Dec 11, 2019 21:33
Я: Слово гипотеза знаем?
У Сыфань, Сы Юйлинь и Лу Янпин: Да, да! Отлично знаем! Давно уже знаем!
Я (с нехорошими предчувствиями): И как же по-китайски?
Все наперебой: 弦斜边 xiánxiébiān!
Я: Я так и думала. А вот и нет!
Все: Как нет?
Я: «Гипотеза» - 假设 jiǎshè.
Все: КАК??? КАК ТАК?
Я: Да вот так! Слово-то другое совсем! Вы повнимательней посмотрите: «ну» там нет в середине!
Все: А-а-а! Это не гипотенуза!
Я: А как вы собирались вставить гипотенузу в этот пример: «Учёный выступил с интересным предположением»? Вот как он - вышел, начертил гипотенузу...? Публика заинтересовалась...
Я: Значит, Огюстен-Луи Коши окончил инженерную школу и занимался постройкой военного порта... Что такое «порт», всем понятно?
Сы Юйлинь: Да-а-а! Конечно!
Я: А то кто вас знает...
Сы Юйлинь: Это парковка для кораблей!!
Я: А вот почему, ребята, так получилось, что Огюстен Коши столько всего сделал в разных областях науки? Что он занимался и матанализом, и комплексным анализом, и теорией упругости, и оптикой, и теорией чисел, и геометрией, и астрономией, и всем этим он занимался, и везде заложил основы... О чём это говорит?
Ли Ян: Что он был очень умный!
Я: Ну, это само собой, но вы же понимаете...
У Сыфань: Просто там везде нужна математика! Он был математиком и в разных областях закладывал математическую базу.
Я: Это очень здравая мысль. Но есть и ещё одна причина. Если учёный везде очень много сделал и при этом всюду заложил основы, это наводит нас на мысль о том, что НИГДЕ НИЧЕГО ТОЛКОМ НЕ БЫЛО СДЕЛАНО, понимаете? Времена были такие, что за что ни схватишься, везде отсутствуют основы. Не согласны? Ну, порассуждайте! Вот Ломоносов, например. Тоже ведь везде основы заложил. На пустом-то месте.
Я: Допустим, мы делаем практическую работу. И держим в голове наши задачи.
(Пишу на доске: «НАШИ ЗАДАЧИ: 1) измерить... ; 2) вычислить... ; 3) сравнить... ; 4) описать... ; 5) ... ; 6) сделать выводы»).
Лу Янпин (внезапно выйдя из забытья, пристально смотрит на доску и ничего не понимает): Ну, и как это решать?
Я: Что?
Лу Янпин: Как решить эти задачи? Вон, написано: ЗАДАЧИ.
Я: Янпин, это не математические задачи. Если я говорю: «Задача преподавателя - научить вас русскому языку», - это не математическая задача.
Сунь Силунь, Ли Ян и У Сыфань: Это цели! Обязанности! Это план! Понимаешь?
Я: А Янпин-то нацелилась решать уже. Потому что она настоящий математик. Слышит слово задача - просыпается и ну решать!..
китайские глазки,
университет