В Малаккском проливе, где концентрируется 30% мирового объема морских перевозок, нищее население Индонезии и Малайзии, созерцая вызывающий достаток города-государства Сингапура, решает свои проблемы с помощью примитивного грабежа. Местные пираты разбиты на небольшие банды, которые постоянно меняют дислокацию и вооружены исключительно холодным оружием. Максимум, что они могут себе позволить, это подняться на борт судна и ограбить экипаж. Еще в 2006 году три прибрежных государства, уступая мягкому нажиму Японии и опасаясь получить на голову американскую армаду, договорились между собой обеспечивать постоянное наблюдение за морской территорией, что, разумеется, дало свои плоды (операция «Глаза в небо»). По положению на сегодняшний день ситуация в Малаккском проливе стабилизировалась.
Гвинейский залив, напротив, не является зоной коммерческого транзита - здесь осуществляются перевозки нефти и газа. Поэтому добычей обычных банд и военизированных формирований членов движения за освобождение дельты реки Нигер становятся нефтяные платформы и корабли снабжения. Местные пиратские группировки славятся исключительной жестокостью, они не только берут заложников, но и убивают их.
Разбойников поддерживает народ иджо, земли которого были разорены нефтяными компаниями, а восстание 1999 года потоплено в крови отрядами Chevron-Texaco, но в целом местное население боится бандитов, поскольку само подвергается их террору. Пиратам региона абсолютно все равно, на кого и где нападать, - на море или на суше, на своих или чужих. Власти Нигерии не способны обуздать преступную стихию, которая потихоньку перекидывается на территорию Камеруна и Экваториальной Гвинеи. Перед лицом этой напасти многие крупные транснациональные компании вроде Shell приняли решение покинуть опасную зону. В результате добыча нигерийских углеводородов снизилась на четверть, что, конечно же, сказалось на финансовом положении страны и усугубило ее проблемы.
И только Африканский Рог стал стратегически важным пиратским центром мирового масштаба. Во-первых, потому, что Баб-эль-Мандебский пролив, или Ворота слез, между Йеменом и Джибути, - это пролив, который соединяет Средиземное море, Суэцкий канал, Красное море на севере и Индийский океан на юге. Каждый день этим маршрутом перевозят 3,5 млн баррелей нефти. Зона пиратских действий растянулась до самого Аденского залива вдоль берегов Сомали. То есть речь идет не об узком горлышке, где прибрежные государства могли бы выставить перманентную охрану, а об обширной зоне нейтральных вод в открытом море.
Изначально пиратство здесь было занятием голодных рыбаков. Местные разбойники захватывали суда с экипажами, после чего посредники требовали немалые выкупы у судовладельцев. Мелкий разбой стал преобразовываться в высокопрофессиональный бандитизм параллельно с ростом военно-политической активности в Сомали, что и послужило оправданием появлению в регионе западной армады с нескрываемыми неоколониальными амбициями.
Читать дальше.Другие статьи Тьерри Мейсана (после изданной в 2002 году книги о причинах 11 сентября его не пускают в США)