The National Interest - американский военно-политический журнал о международной политике.
9 января 2021 г. Тема: Безопасность Область: Евразия Теги: Джо Байден Украина Burisma Скандал Политика
Джо Байден и вызов Украины
Joe Biden and the Challenge of Ukraine -
оригинал статьи Автоматический перевод на русский.
Америка в ловушке. Он не может отказаться от своей нынешней политики в отношении Украины, не создавая видимости, что предлагает России незаслуженную победу, но он также не может продолжать свою нынешнюю политику, потому что он усиливает внутренние разногласия, которые вызывают разочарование и гнев населения по отношению к Америке.
от Nicolai Petro
Впервые после свержения президента Виктора Януковича и запрета его некогда доминирующей Партии регионов многочисленные опросы показывают, что ее преемница, пророссийская «Оппозиционная платформа - Ради жизни», стала самой популярной политической партией в стране, обогнав как «Слугу народа» президента Владимира Зеленского, так и «Европейскую солидарность» бывшего президента Петра Порошенко.
Хотя такие резкие повороты судьбы не являются чем-то необычным для украинской политики - немногим президентам удалось сохранить положительные рейтинги после первого года работы, - падение Зеленского необычайно, поскольку его партия также имеет беспрецедентное абсолютное большинство в однопалатном законодательном органе страны.
Проще говоря, в отличие от всех своих предшественников, Зеленский располагал всеми инструментами власти в свою пользу, включая поддержку Запада, который под бдительным присмотром Группы поддержки послов G7 на Украине давал советы его неопытной команде. кого следует нанять и какую политику следует проводить. В конце концов, казалось, все звезды сошлись во мнении для реализации стремительной прозападной стратегии, которую сторонники Зеленского даже назвали «турбо-режимом». Что возможно могло пойти не так?
Оказывается, довольно много. Сочетание редкой политической некомпетентности и кажущегося подчинения интересам Запада привело к политическому краху, которого не было на Украине со времен оранжевой революции 2004 года. В то время президент Виктор Ющенко, еще один любимец Запада, также вступил в должность на волне недовольства. популярный энтузиазм, чтобы покинуть его четыре года спустя с рейтингом популярности менее 6 процентов.
После долгой карьеры в индустрии развлечений Зеленский столкнулся с политикой , поэтому его политическая неопытность была ожидаемой, и поэтому в первые полгода его пребывания у власти избиратели простили его. Испытывая отвращение к профессиональным политикам, украинцы были готовы сделать ставку на неуклюжего, но симпатичного «обывателя» из тех, кого Зеленский сыграл в комедийном сериале «Слуга народа», впоследствии ставшем тезкой его партии.
Но вместо того, чтобы учиться на своих первоначальных ошибках, Зеленский решил удвоить их. Он менял министров кабинета, как будто они вышли из моды, и продолжал ту же сеющую раскол культурную политику, которая привела к разочарованию населения в его предшественнике. Последний пример - новые штрафы, которые начнутся 16 января 2021 года, за начало разговора с покупателем на любом языке, кроме украинского, в любом коммерческом или общественном качестве (за исключением религиозных служб). После этого стороны могут перейти на другой язык, если обе стороны согласны. Это любопытное введение неизбежно вызовет дальнейшие раздоры в стране, где примерно треть населения предпочитает говорить по-русски, а большинство населения считает, что правительственные ограничения на выбор языка нарушение прав человека.
Продолжение такой политики разногласий оттолкнуло сам округ, который привел Зеленского и его партию к власти, а именно, в основном русскоязычные юг и восток Украины. Они проголосовали за Зеленского, потому что он пообещал положить конец усилиям Порошенко навязать остальной части страны особый язык, культуру и историю галицкой Западной Украины.
Между тем растущее влияние западных советников в украинской политике стало для украинского правительства больше позором, чем выгодой. В конце 2020 года украинский новостной сайт Вести оценил послов G7 как вторую по влиянию силу в украинской политике, даже опередив президента Зеленского.
Хотя на такое «внешнее управление» намекали в течение многих лет, растущее число инцидентов, в которые послы G7 вмешивались, чтобы изменить политику и назначения в правительстве, сделали потерю украинского суверенитета Западом горячей политической темой на Украине на 2021 год.
Хотя западным людям в основном известно, как в качестве вице-президента Джо Байден оказывал давление на президента Порошенко с целью увольнения генерального прокурора Украины Виктора Шокина, более свежие примеры включают: предотвращение смещения главы Национального бюро по борьбе с коррупцией после того, как Конституционный суд Украины объявил о его назначении. неконституционный; отговорить Украину покупать российскую вакцину против Covid; расторжение соглашения правительства Украины с Китаем о кибербезопасности и телекоммуникациях от октября 2020 года и замена оборудования Huawei на аналоги, произведенные Cisco; давление на Украину с целью не продавать своего известного производителя двигателей «Мотор Сич» китайским инвесторам; и даже положив давление на церкви в других странах с целью отречься от традиционной православной церкви в стране в пользу православной церкви Украины, которую президент Порошенко создал для поддержки своей президентской кампании.
Такое очевидное подчинение Украины Западу начало вызывать инакомыслие даже на высших уровнях власти (после того, как заместитель главы администрации президента Олег Татаров публично выступил с критикой «внешней администрации», ему внезапно было предъявлено обвинение и отстранили от должности.), что еще больше ухудшает рейтинги президента. Стратегия Зеленского по прекращению этой политической спирали смерти, похоже, состоит в том, чтобы дождаться, пока Байден станет президентом, чтобы, как выразился его министр иностранных дел, Америка и Украина могли вместе начать «рок-н-ролл» .
Это показывает очень наивное понимание американской внешней политики. В то время как двухпартийная поддержка Конгресса практически всего антироссийского может считаться само собой разумеющимся, это очень далеко от Конгресса США, фактически продвигающего интересы Украины. В нынешнем настроении Америки зализывать раны новая администрация Байдена не может позволить себе существенно увеличить иностранную помощь какой-либо стране или даже подтолкнуть Украину к другим союзникам в распространении вакцин против коронавируса. Кроме того, учитывая широко разрекламированную причастность его собственной семьи к региону, Байден не может позволить себе, чтобы его считали излишне дружелюбным с политическим руководством Украины, чтобы республиканцы и критики СМИ не набросились на это как на доказательство своей правоты. обвиняя Байдена в гнусных сделках там.
Таким образом, разработка эффективной политики на Украине будет сложной задачей для новой администрации, поэтому на первых порах она, вероятно, будет придерживаться подхода, изложенного самим Байденом в своем обращении к украинскому парламенту 9 декабря 2015 г.
В этой речи, сказав украинским парламентариям, что «я никогда не говорю другому мужчине, другой нации или другой женщине, что в их интересах», Байден сказал им, что они должны: отложить свои «местнические разногласия», объявить амнистию и «передать управление» Донбассу, внести поправки в свою конституцию, включив в нее судебную реформу и децентрализацию (в качестве примера приведя американский федерализм), пересмотреть судебную систему и Генеральную прокуратуру и принять бюджеты, «соответствующие вашим обязательствам перед МВФ».
Все это отличные инициативы, основанные на здравом смысле, которые нынешнее украинское правительство не может реализовать.
Во-первых, само упоминание конституционных реформ, намекающих на федерализм, является табу в украинской политике. Что касается Минских мирных соглашений, несколько украинских официальных лиц и высокопоставленных участников переговоров, как в прошлом, так и в настоящем, откровенно признали, что никогда не намеревались выполнять их в том виде, в каком они были написаны.
Между тем Зеленский и его советники намекнули на существование нераскрытого плана Б, который, судя по заявлениям других бывших официальных лиц, похоже, предполагает своего рода блицкриг украинской армии против Донбасса. Наконец, то, что Байден в своей речи назвал «всепроникающим ядом кумовства, коррупции и клептократии», с тех пор выросло до уровней, которые можно сравнить с огромными суммами денег, которые правительство тратит на борьбу с ним.
Пора признать, что политика США в регионе провалилась. Во-первых, потому что это основано на предположении, что существует «единая Украина», тогда как на самом деле, как выяснил Евгений Лапин из Института гражданского общества Украины, проводя круглые столы по стране, исторические воспоминания восточных и западных украинцев по-прежнему диаметрально противоположны. В результате, говорит он, как только одна часть украинского общества соглашается по определенным темам, которые ее объединяют, она сразу же оказывается в конфронтации с другой частью. Даже новогодние праздники разделены по регионам и политическим предпочтениям, хотя три четверти говорят, что они все еще празднуют Рождество 7 января.
Западные аналитики преуменьшают эти различия, что привело ко второй причине провала политики Соединенных Штатов - предположению, что война с Россией сгладит все внутренние разногласия. Это действительно изменило мнения, о чем свидетельствует сокращение числа украинцев, питающих позитивные чувства к России, с более чем 80 процентов до немногим более 40 процентов сегодня, но не до такой степени, что разрушаются многовековые исторические, религиозные и культурные связи с Россией.
Последние доказательства этого получены от Google и YouTube. Итоги поиска на этих двух платформах на конец года показывают, что украинцы по-прежнему ищут, в основном, на русском языке, а также в поисках культурного контента из России. Более того, эта тенденция усилилась в 2020 году. Авторы одного отчета делают вывод, что «показатели Google также опровергают недавнее заявление Зеленского о том, что «после аннексии Крыма и агрессии на Донбассе у нас осталось только одно общее - государственная граница». Как выясняется, несмотря на постоянную блокировку [украинским правительством], в Интернете таких границ нет». Сомнительно, что любая политика, которая просто закрывает глаза на эти постоянные внутренние разногласия, может когда-либо быть успешной, потому что она будет считаться безнадежно односторонней.
Также стоит спросить, является ли такая политика морально оправданной, учитывая, что она привела к потрошению украинской промышленности и спуску страны в ряды беднейших стран Европы. Это снижение сопровождалось ужасающей потерей населения и ежегодным исходом до нынешней пандемии девяти миллионов украинцев, ищущих сезонную работу за границей (от себя, windoffields - то есть примерно половины трудоспособного населения. Дети и родители-пенсионеры остаются на Украине, а половина трудоспособного населения уехала на заработки за границу оставив детей бабушкам/дедушкам, которых бы тоже вывезли в страны, где работают, если бы могли.). Как отмечает украинский политолог Руслан Бортник, более половины бюджета Украины на 2021 год планируется выплатить внешним кредиторам, в то время как процентная доля социальных услуг упала вдвое за последние шесть лет.
Именно эти суровые реалии привели к возрождению пророссийских партий на Украине, несмотря на всю поддержку, которую Запад оказал тем на Украине, кто выступает против улучшения отношений с Россией.
Теперь в результате Запад оказался в ловушке. Он не может отказаться от своей нынешней политики в отношении Украины, не создавая видимости, что предлагает России незаслуженную победу, но он также не может продолжать свою нынешнюю политику, потому что он усиливает внутренние разногласия, которые разжигают разочарование и гнев населения в отношении Запада, конечным бенефициаром которого снова будет Россия. Эта загадка еще больше усугубляется тем фактом, что возвращение удерживаемых повстанцами частей Донбасса обратно в состав Украины приведет к дальнейшему сдвигу политических симпатий в стране в сторону улучшения отношений с Россией, тем более, если Крым вернется в состав Украины.
В этой запутанной ситуации для Америки может иметь смысл отступить и избежать соблазна принять чью-либо сторону в политических, культурных и религиозных дебатах для получения временного преимущества во внешней политике. Именно такой подход посоветовал Джордж Кеннан по отношению к России после ее освобождения от коммунизма. «Пусть они решают свои внутренние проблемы по-своему, - писал Кеннан, - потому что пути, которыми люди продвигаются к достоинству и просвещению в правительстве, - это вещи, которые составляют самые глубокие и самые сокровенные процессы национальной жизни. Для иностранцев нет ничего менее понятного, ничего, в чем иностранное влияние могло бы принести меньше пользы».
Сторонники западного вмешательства в дела Украины, вероятно, возразят, что это полностью оставляет игровое поле России. Я надеюсь, что Украина - это больше, чем просто игровое поле для иностранных интересов, и полагаю, что пора довериться здравому смыслу всех украинцев, включая тех, кто считает свое русское культурное наследие полностью совместимым с украинской гражданской идентичностью. Отношение к последним как к потенциальным предателям, «пятой колонне», что, к сожалению, до сих пор делают многие украинские и западные официальные лица, может только подорвать их чувство привязанности к Украине до такой степени, что никакой поддержки Запада будет недостаточно для восстановить его.
Николай Н. Петро - профессор политики в Университете Род-Айленда. С 2013 по 2014 год он был стипендиатом программы Фулбрайта на Украине и редактором журнала «Украина в кризисе» (Routledge, 2017).
Изображение: Reuters