В газете «Зюддойче Цайтунг» опубликована статья Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина «Россия и Европа: от осмысления уроков кризиса - к новой повестке партнерства», приуроченная к его предстоящему участию в организованном этим изданием IV ежегодном экономическом Форуме руководителей и топ-менеджеров ведущих германских компаний
Статья В.В.Путина в газете «Зюддойче Цайтунг»
Россия и Европа: от осмысления уроков кризиса - к новой повестке партнерства
На этой неделе в Берлине пройдет традиционный Форум руководителей ведущих германских компаний, организованный «Зюддойче Цайтунг». Я с удовольствием откликнулся на приглашение принять участие в его работе. Хотел бы также поделиться с читателями газеты своим видением перспектив сотрудничества России и Европейского союза. Прежде всего - с учетом реалий посткризисного мира.
Сегодня очевидно, что мировой кризис, разразившийся в 2008 году, был спровоцирован не только надуванием «пузырей» и провалами регулирования на финансовых рынках. Он носил структурный характер. И корень проблем - в накопившихся глобальных дисбалансах. Дала сбой модель, построенная на том, что один региональный центр - безудержно наращивает заимствования и потребляет блага. А другой - производит дешевые товары и скупает долги.
Кроме того, генерируемое благосостояние распределялось крайне неравномерно. Как между различными странами, так и между отдельными слоями населения. И это - также снижало устойчивость мировой экономики. Провоцировало локальные конфликты, сокращало способность мирового сообщества договариваться по острым вопросам.
Кризис многое подверг переоценке. Заставил задуматься о рисках и выборе путей дальнейшего развития. Основанных на реальных, а не виртуальных ценностях. Такие посткризисные стратегии вырабатывают сейчас все ведущие центры - включая США и Китай.
Свое видение будущего - необходимо и Европе. И мы предлагаем формировать его вместе - через партнерство России и ЕС. Это была бы наша совместная заявка на успех и конкурентоспособность в современном мире.
Скажем откровенно: и Россия, и ЕС - в экономическом плане оказались достаточно уязвимы. Кризис это отчетливо показал. Россия по-прежнему сильно зависит от сырьевой конъюнктуры. Евросоюз, пожиная плоды многолетней деиндустриализации, столкнулся с реальной угрозой ослабления своих позиций на рынках промышленной и высокотехнологичной продукции. Нельзя не видеть, что по некоторым направлениям в сфере образования, научных исследований и разработок - у нас наметилось отставание.
К этому нужно добавить, что в целом сегодняшний уровень взаимодействия России и ЕС - явно не соответствует тем вызовам, которые стоят перед нами.
Чтобы изменить ситуацию - надо использовать те реальные преимущества и возможности которые есть и у России, и у ЕС. Это был бы, действительно, органичный синтез двух экономик - классической, устоявшейся - в ЕС и новой развивающейся - в России. С факторами роста, которые хорошо дополняют друг друга.
У нас есть современные технологии, природные ресурсы, капиталы для инвестиций. А главное - уникальный человеческий потенциал. Наконец, у России и ЕС уже накоплен серьезный опыт сотрудничества. И мне приятно отметить, что Германия - страна-локомотив европейской интеграции - демонстрирует здесь пример настоящего лидерства.
Что мы предлагаем?
Первое. Это создание гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока. А в будущем - возможно, и зоны свободной торговли и даже более продвинутых форм экономической интеграции. Фактически, мы получим общий континентальный рынок емкостью в триллионы евро.
Очевидно, что для начала следовало бы убрать все оставшиеся препоны на пути вступления России в ВТО. Затем - провести унификацию законодательства и таможенных процедур, а также - правил технического регулирования. Реализовать проекты, направленные на устранение «узких мест» в общеевропейской транспортной инфраструктуре.
Второе. Это - общая промышленная политика, основанная на сложении технологических и ресурсных потенциалов России и ЕС. Реализация совместных программы поддержки малого и среднего бизнеса, работающего в сфере реального производства.
Такие знаки, как «Made in Germany», «Made in EU» - дорогого стоят. К этим эталонам высочайшей технологической культуры следовало бы относиться максимально бережно. Их нельзя терять. У России признанных брендов пока не так много. Но мы намерены последовательно модернизировать наши заводы. Широко используя при этом европейские технологии, которые в наибольшей степени соответствуют нашей производственной культуре и традициям.
Считаю, что в нашу повестку мы должны поставить вопрос о поощрении новой волны индустриализации европейского континента. В том числе, путем создания стратегических альянсов в таких отраслях, как судостроение, автопром, авиапром, космические технологии, медицинская и фармацевтическая промышленность, атомная энергетика и логистика.
Прошу понять меня правильно. Я вовсе не призываю вновь превратить Европу в одну большую производственную площадку. В гигантскую фабрику, знакомую нам по фотографиям конца XIX-начала XX века.
Это - должна быть высокотехнологичная индустрия постиндустриальной эпохи. Новые производства должны быть чистыми, соблюдать строгие экологические стандарты. Вообще, все что касается экологии, вопросов рачительного природопользования и контроля за изменениями климата - необходимо держать в центре внимания. Здесь у России и ЕС уже накоплен очень позитивный опыт. Достаточно вспомнить нашу работу по защите и восстановлению экосистемы Балтийского моря.
Третье. Буквально стучится в двери идея о создании единого энергокомплекса Европы.
Последние годы тема взаимодействия России и ЕС в сфере энергетики привлекала к себе повышенное внимание и - прямо скажем - была излишне политизирована. Вплоть до того, что России приписывали намерение использовать поставки нефти и газа для решения каких-то политических задач. Что, конечно, не имело никакого отношения к действительности.
Правда состоит в том, что после распада СССР Россия лишилась прямого выхода на крупнейшие экспортные рынки. Возникла проблема стран-транзитеров с их стремлением использовать свое монопольное положение для получения односторонних преимуществ. Отсюда - известные конфликты.
Разумеется, такая ситуация - не отвечала интересам России, да и потребителей наших энергетических ресурсов. Именно поэтому крупнейшие европейские энергетические компании и правительства многих европейских стран, включая Германию - поддержали российские планы строительства газопроводов по дну Балтийского моря («Северный поток») и Черного моря («Южный поток»).
После введения в эксплуатацию этих маршрутов - европейский континент получит диверсифицированную и гибкую систему газоснабжения. И убежден, все надуманные проблемы в энергетической сфере - останутся в прошлом.
Главное - нам надо научиться не на словах, а на деле учитывать стратегические интересы друг друга. Чего не скажешь о логике «Третьего энергопакета» ЕС. При всех благих намерениях, он порождает серьезные риски в энергетическом хозяйстве Европы. Подрывает желание инвесторов вкладывать средства в новые проекты. В результате - через несколько лет вместо конкурентного рынка мы можем получить обветшавшую инфраструктуру, дефицит энергоресурсов, а значит - и высокие цены для европейских потребителей.
Напомню, что непродуманная либерализация финансовых рынков - во многом спровоцировала финансовый кризис. Не хотелось бы, чтобы провалы регулирования в газовой отрасли также привели к новому кризису - на этот раз - энергетическому.
Убежден, что сама жизнь заставит вернуться к выстраиванию равноправных и сбалансированных отношений между поставщиками, потребителями и транзитерами энергоресурсов. Собственно в этом и заключается смысл нового энергетического договора, который предлагает Россия.
Объединив усилия мы сможем не только торговать энергоресурсами. Но и провести обмен активами, совместно работать на всех этапах технологической цепочки - от разведки и добычи энергоресурсов, до их поставки конечному потребителю. Также мы призываем к сотрудничеству в области подготовки кадров для энергетики и создании инжиниринговых центров, в реализации проектов в сфере энергоэффективности, энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии.
Четвертое. Без развитой индустрии - невозможен и прогресс европейской науки и образования.
Уже сейчас гораздо меньше талантливых молодых людей - и в странах ЕС и в России - стремятся получить техническое образование. Они не видят для себя перспектив в качестве инженеров или квалифицированных рабочих. Выбирают другие специальности. Подчас, требующие более низкой квалификации. И потому - как бы вслед за заводами, наш континент не начали покидать конструкторские бюро и инжиниринговые компании.
Европейская наука и образование должны обеспечить себе лидерские позиции. И сделать это - мы также можем за счет тесного партнерства.
Россия продолжит инвестировать в общеевропейские научные проекты. Такие, как сооружение рентгеновского лазера в Гамбурге или ускорительного центра в Дармштадте.
Готовы предложить коллегам из ЕС проводить исследования в российских университетах и научных центрах. В том числе - в рамках специальных грáнтовых программ. Кроме того, в России есть хорошая возможность работать на уникальных экспериментальных установках. Так, вскоре будет введена в эксплуатацию нейтронная мегаустановка на базе реактора под Санкт-Петербургом.
В свою очередь - ждем встречных вложений в российскую науку и инновационную инфраструктуру.
В этом смысле вдохновляет пример компании «Сименс», которая выразила намерение создать свой центр компетенции под Москвой - в центре инновационного развития «Сколково».
И, конечно, следует поддержать расширение обмена студентами, профессорами, преподавателями. Контакты молодых ученых и специалистов. Мы хотим, чтобы в университетах Европейского Союза учились студенты из России. И готовы шире открыть двери наших вузов для молодежи европейских стран. Академическая мобильность, взаимные стажировки и другие формы обменов крайне важны и потому, что они помогают формировать единую технологическую и корпоративную культуру.
Пятое. Подлинное партнерство на нашем континенте невозможно, пока сохраняются барьеры, препятствующие человеческим и деловым контактам.
Главный из которых - визовый режим между Россией и ЕС. Мы считаем, что отмена виз - должна стать не завершением, а началом процесса реальной интеграции России и ЕС.
От свободы передвижения - прежде всего выиграет молодежь, школьники и студенты. У них появятся новые возможности для поездок, для получения образования, для знакомства с уникальной культурой различных стран.
Отменив визы, мы снимем серьезную преграду и для расширения деловой активности. Сегодня визы не создают проблем для крупного бизнеса, но вот по малому и среднему бизнесу, по инновационным компаниям - бьют достаточно серьезно. По сути, искусственно консервируется существующая, далеко не оптимальная структура наших экономических связей.
Наконец, установление сроков и четкого графика отмены виз - позволит активизировать сотрудничество правоохранительных органов наших стран. Позволит сообща более эффективно бороться с нелегальной миграцией, наркотрафиком, организованной преступностью и терроризмом.
Пока перспективы остаются неясными, - у правоохранительных органов просто нет достаточных стимулов решать технические проблемы перехода к безвизовому режиму.
* * *
Я изложил лишь основные наброски плана расширения реального партнерства России и ЕС.
Главный вопрос сейчас - готов ли ЕС к обсуждению и предметной работе по такой повестке? Думаю, что при всех сомнениях - предложенный подход приобретает все больше сторонников в Евросоюзе.
Конечно, движение к поставленной цели будет поэтапным и достаточно длительным. Выступая как равноправные партнеры - Россия и ЕС должны будут пройти свою часть пути к сближению. Но очевидно и то, что такую работу нельзя откладывать. Терять время на бесконечные дипломатические формальности.
Подчеркну - Россия не заинтересована в слабом или разобщенном Евросоюзе. Поскольку, тем самым, косвенно уменьшалось бы и международное влияние России, сужались бы наши возможности опираться на партнера со схожими, а часто и прямо совпадающими интересами. Сближение России и ЕС - не может быть направлено против кого бы то ни было. И не требует ослабления связей с традиционными партнерами и союзниками.
Обновленные принципы сотрудничества мы могли бы зафиксировать в базовом соглашении между Россией и ЕС. Работа над ним - сейчас идёт. И к этому документу нужно подойти, действительно, стратегически. Попытаться заглянуть на 20-30, а то и на 50 лет вперед.
В заключение напомню: в 1990 году канцлер Германии Гельмут Коль принял очень смелое решение. Не ждать, пока ГДР будет готова стать частью объединенной Германии. А объединяться - немедленно. Чтобы затем - в процессе взаимной притирки, решения общих задач - Западная и Восточная части Германии вновь научились жить вместе. История доказала правоту такого решительного шага.
Сегодня - в новых исторических условиях - у нас есть шанс построить единую и процветающую Европу. И если задаться этой целью - находить компромиссы по конкретным вопросам станет намного проще.
Может быть, сформулированные в этой статье соображения кто-то назовет слишком амбициозными. Но в современном мире кажущееся невозможным - возможно. Мы вместе не раз в этом убеждались. Надо просто, засучив рукава, взяться за дело.
Пользуясь возможностью, хотел бы передать всем читателям газеты «Зюддойче Цайтунг» самые теплые пожелания успехов и процветания.
http://premier.gov.ru/events/news/13088/