Наткнулась в сети на этот
клип группы Дискотека АварияПослушала их текст и в очередной раз убедилась, что непростые ребята. И вспомнила, что как-то наспор писала об этой группе забавную статейку. Конечно, критика подруги-филолога была безжалостной, особенно в той части, что постмодерн по определению не может быть популярным, но я всё равно положу это здесь.
О постмодерне популярно
(творчество группы Дискотека Авария)
Прежде чем приступить к рассмотрению творчества группы, как примера искусства постмодерна, закравшегося в пространство поп-музыки, необходимо очертить границы самого понятия. Постмодерн - это эпоха, которой свойственен особый образ мышления, присущий большинству современных нам представителей человечества, причастных к воспроизводству цивилизации и культуры. Это то, что лежит в основе понимания мира, например, для древних греков такой основой их мира и их восприятия было представление о том, что подлинным и полноценным существованием обладают только боги, как представители в первую очередь пространства идей, а лишь затем - пространства материи, но являющие собой единство материального и идеального. Именно поэтому подлинная история эллинского мира была написана в мифах, а свободные греки вели свою родословную от того или иного бога, как доказательство своей причастности подлинному миру, что являлось основой их свободы.
В основе каждой эпохи развития общества и индивида, как его представителя, лежала своя парадигма мышления, проходившая красной нитью через философско-политические работы, научные изыскания и искусство. Так для эпохи Просвещения основной парадигмой мышления являлась вера в разум и его тотальное господство, которое обеспечивало социальное и научно-техническое развитие. А также идеал свободного, разумного индивида, способного осознанно соблюдать законы общежития с другими людьми. Но эпоху Просвещения (эпоху модерна) сменяет иная эпоха - постмодерн. Он наследует принципы свободы личности и разумности, но при этом гораздо больше вовлечен в исследование всего историко-социального наследства человечества - и это является отличительной чертой данной эпохи, признающей конечность открытий. Пока философы спорят о точном определении сути постмодерна, его последствиях для общества, искусство (как и во все другие эпохи) уже существует и развивается на основе этой парадигмы мышления. Мы сейчас не станем брать примеры художественной литературы или академической музыки для иллюстрации, поскольку есть пример гораздо более интересный и вместе с тем чрезвычайно простой и современный.
В пространство массовой культуры, в популярную музыку, проникла странная группа, сильно выделяющаяся из всех представителей отечественной поп-музыки. Песни группы Дискотека Авария невозможно классифицировать по стилю, так как ряд их композиций являет собой музыкальную стилизацию популярной музыки других годов. Это своеобразный диалог с композициями прошлого, технически исполненный в виде наложения старых мелодий на современные ускоренные ритмы или дополненные современными электронными средствами. Так невозможно не узнать в песне «Яйца» мелодий диско 80-х годов. Это одна из самых очевидных работ группы. Их песни «Новогодняя» и «Арам-зам-зам» являются ответами на фольклорные мотивы, а «Небо» - ответом на русский рок. Композиция «Хип-хоп, хаус и рок-н-ролл» даже в своем названии содержит основной замысел постмодерна в искусстве - создать новое на почве прошлых достижений. И в данной песне музыкально присутствуют все три заявленных направления. При этом стоит отметить, что данные композиции в качестве современного культурного элемента содержат свойственный поп-музыке ритмический рисунок и электронные преобразования звука.
Но не только музыка в творчестве группы принадлежит постмодерну. Интересно также рассмотреть тексты. Для этого возьмем романтическую композицию «Если хочешь остаться». Она станет для нас не столько иллюстрацией искусства постмодерна как такового, сколько зарисовкой на тему романтических отношений в данную эпоху. Музыка в ней представляет собой современную часть, так как полностью аутентична стандартным поп-композициям, поэтому не является для нас принципиально важной. Текст же является некоторым гимном нового культурного кода в построении романтических отношений, что мы сейчас и рассмотрим.
Самое начало песни провозглашает основную суть проекта постмодерн: «Все мелодии спеты, стихи все написаны» - провозглашена конечность образных средств выразительности в искусстве. В частности в поэзии и сложении песен, являвшихся средством ухаживания, начиная с куртуазной поэзии. Первая строка сообщает о сломе старой традиции ухаживания, а свойственные ей музыкально-поэтические символы объявляются каноном, попытка повторения которого не произведет ничего, кроме пошлости (в пушкинском смысле данного слова).
Но лирический герой не останавливается лишь на сломе, он высказывается о желаемом идеале средства общения с возлюбленной: «Жаль, что мы не умеем обмениваться мыслями». В данном сожалении выражается главная суть личных отношений между мужчиной и женщиной - подлинная глубина взаимопонимания, которая и является целью. Обновленная, полностью зрелая и целостная личность модерна, тот самый индивид, теперь ищет идеального контакта с иной личностью, без посредства слов и иных символов, являющихся так или иначе искажением изначальной мысли. Однако это является идеалом, а лирический герой находится на перепутье, когда старое средство не работает, но нового еще нет: «То ли это ветерок мои губы колышет, то ли это я кричу тебе, но ты меня не слышишь».
Разрешение дилеммы лирического героя приходит в припеве: «Если хочешь остаться, останься просто так». Воспитанный на идеалах разума и свободы личности с необходимостью уважения свободы иной личности, созданных модерном, полностью зрелый индивид видит выход только в постулировании права иной личности на выбор. Именно поэтому так важен упор на желание возлюбленной: индивид уже осознал, что подлинные отношения строятся на любви, которая несовместима с насилием и любым проявлением власти и доминирования над волей другого.
Драма лирического героя проста: у него не осталось средств воздействия на ситуацию, не осталось средств косвенного выражения своих чувств, в то время как они его переполняют. И второй и третий куплеты, идущие подряд, мелодически выбиваются, становясь немыми восклицаниями:
Все изъедены сплетни
за долгие месяцы,
и гитару давно
позабыли на лестнице:
И ей уже не хочется песен.
На часы возмущенно глядит тот, что пришел с тобой.
Нет! Еще не пора! Постой!
Не уходи! Будь со мной!
Пой со мной! Поговори со мной!
Возле порога обернись невзначай.
Город сегодня промокнет,
шум на улицах смолкнет.
Люди бредут домой, под замок, под печать,
за унылые окна, заливая печаль.
Нет! Еще не пора. Постой!
Где же слова? Где истории, фразы?
Где все, что не сказано?
Уходишь, сжигая мосты,
с тобой останется тот, кому улыбаешься ты!
Все мелодии спеты,
стихи все, куплеты, поэмы написаны.
Теории изданы,
на ток-шоу облизаны.
Остается лишь слово - я хочу быть с тобой!
Жизнь прожить с тобой,
жизнь любить с тобой, жить любимым тобой!
Каждый день жизнь делить с тобой,
возвращаться домой, заправляя постель,
жизнь дарить с тобой, обожать наших детей!
Шум на улицах смолкнет,
город промокнет.
Эту мелодию тебе, может быть, напоет шум дождя, -
просто обернись уходя:
Может быть, эта музыка послышится тебе во сне,
может, вся эта история приснилась мне,
может, это ветерок мои губы колышет,
может, это я кричу тебе, но ты меня не слышишь!
Драма осложняется тем, что у героя есть соперник, пришедший с возлюбленной, что воспринимается однозначно. Важно то, что соперник выражен как спутник на вечеринке; его близость к возлюбленной героя определена телесно, чтобы подчеркнуть однозначность их взаимоотношений, прошедших стадию налаживания контакта. Именно поэтому лирический герой просит однозначного, телесно выраженного знака: «Возле порога обернись невзначай», сохраняя при этом свободу воли возлюбленной: «с тобой останется тот, кому улыбаешься ты». И направленная улыбка в данном случае будет тем самым телесным знаком расположения по отношению к избраннику возлюбленной, кем бы он ни был: лирический герой или его соперник.
Третий куплет является исходом всей песни, а также исходом переживаний лирического героя. Тупик несостоятельности завуалированных образов в речи (стихов и даже комплиментов), которые героем, в силу чтимого им закона свободной воли личности, воспринимаются как манипуляция и ложь, преодолевается решительным заявлением «я хочу быть с тобой, жизнь прожить с тобой». И эта фраза для нас важна, так как это не просто признание в любви, открытие своих чувств, это провозглашение желания пройти вместе жизненный путь. Так для построения идеальных отношений в эпоху постмодерна подлинной ценностью обладают действия и проза жизни. Слова, утратившие свою ценность не только сами по себе, но и как средство, отбрасываются, заменяясь на решительность принять на себя ответственность и построить совместное хозяйство. Образы третьего куплета чрезвычайно телесны в части послания лирического героя. Промежуточным средством общения между индивидами в эпоху постмодерна становится тело, его естественные сигналы, подделать которые невозможно. И повторная просьба к возлюбленной обернуться - это уже просьба о последнем взгляде, который сможет выразить без слов всю полноту переживаний лирического героя, чьи губы по-прежнему не в силах произнести ни слова.
Таким образом, на данный момент времени в поле массовой культуры находится музыкальный коллектив, отличающийся от остальных своим творчеством, интересным для широкой аудитории. Песни ненавязчивы, действительно популярны, как и во всем направлении, и вместе с тем строятся не только на сарказме (как в песне «Пей пиво!»), но и на лиризме, как в рассмотренной нами композиции. Широкое тематическое поле также позволяет этой группе быть известной как можно большему числу слушателей. Использование аллюзий, как основного приема искусства постмодерна, становится также и средством захвата аудитории, а не только художественным приемом.
UpD: Новая песня "Зло", на мой взгляд, также содержит в себе следы художественных приемов постмодерна. Что лишний раз меня убеждает в некоторой обособленности творчества данной группы. И пусть я не стану слушать их композиции каждый день, но, не скрою, мне будешь приятно их услышать по радио.