Технарское о гуманитарном

Nov 28, 2024 13:28

Я уже как-то об этом писал, но, тем не менее, продолжу - с некоторым углублением.

В теории надежности есть два вида ремонтов (на самом деле больше, но нас интересуют два). Первый, восстановительный, вполне понятен - что-то сломалось, произошла авария и мы восстанавливаем систему. Это долго, дорого, а иногда и вовсе невозможно, к тому же часто приходится иметь дело с последствиями аварии и рассчитываться со сторонними лицами.

Второй называется превентивным и его цель - предотвратить аварию и, соответственно, все связанные с ней издержки. Мероприятие это тоже весьма недешевое, но, конечно, не в сравнении со стоимостью восстановительного. Однако тут есть одна заковыка (в том числе психологического плана) - этот недешевый превентивный ремонт производится на нормально работающей системе. То есть вот работает у нас совершенно нормально, скажем, химреактор, а мы его останавливаем (теряя деньги) и меняем в нем, например, все валы всех насосов (а они вроде как нормальные и все такое и, главное, ну работает же!).

Статистики по реально сложным объектам не существует, так как они, как правило, сами по себе уникальные. Есть статистики по их компонентам, но их между собой увязывать - история малоперспективная.

Есть, конечно, всякая разная диагностика, но в случае реально сложных систем она, как правило, покрывает не все возможные отказы и их комбинации, и, бывает, запаздывает. То есть пока что только на ней никто планы обслуживания не строит. Тем паче, что она еще и сама по себе тоже денег стоит, и довольно больших. Чего предпочесть - вопрос совсем не очевидный.

Время проведения превентивного ремонта, соответственно, в идеале нужно подгадать "за пять минут до аварии". Это, понятное дело, невозможно - и вокруг их графика кипят нешуточные страсти. Бывает он регулярный (через равные промежутки времени) и нерегулярный (через случайные промежутки времени), рассчитывается исходя из довольно сложных матмоделей (учитывающих известную статистику компонентов, эвристику, экспертные заключения, попытки определения параметров "главного" потока отказов, "голого" потока отказов и все такое прочее). На это вполне щедро и деньги выдаются - в самом деле, если удастся обосновать, что эти ремонты можно производить реже, но при этом параметры безопасности останутся в приемлемых рамках, то можно миллионы сэкономить.

Да, и, конечно же, превентивный ремонт не есть какая-то панацея и т.п. Это просто один из способов избежать аварий. Если перестраховаться с ними - разоришься, если матмодель неверна - сменишь валы, а вылетят, скажем, болты гермокрышки. Ну и сама по себе матмодель может быть заменена чуйкой главного инженера. Есть примеры. В обе стороны, конечно.

Вспомнил я эти мало кому интересные подробности, прочитав очередной всплеск души какого-то душителя свободы о том, как он ненавидит революции и что никак невозможно трогать механизм (в данном случае - государство), которое так или иначе работает.

Если слегка переименовать термины, то нашим обслуживаемым объектом становится государство (любое, в общем, они все достаточно сложные), восстановительный ремонт - это революция снизу со всеми ее примочками, простоями и последствиями для окружающих, а превентивным ремонтом тогда оказывается революция сверху, которая тоже не сильно весело, но все же такого вреда для здоровья не несет.

Если глянуть на историю нашей богохранимой, то 1917 - это результат того, что превентивного ремонта Николай не хотел, ну и получил в итоге; репрессии Сталин затеял как раз в виде превентивного ремонта, руководствуясь, по всей видимости, чуйкой; к добру то было или к худу - вопрос открытый. Никитка ремонт не потянул, геронтологический период все сильно испортил, Горби тоже не потянул, в итоге с поехавшей не туда системой решили разбираться по частям. Но у системы есть и свои собственные законы, в итоге имеем то, что имеем и...

А что и? Вариантов немного:

- катись оно как катится. Ну, так и докатимся до восстановительного.

- превентивный ремонт. Все жутко боятся, что придут либералы и сделают его в евроформате, но на самом деле ремонтировать будут совсем другие люди и руководствоваться они будут совсем другими критериями.

- система ремонту не подлежит. Ну, не в первый и не в последний раз в истории мира.

PS Насчет диагностики можно еще поговорить :) Как нибудь еще и поговорим.

Футурология, История

Previous post Next post
Up