Оригинал взят у
andrej_kraft в
Испытания тормозных парашютов для F-35 ВВС Норвегии
17 апреля официально началась программа испытаний тормозных парашютов для F-35 ВВС Норвегии.
Напомню, что Норвегия стала первой и пока единственной страной, закупающей F-35 в комплектации
с тормозным парашютом. По мнению заказчика, это должно обеспечить бóльшую безопасность при эксплуатации самолетов нового типа в сложных погодно-климатических условиях субарктического региона, для которого часто характерны обледенение и заснеженность взлетно-посадочной полосы, а также сильные порывистые ветры.
Новая дополнительная опция предусмотрена только для тех норвежских F-35, которые будут использоваться непосредственно на территории самого королевства. Первые же четыре машины, продолжающие летать в пустынях Аризоны, останутся без парашютов, хотя конструкция и позволяет их установку. А специально для проведения испытаний контейнером оборудуют американский опытовый AF-2, второй предсерийный образец F-35.
Первоначально новую систему проверили при помощи компьютерной симуляции, а затем полученные результаты внедрили в программное обеспечение на тренажерах. Теперь тестирование должно на практике проверить правильности расчетов. После общей проверки работоспособности системы, ее сертификацию будут проводить во все более сложных условиях. Программа испытаний рассчитана весны 2018 года и разбита на два основных этапа. Первая часть проходит на АвБ Эдвардс ВВС США (шт. Калифорния). Здесь проверят, как ведет себя в воздухе F-35, оборудованный тормозным парашютом, и как он работает на сухой и мокрой взлетно-посадочной полосе. Второй этап предполагает примерно то же, но на заснеженной и обледенелой ВПП, вплоть до предельных условий, поэтому его будут проводить на АвБ Айельсон ВВС США (шт. Аляска).
Важный элемент испытаний - посадка при различных направлениях и скорости ветра. При сильных боковых порывах самолет стремится развернуться носом против ветра из-за "эффекта флюгера", действие которого значительно усиливается в случае использования парашюта. В случае угрозы выкатывания с ВПП его необходимо отстрелить, и тогда подготовленный пилот довольно легко может восстановить курсовую устойчивость при помощи руля и тормозов. Тестирование на симуляторе показало, что скорее всего, F-35 будет лучше чем F-16 переносить этот эффект - он тяжелее, у него два киля и большее расстояние между боковыми стойками шасси. Но это еще только предстоит проверить.
Команда летчиков-испытателей состоит из трех человек, представляющих Lockheed Martin, ВВС США и ВВС Норвегии. Их дополняет группа многочисленных инженеров из Норвегии, от офиса программы JSF и с АвБ Эдвардс.