О вреде размышлений или записки из жизни Шеали.

Apr 23, 2010 04:03


Есть у Лукьяненко роман “Спектр”. И есть в нём описание одной планеты, на которой живут своеобразные птички ”Шеали”. Особенность их в том, что, достигнув определенного возраста, они отказываются от сознания. Дети - разумны, взрослые - нет. Они уже имеют необходимый набор навыков и инстинктов для выживания и, в общем-то, процветания. Зачем же напрягаться и думать? И правда,

Иногда у меня создается впечатление, что расе Землян это тоже знакомо. Вот только без лишних пафосных инициаций. Живёшь-живёшь, живёшь-живёшь, а потом так потихоньку существуешь-существуешь, да и помираешь. И я сейчас даже не о толпах каких-то несправедливых чиновников, непробиваемых бухгалтеров-героев IT Happens (хотя, кстати, хороший пример), малообразованных сельчан и прочих. Нет-нет. Я о привычных людях, заполняющих собой пространство вокруг нас с тобой.

Офисный планктон. Ох, как же я люблю это определение.

Планктон (греч. πλανκτον - блуждающие) - разнородные, в основном мелкие организмы, свободно дрейфующие в толще воды и не способные - в отличие от нектона - сопротивляться течению.

Википедия.

Да, так вот, не сопротивляясь, по течению. Вот только планктон не ограничивается офисным. Какое-то время назад я понял, что есть люди, способные на поступок, и люди, не способные на него. И вторые могут быть вполне успешными, жить долго и счастливо, но ни одного поступка так и не совершить. Теперь я понимаю, что есть ещё люди разумные и люди, отказавшиеся от разума. Планктон. Или, чуть изящнее, Шеали. Позволь, я буду пользоваться именно этим словом впредь?

Сами себя они, конечно, считают нормальной рыбой, плывущей по своей воле. Я всё-таки буду использовать морскую тематику - уж больно колоритна. Считают, что они выбирают течение, а не оно их. Думают, что могут плыть против, не замечая, что их просто подхватил более мощный встречный поток. Или даже просто турбулентность, образующаяся в косяке. “Наши”, Антифа, Зеленые… Считая себя “гражданами с активной жизненной позицией”, на деле являются не более, чем Шеали, попавшими в турбулентный поток.

Интересно, почему же Homo, который так гордится своим sapiens, часто его вешает в рамочке на стенку, похваляясь, словно школьным фото, где он участник сборной по футболу? Во многом это определяется системой образования. Вспоминаю свои дошкольные года.

Несмотря на природную скромность, я в детском саду был довольно активным мальчиком. Почему-то считался хулиганом… Фотографируется группа, все ребята стоят смирно, ровненько, улыбаются.. А Саше, вот, надо обязательно в позу встать! Руки в боки, сам нагнулся в сторону, подмигиваю… Фотографу даже понравилось! Так и запечатлели. В первом классе тоже постоянно что-то придумывал. Писал любовные письма, подкладывая их девочке в портфель, дарил на 8 марта цветы (она отказалась, пришлось подарить учительнице), постоянно из себя кого-то изображал, со всеми знакомился. И куда это всё делось? К средней школе не осталось и следа. За пару лет из меня всё творческое и бунтарское выдавили, научив делать “так, как надо”. Ребенку ведь так нужно признание, а когда делаешь как надо - ты молодец! Потом где-то произошёл сбой. почему-то я отставил кассеты Андрея Губина и включил диск группы “Кино”. Почему-то стал писать, что Печорин-то положительный вообще-то мужик… Это была моя первая тройка за сочинение. Не сошлись во взглядах с учительницей. Потом моя Электротехническая Alma Mater все это усилила, придав осмысленные очертания моему сознанию. Хотя должен признать, что и сейчас пронизывает робость довольно часто. Корни сидят слишком глубоко.

Так вот, к чему был этот экскурс в мою биографию. Я вижу, что современная система образования не то, что не поощряет, а категорически давит нестандартное мышление в людях. Стране нужны стаи Шеали, которые будут лететь туда, куда надо, не спрашивая зачем и не сбивая других. Больше всего меня удивляет, что подобное отношение остается не только в школах, но и в университетах. Даже на таких факультетах, как филологический. Вот уж кому нужно творчество-то проявлять! Так нет!

“У вас не может быть собственного мнения по данной теме. Все ваши высказывания должны быть  подкреплены статьями критиков. Вот этих критиков и никаких больше. Да-да! Иначе, курсовую не приму, 2 поставлю.”

Звучит абсурдно, не правда ли? А ведь я почти ничего не приукрасил. И ведь система работает! На основе дозволенных статей пишутся новые. На основе других дозволенных пишутся те, которые опровергают первые. Потом наоборот. Если очень-очень старательно впитывать то, что пропагандируется в дозволенных статьях, то можно самому стать дозволенным для цитирования. Вершина эволюции! Головка члена, который так усердно дрочит общество. Слышал я об одной девочке, которая поступила в педагогически-парикмахерский ВУЗ (не ПТУ, а именно ВУЗ!). Уже догадался, кого он выпускает? Правильно! Преподавателей для себя самого. Замкнутый круг. Социально-образовательный онанизм. Это не студент кончает такой ВУЗ, это ВУЗ кончает таким студентом и он белой мутной каплей стекает по лицу страны. Она облизывается, проглатывает... Всё, титры! Идём курить.

Звучит ужасающе до неверия, не правда ли? Конечно, такая глубина и интенсивность зомбирования, пожалуй, редки. Вот только масштаб более тихого обращения в Шеали поистине огромен. Ведь мы уже привыкли ругать телевизор, называть его зомбоящиком… Все понимают, что происходит и довольны этим. Прошу прощения, что здесь могут улавливаться нотки Мистера Фримана. Действительно, я сейчас говорю во многом о том же, о чём он. Но вернемся. Мы уже привыкли к тому, что телевизор - зло. А компьютер - ещё большее. Это, разумеется пропагандируют те, для кого телевизор - меньшее. У нас тут два лагеря, да. Впору вешать плакаты с пальцем. Но чёрт с ним, с телевизором. И, тем пуще, компьютером с этими вашими интернетами. На самом деле каждый из нас себя хоть немного, но добровольно зомбирует. Обычные человеческие привычки - это ведь на самом деле такие же оковы, как цензура. Только ты их создаешь сам, значит вроде как свободен и убрать. Ага, щас. Мы пишем себе расписания, назначаем места вещам на столе и  людям в жизни. Телефон - возле кровати, маникюр - по средам, Вика - подруга, не более. Но, вдруг, телефон забываешь в кармане джинсов, во вторник ломаются ножнички, а Вика зовёт попить кофе и жарко целует взасос. И всё, мир катится ко всем чертям. Такой милый и привычный, в котором не надо лишний раз думать… А потом человек привыкает и к новому, создавая новые привычки. И вот уже Вика - твоя девушка. Вот только она уйдёт. Потому что она способна взять и, не спрашивая, начать тебя целовать - совершить поступок. А ты - нет, у тебя маникюр по средам, а телефон возле кровати.

Мы придумываем красивые ритуалы, считаем даты знакомства, вводим традиции… И всё это для того, чтобы не было невыносимо пусто и страшно в мире, в котором слишком много свободы для скромного Шеали…

faq

Previous post Next post
Up