Продолжаю раскрашивать контурные карты J
Сегодня предлагаю вашему вниманию наглядную картинку того, по каким границам могла развалиться Российская Федерация в 1991-1999 годах.
Разнообразные публицисты любят цитировать Б. Н. Ельцина, сказавшего в августе 1990 года на публичном выступлении в Казани (а потом и в Уфе): «Берите суверенитета, сколько сможете проглотить». Цитирующие эту фразу, как правило, обвиняют первого президента России в потворствовании сепаратизму автономных республик. При этом почему-то забывают, что «добро» на безграничный сепаратизм автономий дал закон от 3 апреля 1990 года за номером 1409-I, принятый Верховным Советом СССР (где Ельциным даже не пахло). Закон назывался «О порядке решения вопросов, связанных с выходом республики из СССР» и его статья 3 гласила: «В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно правовом статусе.
В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно».
Естественно, и автономии, и «компактно проживающие национальные группы» всё правильно поняли сразу. Таким образом, знаменитая фраза Ельцина всего лишь была криком во след уже отходившему пароходу.
Пояснения к легенде.
1. Чечня. Тут долго рассказывать ничего не надо. Провозгласила независимость в июле 1991 года. После долгой и кровопролитной первой чеченской войны, в 1996 году по соглашению в Хасавюрте была фактически признана руководством РФ в качестве независимого государства. Напала на территорию РФ в 1999 году и в результате второй чеченской кампании к середине 2000-го была приведена к общему знаменателю.
Следует особо заметить, что в поздней РСФСР Чечня была не отдельной автономией, а входила в Чечено-Ингушскую АССР. Ингуши в 1991-м от России отделяться не захотели.
2. Кадарская зона - «Отдельная исламская территория». Существовало, как независимое квази-государственное образование с августа 1998-го по сентябрь 1999 года. («Столица» - село Карамахи). Уничтожено федеральными войсками к середине сентября 1999 года.
Управлялась ваххабитами.
3. «Независимый Лезгистан» - скорее, не сепаратистская, а ирредентистская территория, некоторое время после распада Союза заявлявшая о независимости от Азербайджана и России. Здесь вооружённого противостояния не было, но и федеральной власти фактически не было до 1999 года.
4. Абазинская республика - провозглашена на части Карачаево-Черкесской ССР в ноябре 1991 года на «съезде абазинского народа» со «столицей» в ауле Псыж. Фактически ликвидирована только в 2006 году чисто административными методами - путем создания Абазинского муниципального района после референдума.
5. Татарстан. Татарская АССР приняла декларацию о государственном суверенитете 30 августа 1990 года. В 1992 году республика отказалась подписать федеративный договор. С 1994-го по 2002 год существовало де-юре в составе РФ как «ассоциированное государство». И только Путину удалось нагнуть упрямого Шаймиева, заставив того в 2002-м привести республиканскую Конституцию в соответствие с федеральной.
6. Башкирия. Референдум 1993 года показал, что более 75 процентов населения выступают за «договорные отношения с Россией» и «экономическую самостоятельность». Государственный суверенитет продекларирован в Конституции республики 1993 года. Слово «суверенитет» изъято из текста Конституции только в 2002-м, сами понимаете, по настоянию кого.
«Президент суверенного Башкортостана» Муртаза Рахимов нынче находится в бегах за границей - к нему накопились вопросы по поводу неучтённых доходов «Башнефти».
Любопытно, что на купюре в 50 уральских франков, о которых речь пойдет ниже, нарисована ул. Ленина в Уфе.
7. Уральская республика. Вовсе не шутка, как сейчас полагают некоторые. Де-юре она существовала с 1 июля 1993 года по 9 ноября 1993 года на территории Свердловской области.
Пресловутые уральские франки были вполне легально отпечатаны в Москве на фабрике Гознака.
Ликвидирована Ельциным путем роспуска облсовета и отстранения губернатора (он же - глава республики) Э. Росселя от должности.
8. Донская казачья республика со столицей в Новочеркасске. Провозглашена 5-6 октября 1991 года на «Большом круге Союза казаков» на территории Ростовской области. Одним из лидеров был уголовник П. Молодидов, который со своими сторонниками действовал соответствующими методами. Буза здесь продолжалась до конца 1993-го: периодически нападению подвергались отделы милиции, «казаки» захватывали то облсовет, то дом политпросвета, то иные административные здания.
По всей видимости, на прекращение бузы большое влияние оказало начало вооружённой фазы противостояния в Чечне - «казаки» внезапно вспомнили, что они, вообще-то, русские.
9. Дальневосточная республика. Наиболее сложная во всех отношениях для описания территория и идея. Тут сепаратизма в 1990-е, вроде бы, не было. А на деле - был и о-очень существенный.
Реальная международно признанная ДВР существовала, как мы все помним, в 1920-1922 гг. Сам этот факт не мог не послужить поводом для сепаратистских идей в 1990-е. Но эта территория состоит из различных регионов, сильно отличающихся между собой. У некоторых из них есть собственные исторические традиции сепаратизма (как ни странно, это Магаданская область и Камчатка - теорию необходимости их суверенитета от России обосновывал еще в 1921-м известный в этом крае ученый и общественный деятель Александр Пурин).
Так вот, руководители субъектов Дальнего Востока в 1990-е годы вели себя на публике по-разному, но, кажется, к сепаратизму склонялись одинаково, явно сговорившись между собой. Если губернатор Хабаровского края В. Ишаев открыто выступал за создание ДВР («идеолог»), то губернатор Магаданской области В. Цветков предпринял целый ряд шагов по практической реализации этой идеи («мотор»). Так, Цветков создал на территории Колымы, например, собственный Гохран («Фонд драгоценных металлов»). Третьим, на подхвате, был губернатор Приморья Е. Наздратенко. Этот был вообще не против продаться американцам вместе с территорией (о чем свидетельство смотрите ниже).
Ну, кончила эта троица плоховато. Наздратенко, вроде бы, поймал инфаркт после телефонного разговора с Путиным в 2001-м. Цветкова застрелили на Арбате в 2002-м. Ишаев вовремя переобулся в прыжке, с 2003 года полностью изменив свои взгляды на отделение от РФ.
Далее у нас пойдут «жёлтые» территории, где разного рода попытки практического характера по отделению от России предпринимались в новейшей истории, но не увенчались успехом.
10. Карелия. Имеет исторически обоснованную претензию на суверенитет, так как существовала в статусе союзной республики с 1940-го по 1956 год.
В 1990-е годы там особых проявлений сепаратизма не отмечалось. Но вот некоторые события 2000-х заставляют задуматься. Так, в 2010 году некто В. Дрезнер призвал провести референдум по поводу присоединения к Финляндии отдельных районов республики. В 2015 году был осужден за проведение сепаратистского митинга некто В. Заваркин. Различного рода сайты с призывами к отсоединению от России и «независимости» карел в Интернете есть в количестве.
11. Калининградская область. Ее отделение от России упомянул еще в 1989 году на страницах незабвенного романа «Невозвращенец» писатель А. Кабаков. В 1993-м здесь появилась карликовая «Балтийская республиканская партия», ратовавшая за повышение статуса области до автономной республики.
Сейчас об отделении этого субъекта говорят, в первую очередь, заинтересованные лица из других стран. (Например, депутат Националистической партии Германии У. Фойгт вносил в Бундестаг предложение обеспечить немецкими паспортами жителей Калининградской области; депутат Сейма Литвы Л. Бальсис пропагандирует в прессе идею насильственного присоединения области к Литве и т.п.). Тем не менее, есть и отечественные долбоебы, расписывающие в красках, что распад России начнется отсюда (нагуглите М. Александров, институт стран СНГ).
12. Якутия. Здесь сепаратизм такой, как шизофрения, вялотекущий. Я почитываю региональную прессу и мне то и дело попадается на глаза выкладка, что более половины жителей республики Саха, якобы, выступают за самостоятельность.
Здесь за сепаратизм играет такой факт, что Якутия - один из немногих субъектов РФ, где русские составляют меньшинство населения.
Декларацию о суверенитете республики Саха местные депутаты приняли еще в 1990-м - когда стало можно (смотрите закон СССР № 1409-I). До 2009 года депутаты перепирались с федеральной прокуратурой по поводу изъятия из республиканских документов самого слова «суверенитет». Прокуратура, в конце концов, победила.
Однако, якутский национализм жив. И, в частности, проявляется в такой форме, как «учение Айыы» - синкретическая религия, которой, видимо, потворствуют местные власти.
13. Тува. Ещё один субъект Федерации, в прошлом имевший свою государственность (Тану-Тувинская народная республика, фактически независима с 1921-го, вошла в состав СССР в 1944-м). И ещё один субъект, где русские - в глубоком меньшинстве - их 18 процентов против 80 процентов тувинцев.
У меня есть знакомые из этой республики, которые говорят, что там успешно построено клановое феодальное государство. Кланов два. Один условно пророссийский, второй - условно сепаратистский. На самом деле, оба клана преследуют свои чисто желудочные интересы. Но юрты на площади Кызыла под лозунгами «Россия не нужна», как сообщает местная пресса, в 1990-е имели место быть.
Далее рассмотрим территории, где сепаратизм в зачаточном состоянии присутствует в общественном дискурсе, но не переходит к серьезным действиям.
14. В 1993-м Амангельды Тулеев, председатель облсовета Кемеровской области, внезапно вспомнил о событиях 1918-го. Ассоциация «Сибирское соглашение», так-то существовавшая с 1991 года, до того в политику не вмешивалась, хотя «сепарировала» в экономическом плане, например, препятствуя вывозу в Москву некоторых видов продовольствия. А тут призыв создать «Сибирскую республику»… Естественно, ничем практическим это не закончилось, но поступок для Тулеева характерный.
Вообще, самая первая сибирская сепаратистская организация в РФ - «Партия независимости Сибири», созданная в 1990 году в Томске. Продолжают существовать отдельные энтузиасты сибирской «независимости» и сейчас. Например, приснопамятный Золотарев, создатель «сибирского языка».
15. «Независимая Ингерманландия» (она же «Ингрия», она же «Ижорская земля»). Безусловно, пи-ар проект, родившийся в среде питерской богемы в 1990-е, и не имеющий под собой никакой практической основы. Тем не менее, существует некоторое число поклонников «Ингрии» в Интернете, и против них даже заводят уголовные дела за постики во вконтактике.
16. «Независимое Поморье». Скажем так: ментально присутствует, но в несерьезных формах.
Далее рассмотрим некоторые территории, объединяющие ряд субъектов современной России.
Сиреневым выделены границы «Имарата Кавказ» - никогда не существовавшего в реале теоретического (и террористического) государства ваххабитов на Северном Кавказе. Провозглашен Доку Умаровым в 2007 году - то есть, в тот период, когда ему самому приходилось прятаться от некоторых разгневанных мужчин. (И ведь не уберегся-таки, скушал ядовитой мацы в 2013-м).
Интересно, что теоретики «Имарата» так и не договорились между собой: считать ли его частью Адыгею или нет? (Адыгея, вообще, исторически на особом положении - вошла в состав Российской Империи последней из территорий Северного Кавказа, и там несколько свысока смотрят на чеченцев).
Зеленым обозначена теоретическая общность «Идель-Урал», включающая ряд регионов Поволжья. Идея была популярна у казанской интеллигенции в самом начале 1990-х. Сейчас, вроде бы, за это дело ратуют только политэмигранты.
Голубой цвет - граница «Большой Уральской республики». По нрекоторым свидетельствам, Э. Россель планировал присоединить к Свердловской области Челябинскую, где в 1993-м был натуральный бардак и безвластие.
Жёлтый цвет - западная граница территории, которую предлагал присоединить к США американский теневой политический деятель У. Р. Мид. (Он, кстати, и сейчас в силе. Я периодически натыкаюсь на его статьи в англоязычном сегменте).
Отсылаю всех любопытных к журналу «Родина» №5 за 2000 год, где опубликован наиболее полный перевод на русский язык статьи Мида «Купим-ка Сибирь!». (На английском искать оригинал статьи не трудитесь: автор изъял её из публичного доступа после того, как стало ясно, что Путин пришел всерьез и на долго. Есть пересказы в архивах некоторых газет, типа «Балтимор сан»).
Если вкратце: Мид предлагал выкупить русский Дальний Восток и Сибирь у правительства Ельцина за 3 триллиона долларов. И в этом, по его словам, был заинтересован губернатор Приморского края Наздратенко.