4, составляющее примерно половину длины диагонали кадра, создается компактной, практически симметричной конструкцией. Это позволяет в полной мере проявить преимущества симметричной оптической схемы: минимум аберраций, великолепная цветопередача и равномерное разрешение по всей площади кадра. В сочетании с прецизионной точностью изготовления эти преимущества позволили создать выдающийся широкоугольный объектив с высоким разрешением.



Прекрасное оптическое решение Спутника-4 практически полностью избавило его от дисторсии и виньетирования, даже на открытой апертуре. Кстати, это преимущество «истинно широкоугольного» объектива перед «ретрофокусным» решением. У объективов ретрофокусной схемы аберрации подобного рода гораздо заметнее.
Спутник-4 наделён повышенной равномерностью распределения освещенности изображения по полю (освещенность убывает пропорционально 2,5-й степени косинуса угла поля зрения). Объектив формирует резкое контрастное изображение по всему полю. «Руссар» МР-2, имеющий шестилинзовую оптическую схему, несколько уступает Спутнику-4 по качеству картинки.



рис. 13. Прототип Спутника-4 из альбома ГОИ (1963г)

Сменный широкоугольный Спутник-4 ориентирован для использования на 35мм дальномерных камерах лейковского типа Зоркий, ФЭД и пр. Объектив снабжен ирисовой диафрагмой. Делали его на КМЗ (Красногорский механический завод). У Спутника-4 просветленная оптика. В комплект входил видоискатель ВИ-20, аналогичный видоискателю для объектива «Руссар» МР-2.



рис. 14. Альбом объективов, разработанных в ГОИ (1963г)

Опытные экземпляры Спутника-4 (GOI Sputnik-4 20mm f/4,5), изготовленные в ГОИ (Государственный оптический институт), были сделаны для байонетного крепления Киев-Contax (рис. 12).
Некоторые параметры прототипа Спутника-4 (рис. 13), изготовленного в ГОИ удалось разыскать в редкостном альбоме ГОИ (рис. 14)
Серийно Спутник-4 20мм f/4,5 не выпускался, скорее всего, потому, что являл собою беззастенчивую копию Биогона, не имея на это должных санкций.



рис. 15. Прототип Гелиоса-40   85мм  f/ 1,5 из альбома ГОИ (1963г)

Гелиос-40 85мм f/1,5
Немало удачных конструкций объективов получены в результате совершенствования свето¬сильных шестилинзовых анастигматов, прототипами которых являются «Планар» и «Зоннар» (у нас они носят имена «Гелиос» и «Юпитер»). Применение в положительных линзах сверхтяжелых кронов и аномальных комбинаций стекол в склеенных компонентах, позволили повысить относительные отверстия этих конструкций до 1:2 и даже до 1:1,8. Увеличение толщин линз и воздушных промежутков, а, сле¬довательно, и общей длины объектива позволило со временем увеличить их относительное отверстие до 1:1,5. Эти конструктивные чудеса были реализованы в 1950 году при разработке объектива «Гелиос-40» 85мм f/ 1,5 для SLR- камер 24х36 мм (рис. 15).
Фокусное расстояние 85мм принято считать портретным. Правда, так полагают далеко не все. И, на мой взгляд, для портрета гораздо более приемлемы фокусные расстояния более 100мм.



рис. 16. Кропнутая цифра великолепно сотрудничает с Гелиосом-40

Большая светосила при использовании полного отверстия Гелиоса-40 позволяет при съёмке портрета максимально размыть фон. При установке Гелиоса-40 на цифровые SLR-камеры с кроп-факторами (рис. 16) фокусное расстояние увеличивается при сохранении большой светосилы, что позволяет получить уникальные сочетания длиннофокусности и светосилы. Именно поэтому этот объектив очень востребован цифровиками. Правда, на кропнутой цифре будет больше глубина резкости, что снизит выразительность бокё.



рис. 17. Оптическая схема Гелиоса-40  85мм  f/ 1,5

В основу оптической схемы Гелиоса-40 85мм f/ 1,5 (рис. 17) положена формула объектива Carl Zeiss Jena Biotar 75mm f/1,5 (рис. 18 и 19). Этот объектив впервые был представлен ещё до войны, в 1939 году.
Шестилинзовый просветленный, сверхсветосильный анастигмат Гелиос-40 85мм f/ 1,5 получился, по сравнению с Биотаром, тяжёлым и громоздким. Он снабжен ирисовой диафрагмой и кольцом ее предварительной установки. Объектив выпускался Красногорским заводом несколькими разновидностями: для SLR-камер с резьбовым присоединением: M39x1 Гелиос-40 85мм f/1,5 (серийный выпуск 1957 - 69г) (рис. 17) и вариант с присоединительной резьбой M42x1 Гелиос-40-2 85мм f/ 1,5 (серийный выпуск 1969 - 1990г) (рис. 20)



рис. 18. Carl Zeiss Jena Biotar 75mm f/1,5



рис. 19. Carl Zeiss Jena Biotar 75mm f/1,5

Гелиос-40 имеет вращающееся крепление для штативной пятки (с 1957 до 1965 года объективы выпускались с неподвижным штативным гнездом). В ряде случаев это крепление является помехой для установки объектива на камеру. Кольцо демонтируют, снимают на нём небольшую фаску и устанавливают назад, или для облегчения веса вообще обходятся без него.
На открытом отверстии Гелиос-40 резок только малым пятном в центре кадра и частично по краю полного кадра из-за сильного падения разрешения к периферии. Это значит, что если вы хотите на открытом отверстии снять резко, Вам необходимо помещать главный объект строго в центр кадра. Это придает изображению дополнительную художественность, отделяя резкий объект от фона.
Сегодня более доступен Гелиос-40-2. Выпускался он позже, и найти его в состоянии достойной сохранности не сложно.



рис. 20. Гелиос-40-2  85мм  f/ 1,5

На какую камеру его можно пристроить?
Да в принципе на любую - кропнутую или полнокадровую DSLR или SLR камеры.
На Кенон - с помощью переходника М42-EOS, на Никон - с помощью переходника М42-Nikon. Можно обойтись никоновским переходником без линзы, поскольку кроме портрета, в других жанрах, использовать Гелиос-40-2 скорее всего, бессмысленно. Дистанции же 2 - 3м для портрета будет достаточно.

Зенитар 85мм f/1,4
К концу 70-х годов в ОКБ Красногорского завода была завершена работа над проектом ещё одного любопытного объектива Зенитар 1,4/85. Он предназначался для 35мм SLR-камер с креплением «байонет К» (Pentax) и имел многослойное просветление. Известно два различных объектива, имевших практически одинаковое название: MC Зенитар-K 1,4/85 (рис. 21) и MC Зенитар-1K 1,4/85.
MC Зенитар-K 1,4/85



рис. 21. MC Зенитар-K 1,4/85

Объектив (рис 21) имел истинное фокусное расстояние, близкое к 80мм, а его прототип назывался MC Зенитар 1,4/80МК (рис 22). Позже маркировка фокусного расстояния была изменена на 85мм (стандарты рекомендуют указывать маркируемое значение, выбранное из предпочтительного ряда чисел). Серийное производство планировалось начать в 1988 году. Однако по неизвестным причинам планы не осуществились. Сегодня, согласно сведениям от КМЗ, мы знаем лишь о некой опытной партии объектива MC Зенитар-K 1,4/85 (1984 - 1986г).



рис. 22. MC Зенитар 1,4/80МК (прототип)

MC Зенитар-1K 1,4/85
Этот объектив - разработка ГОИ (Государственного оптического института) начала 80-х. Прототип известен под именем MC Гелионар-1K 1,4/85 (рис 23). Позже, при передаче объектива Красногорскому заводу для производства малой серии, он был переименован в MC Зенитар-1K 1,4/85 (рис 23). Это сделали для унификации торговых марок завода. "Единичка" в индексе - для того, чтобы не путать его с предыдущим объективом MC Зенитар-K 1,4/85, с которым новый объектив не имел ничего общего, кроме фокусного расстояния и максимального относительного отверстия.



Годы малосерийного производства: 1986 - 1988 и 1991 - 1992г.
Надо сказать, что советский оптический ширпотреб порою выглядел весьма пристойно и даже конкурентно.
Нет, не так. Выглядел он, как правило, отвратительно. Внешний лоск - это не наше, ну, не умеем мы этого. А вот стёкла нам часто удавались. Впрочем, Вы в этом уже убедились.
Несколько лет назад в статье для ФОТОкурьера «Сдвиг в лучшую сторону» я рассказывал о первом знакомстве с очень достойным отечественным шифтом МИР-67Н (PCS ARSAT 35/2.8) с никоновским креплением. Чтобы было понятно, о чём речь, процитирую несколько фраз оттуда:
«Сейчас даты точно назвать не могу, где-то в начале 90-х, в московском, тогда ещё фото магазине, «Зенит», я впервые увидел шифт-объектив МИР-67Н. Стоил он по тем временам бешеных денег, что-то около $120-140. Страшно захотелось попробовать. Качество железа при ближайшем рассмотрении оказалось ужасным. Создавалось впечатление, что окончательную обработку байонета объектива делали драчёвым напильником. У меня хватило ума примерить это чудо не на новёхонький Nikon, а на старушку F2. До сих пор горжусь своей прозорливостью. После примерки, вместе с продавцом, мы в течение получаса стаскивали этот шифт с моей многострадальной F2. Кстати, этой железной камере даже подобная грубость не смогла повредить».
А оптика шифт-объектива МИР-67Н (PCS ARSAT 35/2.8) оказалась очень достойной.

Другой пример.
Долго сравнивал и мучил пару МС Зенитар-Н 2,8/16 (КМЗ) и Fisheye Nikkor 2,8/16 (AIs), решал, что оставить в своём арсенале. Разительных отличий, кроме лоска внешней отделки, цены и масляного хода геликоида Fisheye Nikkor, не заметил и остановился на Зенитаре. Здесь стоит оговориться. Если повторяемость Никкоров практически идеальная, Зенитары могут разительно отличаться друг от друга.

Я рассказал, наверное, лишь о сотой доле того, чего добились наши недавние предшественники в сражениях за оптические чудеса. К сожалению, эти победоносные баталии утихли уже в прошлом веке, не дотянув до нашего тысячелетия. И не то, чтобы иссякли умы, генерирующие неординарные идеи, просто потерялась мотивация к их генерированию. Правильней будет срифмовать: мотивация потеряла ориентацию.

Борис Бакст

Техника Фотографии

Previous post Next post
Up