В продолжение предыдущего поста. Что же делает Фоллаут такой классной игрой, несмотря на кучу недостатков? А вот что - некоторые моменты игрового процесса, которые запоминаются надолго. Которые я помню еще с прошлогоднего прохождения игры.
Воспоминание 1.
Самое начало игры. Первый выход из темного бомбоубежища наружу. Яркое солнце ослепляет привыкшие к полутьме глаза главного героя. Лишь спустя несколько секунд изображение нормализуется и взору предстает разрушенная атомными бомбардировками выжженная Пустошь. Офигенный вид после "коридорного" начала. Однозначно незабываемо! Что самое забавное, несколько лет назад я написал нечто в стихах под пафосным названием "Пост-атомная сага", где описывается точно такой же выход из убежища. Даже поразительно, насколько оказалось похоже. Увы, я совершенно не помню, откуда этот сюжет мог прийти мне в голову. Но это совпадение усилило впечатление от игры - именно в тот момент я понял, что мне она действительно понравится и, собственно говоря, уже нравится после всего лишь получаса геймплея.
Воспоминание 2.
Первая встреча с
СуперМутантом. Помню, это было ночью в районе заброшенного кинотеатра, где я искал семью Вампиров (которые в итоге оказались совсем в другом месте). Уровень моего персонажа был тогда еще совсем низок, из оружия - скорее всего, только охотничье ружье, помимо хилого пистолетика. В общем, под градом пуль из его минигана я умер очень быстро, даже не успев понять, что, собственно говоря, произошло. Врага своего в темноте я так и не увидел, а
в.а.т.с. выдавал только очертания фигуры, которая была значительно больше всего, с чем я до этого сталкивался. Только поиграв дальше, я понял, кто же меня тогда замочил :)
Воспоминание 3.
Узнав, что в игре можно завести себе собаку по кличке
Dogmeat, я пошел его искать при первой возможности. И сразу же к нему неимоверно привязался :) Ходить по пустошам в компании гораздо веселее, а на ранних уровнях пес был досточно хорошим подспорьем - он здорово расправлялся с рейдерами и разной враждебной живностью. Пока мы не наткнулись на
майрлюрков у реки. Бесстрашный Догмит прыгнул прямо в воду и бросился атаковать этих крабомонстров. А я-то хотел их тихонько обойти по мосту, ибо убить этих крабов чрезвычайно тяжело. Пришлось идти на помощь псу, но толку было мало - его быстро разодрали на мелкие кусочки. Жалко было неимоверно! Я побродил еще пару минут по городу, но на душе было паршиво... поэтому я загрузил предыдущий сейв, когда мой пес был еще жив, потеряв при этом окола часа игрового процесса. После этого я стал сохраняться гораздо чаще, когда Догмит был со мной, а потом и вообще перестал брать его в неизведанные или очень враждебные районы, а оставлял дома или отсылал к Убежищу, когда чувствовал, что обстановка начинала накаляться.
Тем не менее пес умудрялся теряться на несколько недель, после того как его отсылали к Убежищу. Когда такое случилось в первый раз, я серьезно запаниковал.Все-таки жалко животинку, и компаньон он классный. Хотел даже загрузить старый сейв, но это стоило бы мне пару дней игры... С другой стороны не было сообщения "Dogmeat has died", поэтому я решил думать, что он нашел себе нового, более заботливого хозяина :) И вдруг, через пару недель игровой реальности мне приходит игровая "смска" о том, что Догги ждет-таки меня у убежища. Я был нереально счастлив! Бегом к Убежищу, встречаюсь со своим верным последователем и веду его домой, где с тех пор и держу большую часть времени - так спокойнее. Только иногда вывожу его на прогулку в более-менее спокойные места, с противниками, которые ему 100% по зубам. Выгуливать собаку из игры в игровом же мире - это нормально? Позже, почитав форумы, я узнал, что не только я так делаю :) Так что похоже, что вполне нормально (хотя по-настоящему нормальные люди в игры наверное не играют :)
Кроме того, Догги повлиял на мой выбор концовки при первом прохождении - я отказался жертвовать собой из-за мысли "А кто ж тогда о псе позаботится?" :)
Воспоминание 4.
Супермутант-бегемот у радиостанции GNR. Тогда я уже немного прокачался и запасся оружием, но появления этого монстра я никак не ожидал! Он был гораздо больше всего остального, что встречалось в игре до этого. Эдакий типичный босс из старых платформеров. К счастью, я был там не один - радиостанцию охраняли солдаты Братства Стали, но задача уничтожения этого чудовища явно стояла на мне. Покидался гранатами, пострелял из снайперки, стоя в относительной безопасности на ступенях - результата мало, хотя здоровье его потихоньку, но уменьшалось. Тогда я достал миниган, недавно подобранный с трупа обычного Супермутанта, спустился пониже и нажал на гашетку. Несмотря на летящий в него свинцовый дождь, Бегемот попер на меня. И свалился-таки мертвым в шаге от меня. Конец его был красив: кинематографичный вид сбоку/спереди в замедленном темпе, как бывает, когда стреляешь в режиме V.A.T.S. Я стою на одном колене, стволы минигана медленно вертятся, выплевывая свинец, который врезается в нависшую надо мной огромную тушу. Таким крутым я себя еще ни в одной игрушке не чувствовал :) Мой самый любимый боевой момент.
Воспоминание 5.
Tranquility Lane, где я оказался в поисках своего отца. Это было неожиданно - после многих часов шатания по пост-атомному миру оказаться в месте без каких-либо следов разрушения. А главное, вместо незаменимого компьютера на запястье - обычные часы. Сколько раз я привычно нажимал кнопку вызова
Pipboy'я, а вместо этого смотрел на бесполезный циферблат. И главный антагонист оказался неожиданным сюрпризом. А вот отца я, правда, узнал сразу. В общем, самый выделяющийся квест, имхо. Хотя как раз следовать квестовым заданиям я там почти сразу отказался, прибегнув к альтернативному выходу... коим оказался вызов китайских десантников, которые безжалостно расстреляли незадачливое население улицы.
Воспоминание 6.
Зачистки городов. А конкретно Мегатона и Пэрэдайз Фоллс. В игре есть такие ачивменты, как достижение определенного уровня развития с каждым из видов
кармы - хорошей, плохой, нейтральной. Проходить игру с начала не обязательно, достаточно лишь загрузить старый сейв незадолго до повышения уровня и принять экстренные меры по изменению кармы.Т.к. мой персонаж был хорошим до отвращения, мне нужно было ее понижать. До нейтрала можно понизиться путем взлома и кражи, а вот до злого персонажа без убийств не обойтись :) Ну я и решил разнести к чертям добропорядочный городок Мегатон, в котором ранее обезвредил бомбу, за что получил бесплатное жилье. Вот ведь сволочь неблагодарная!
Эх, бессмысленное убийство всех вокруг - это все-таки нереально весело! Тем более когда периодически возникает желание сделать то же в реале... Первым я убил местного шерифа и сразу забрал его Стетсон, на который с завистью смотрел с самого начала игры. Остальные в городе проблем не вызвали, пока я не вышел за ворота, где на меня набросились робот-охранник и наемница, охранявшая караван торговца. А я только расслабился... Эта тетка меня чуть не убила, а допустить этого было никак нельзя - до повышения уровня и соответствующего ачивмента оставалось совсем немного - не начинать же резню заново. Поэтому я бросился в позорное бегство - стимпаками я заранее не запасся и здоровья почти не осталось. Но она продолжала упорно меня преследовать. Как-то я ее все-таки добил, но это оказалось на удивление сложно. Наверное, у меня тогда был всего лишь 8й уровень :)
На более позднем уровне я пошел спасть детей из лагеря работорговцев Пэрэдайз Фоллс. Чтобы войти в лагерь нужно было либо подкупить охранника, либо выполнить его задание - привести нескольких рабов. Ни то, ни другое моего экстра-положительного героя совсем не прельщало, поэтому я попробовал просто пройти мимо него, что ему, разумеется, не понравилось. В результате я вырезал весь Пэрэдайз Фоллс (а все работорговцы были вооружены не в пример лучше жителей несчастного Мегатона), освободил всех детей и других рабов, но при этом пропустил квест для ачивмента и несколько разговоров с довольно красочными персонажами :) Такой вот аболюционист получился.
На 30м, последнем уровне развития, которого я еще не достиг, тоже есть ачивмент с кармами. Думаю, теперь нужно будет зачистить Ривет-Сити с кучей охранников, ибо так веселее, чем не сопротивляющиеся мирные жители. А может сразу в Цитадель? Я ведь мега-крут!
Воспоминание 7.
Даже не столько воспоминание, сколько заметка о помощниках. Всего их в Фоллауте 8 - по 2 на каждый вид кармы плюс 1, которому на карму наплевать, ну и вышеупомянутый Догмит. Поскольку я сразу решил играть до нельзя положительным героем (даже не решил - оно само так получилось :)), то мне было доступно 3 из них, и помощью всех трех я успел воспользоваться.
Первой оказалась
Паладин Кросс из братства Стали. Сражалась неплохо, хотя неохотно следовала приказам, умудрилась быстро подохнуть в битве с огненными муравьями (но я ее, естественно, воскресил предыдущим сейвом) и вообще, достала меня своими супер-правильными высказываниями. В общем, я довольно быстро послал ее куда подальше и предпочел ходить в одиночестве... пока не наткнулся на
Супермутанта Фокса, который в благодарность за свое освобождение предложил сопровождать меня.
С Фоксом мы здорово сработались, и всю вторую половину игры я ходил в его компании, изредка отсылая его, чтобы не мешал выполнять квесты, не требующие сильной огневой поддержки. Единственный раз, когда он умудрился умереть - это встретившись с Бегемотом, но я опять воскресил его, как и всех остальных до этого. А иметь ручного Супермутанта, вооруженного Лазером Гатлинга, да еще время от времени изрекающего что-нибудь философское - это чертовски весело :) А как он этим лазером жег тараканов с веселым воплем "Found you!"(кстати, нашел забавный
стрип на эту тему). Почти ни один из врагов не представлял для него опасности.
В общем, Фокс был классным напарником и мы с ним здорово повеселились, но и у него оказался один недостаток - он обожал застревать в дверях. С огромным Супермутантом разойтись не так-то просто, и выпихнуть его из узкого дверного проема тоже не всегда удавалось. А еще при загрузке новой локации его огромная туша всегда оказывалась прямо перед моей физиономией, заслоняя все вокруг. Короче, достал меня Фокс. Последней каплей оказалось происшествие уже после установки дополнений, когда во время выполнения миссии вместе с солдатами Братства он снова умудрился застрять в дверях, причем вместе с паладином в силовой броне, и я оказался запертым в маленькой кладовке. Растолкать проход не получилось. Я решил попробовать "уволить" Фокса, чтобы он сам развернулся и ушел. Он развернулся. Вышел из двери. И начал перестрелку с Паладинами! Не знаю, может это они первые начали - Братство Стали не любит Супермутантов - но подохли они быстро. Разобравшись со всеми, Фокс умотал, и я остался один без огневой поддержки. Пришлось перезагружаться...
Надоел Фокс конкретно, к тому же я уже давно хотел попробовать нанять 3-го доступного мне напарника, гуля Харона (хотя в игре его называют Шэроном, и это мне больше нравится).
Шэрон понравился сразу же - когда пошел разбираться со своим бывшим боссом. Я совсем не ожидал такой инициативы от компьютерного персонажа и был слегка шокирован (игровая фраза моего героя после происшествия "What the fuck was that?!" оказалась очень кстати :)) С тех пор это мой любимый игровой момент, а Шэрон - любимый персонаж.:)
Шэрон постоянно меня веселит своими репликами во время боя и боевым стилем: добивать уже мертвых врагов - это круто. Но, сволочь такая, мрет неимоверно часто! По сравнению с Фоксом - полный слабак. В особо враждебных локациях приходится сохраняться каждые 5минут, т.к. Шэрон любит лезть в самое пекло. Но несмотря на это, другого напарника уже не хочется, ибо Шэрон меня неимоверно радует. Я даже специально начал (и, собственно говоря, уже почти закончил) повторное прохождение игры для того, чтобы нанять Шэрона как можно раньше по ходу сюжета (но не так рано, как хотелось бы - сначала пришлось копить 2000
крышек и добираться в одиночку до Underworld'а, что на ранних уровнях не так уж и просто).
Ибо в прошлом прохождении, когда я взял его под конец, он еле справлялся с отрядами Анклава, вооруженными дальнобойными огнеметами. Зато если ему самому дать такой огнемет дальнего действия, он просто неподражаем! Все вокруг будет полыхать :) Со своим шотганом, китайской штурмовой винтовкой он тоже здорово справляется, а вот снайперку я у него сразу же отобрал - он решил замочить из нее таракана на расстоянии 2 метров.
Еще ему можно надеть разнообразную броню, повышающую те или иные навыки. Я даже расстался со своей любимой броней рейнджеров в его пользу, т.к. я и так уже прокачан почти до верха, а вот Шэрону она пригодится. А еще очень весело давать ему разнообразные головные уборы и очки, т.к. он все с удовольствием надевает и зачастую выглядит очень забавно (насколько забавно может выглядеть полуразложившаяся морда гуля). Дошло до того, что съездив, так сказать, "в круиз" в одно из дополнений, куда напарников брать нельзя, я собирал все попавшиеся шапки и очки, чтобы привезти Шэрону сувенир по возвращении. :) Я даже решил после выполнения всех основных квестов убить главного героя этого дополнения, т.к. у него были уникальные очки, добавляющие навыки стрельбы. Мне этот герой тоже очень нравился, и убивать его не хотелось, но желание сделать Шэрону подарок перевесило мои моральные принципы :) Хотя того героя до сих пор жалко.
Еще Шэрон часто бормочет себе что-то под нос, но и более разборчивые фразы тоже произносит, причем на удивление в кассу. Например, "Будь осторожен", когда я запрыгнул в радиоактивный кратер или (еще более к месту), когда я занимался расстановкой боевых трофеев на полках дома - а занятие это очень сложное из-за неудобного управления. Чаще всего, пытаясь поставить очередную вещь на полку, сбиваешь все, что на ней уже стояло. И тут Шэрон со своими комментариями. А потом, когда все уже расставлено, и я с удовлетворением созерцаю результат проделанной работы, Шэрон изрекает свое коронное "I don't like the look of this place". Финиш!
В общем, к Шэрону я моментально привязался. Как всегда, нашел самого страшного из всех. Но я это у меня всегда так: Лэмми, Дредд, Шейн МакГоуэн, Мик Марс, так что уже не удивляюсь. И разумеется, поскольку Шэрон - любимый на данный момент герой, я не мог его не
нарисовать :)
Что ж, на сегодня, пожалуй, все. Хотя в связи с повторным прохождением Фоллаута этот список может пополняться. Может быть, продолжу со временем.