Имея "переговоры\диалоги", как самую незащищенную свою сторону решил, что пора взяться основательно за этот пробел. Являсь мягким человеком отстаивать свою позицию очень сложно. Но при занятии руководящей должности уверенность и отстаивание своих интересов и интересов команды должно быть неотъемлемой частью меня.
Еще отстаивание интересов, если в позиции есть ложь самому себе или окружающим.
Итак, важнейшие правила (по результатам прочтения нескольких статей и пары книг):
1. Эмоции и волнение на переговорах - это зло. Для того, чтобы не волноваться перед встречей нужно:
а. Подготовить все вопросы и ответы, которые должны быть выяснены.
б. Подготовить СВОИ цели встречи. ХОТЕТЬ добиться цели, но НЕ НУЖДАТЬСЯ в этом.
в. Подготовить ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ цели участников встречи.
г. Подготовить повестку встречи.
д. Быть готовым услышать "Нет" на любой поставленный вопрос или участие во встрече.
е. Не торопиться с ответом или принятием решения. Быть готовым отложить принятие решения, если есть вопросы или сомнения, которые необходимо прояснить.
ж. Освобождать ум перед встречей. Все личные проблемы или сложности должны быть улажены. И как методика мой совет - нужно в течение 2 минут ни о чем не думать, вообще ни о чем, не допускать ни одной мысли в голову и просто наблюдать за происходящем за окном, например. Выпрямиться, сосредоточиться на дыхании, не задерживать воздух внутри, дышать все время свободно.
2. Всегда говорить НЕТ, когда что-то не устраивает и простыми словами объяснять почему это не устраивает.
3. Не пытаться спасать противника.
4. Не пытаться держаться и не выдумывать дружеских отношений. В любом случае всё сводиться к уважению за поступки и правильные слова.
5. Не пытаться контролировать результат.
6. Не давить на собеседников, задавать ОТКРЫТЫЕ уместные вопросы, которые максимально позволят всем увидеть картину мира каждой из сторон.
7. Слушать и СЛЫШАТЬ собеседника. Говорить спокойно и по существу.
8. Быть уверенным в себе. Проговорить еще раз свою миссию и убедиться, что ты align with your misson.
9. Не брать на себя отвественность за факты сказанные другими. Если какой-то знакомый говорит, что у поставщика пожар, то нужно так и говорить, что со слов такого знакомого у поставщика пожар. А не говорить, что там-то пожар, иначе выглядеть можно очень глупо, если пожара нет. Кроме того не будет возможности отвечать на детали.
10. Нужно сразу отсекать неуместные вопросы, замечания, вопросы, не по делу:
- "Это не имеет отношения к теме."
- "Как это относится к теме?"
- "В нашем контексте это не относится к теме."
- "Нет, это вопрос будет решаться позже."
11. Скрыто или интонационно с агрессией:
- "Нет и это не обсуждается."
- "Мы это обсудим лично"
- "Что конкретно не устраивает?"
- "Очевидно, нет. Что за исполнилово?"
12. Открыто саботирующие высказывания на проекте:
- "Так не пойдет. Ты что себе позволяешь?!"
- "И чё?!"
- "В твоих аргументах никто не нуждается!",
- "Иди пиши заявление по собственному раз не устраивает что-то", "Ты работать сюда пришел или сопли по стеклу размазывать!? Кому хочешь иди жалуйся!"