в самом деле?

Nov 15, 2010 17:51

 ...В самом деле - какое право имела эта природа  производить  меня  на свет, вследствие каких-то там своих вечных законов? Я создан с  сознанием  и эту природу сознал; какое право она имела производить меня, без моей воли на то, сознающего? Сознающего, стало быть, страдающего, но я не хочу страдать - ибо для чего бы я согласился страдать? Природа, чрез сознание мое, возвещает мне о какой-то гармонии в целом. Человеческое  сознание  наделало  из  этого возвещения религий. Она говорит мне, что я, - хоть  и  знаю  вполне,  что  в "гармонии целого" участвовать не могу и никогда не буду, да и  не  пойму  её вовсе, что она такое значит, - но что я всё-таки  должен  подчиниться  этому возвещению, должен смириться, принять страдание в виду гармонии  в  целом  и согласиться жить. Но если выбирать сознательно, то, уж разумеется, я  скорее пожелаю быть счастливым лишь в то мгновение, пока я существую, а до целого и его гармонии мне ровно нет никакого дела после того,  как  я  уничтожусь, - останется ли это целое с гармонией  на  свете  после  меня  или  уничтожится сейчас же вместе со мною. И для чего бы я должен был так  заботиться  о  его  сохранении после меня - вот вопрос? Пусть уж лучше я был бы создан  как  все животные, то есть живущим, но не сознающим себя  разумно;  сознание  же  моё есть именно не гармония, а,  напротив,  дисгармония,  потому  что  я  с  ним несчастлив. Посмотрите, кто счастлив на свете и какие люди соглашаются жить? Как раз те, которые похожи на животных и ближе подходят под их тип по малому развитию их сознания. Они соглашаются жить охотно, но  именно  под  условием жить как животные, то есть есть, пить, спать, устраивать гнездо  и  выводить детей. Есть, пить и спать по-человеческому значит наживаться  и  грабить,  а устраивать гнездо значит по преимуществу грабить. Возразят мне, пожалуй, что можно устроиться и устроить гнездо на основаниях разумных, на научно  верных социальных началах, а не грабежом, как было доныне. Пусть, а  я  спрошу  для него? Для чего устраиваться и  употреблять  столько  стараний  устроиться  в обществе  людей  правильно,  разумно  и  нравственно-праведно?  На  это,  уж конечно, никто не сможет мне дать ответа. Все, что мне  могли  бы  ответить, это: "чтоб получить наслаждение". Да, если б я был цветок или корова, я бы и получил наслаждение. Но, задавая, как теперь, себе беспрерывно вопросы, я не могу быть счастлив, даже и при самом высшем и непосредственном счастье любви к ближнему и любви ко мне человечества, ибо знаю,  что  завтра  же  все  это будет уничтожено: и я, и все счастье это, и вся любовь, и всё человечество - обратимся в ничто, в прежний хаос. А под таким условием ни за что не  могу принять никакого счастья, - не от нежелания согласиться принять его,  не  от упрямства какого из-за принципа, а просто потому, что не буду и не могу быть счастлив  под  условием  грозящего  завтра  нуля.  Это - чувство,  это непосредственное чувство, и я не могу побороть его. Ну, пусть бы я  умер, а только человечество оставалось бы вместо меня вечно, тогда,  может  быть,  я все же был бы утешен. Но ведь планета наша невечна, и  человечеству  срок - такой же миг, как и мне. И как бы разумно, радостно,  праведно  и  свято  ни устроилось на земле человечество, - всё это тоже приравняется завтра к  тому же нулю. И хоть это почему-то там и необходимо, по каким-то там  всесильным, вечным и мертвым законам природы, но поверьте, что в этой мысли  заключается какое-то глубочайшее неуважение к человечеству, глубоко мне оскорбительное и тем более невыносимое, что тут нет никого виноватого. И наконец, если б даже предположить эту сказку об устроенном наконец-то на земле человеке на разумных и научных основаниях - возможною  и  поверить ей, поверить грядущему наконец-то счастью людей, - то уж одна мысль  о  том, что природе необходимо было, по каким-то там  косным  законам  её,  истязать человека тысячелетия, прежде чем довести его до этого счастья, одна мысль об этом уже невыносимо возмутительна. Теперь  прибавьте  к  тому,  что  той  же природе, допустившей человека наконец-то до  счастья,  почему-то  необходимо обратить все это завтра в нуль, несмотря на все страдание, которым заплатило человечество за это счастье, и, главное, нисколько не скрывая этого от  меня и моего сознанья, как скрыла она от коровы, - то невольно приходит в  голову одна чрезвычайно забавная, но  невыносимо  грустная  мысль:  "ну  что,  если человек был пущен на  землю  в  виде  какой-то  наглой  пробы,  чтоб  только посмотреть: уживется ли подобное существо на земле  или  нет?"  Грусть  этой мысли, главное - в том, что опять-таки нет виноватого, никто пробы не делал, некого проклясть, а просто всё произошло по  мертвым  законам  природы,  мне совсем непонятным, с которыми сознанию моему никак нельзя согласиться.
                     (Достоевский "Приговор")

личность, счастье, мысли, достоевский, человек

Previous post Next post
Up