Наблюдая за действиями
одной говноконторы, образованной в 1958 году, я задумался: а насколько вообще было разумно создавать такого монстра, неповоротливого и закоснелого, неэффективного в управлении и в конечном счёте просто препятствующего решению имеющихся проблем? Кто был тот идиот, который вообще придумал такую хрень создать?
Но эта хрень - она не сама по себе существует, она ведь - дитя своей эпохи. Той самой эпохи "волюнтаризма". И, если вдуматься, то времена те были ознаменованы не только полётами спутника и человека в космос (которые во многом состоялись благодаря проведённой в сталинские времена работе, а тут, в общем-то, довели до ума последние штрихи, никаких идейных прорывов не было, так что, Хрущ снова сливочки снял - точь-в-точь, как оленевод на открытии "Новокосино" и юга ЛДЛ, проектировать, готовить материальную базу и строить которые начали задолго до него и вообще без его участия). Но и кучей административных и управленческих маразмов, которые потом аукнулись в будущем - и пребольно. Не все, конечно, но всё равно - глупостями от них отдавало.
- например, разделение Татарстана и Башкирии на области, выделение Арзамасской области и выпиливание её обратно - кому, для чего понадобились все эти перемещения туда-сюда?
- классический пример административно-территориальной чуши - это передача Крыма в 1954 году. Судя по тому, что до сих пор возня не успокоится, шаг был более чем абсурдный;
- реформа часовых поясов в 1957 году - да, привести их к границам субъектов было разумно, но в долгосрочной перспективе эта реформа привела к тому, что Самарский часовой пояс исчез вообще - и на территории шириной в 30 градусов (полных два часа), на долготах от 30 до 67, действует одно время - оно сильно надо было? Кто-то приведёт пример Китая, но, в отличие от Китая, в нашей стране и не планировалось оставить один часовой пояс, а если держать несколько, то хотя бы с умом. В последние годы это послужило, на мой взгляд, дополнительным факторов тяготения регионов Центральной России к Москве. Вместо того, чтобы создать региональный центр в Нижнем, Самаре или Казани, привязать деятельность учреждений и производства к этому, нижегородско-самарскому центру, ещё большую централизацию провели. А теперь никак не можем придумать, как бы регионы начать развивать и разгружать раздутую Москву;
- массовое жилищное строительство, воспринимавшееся всегда как большое благо ("вытащил Москву из подвалов") обернулось возникновением гигантских жилых районов, представляющих скорее гетто (мой дядя так и называет старое Марьино - "гетто"), нежели нормальные жилищные районы. Гигантомания, развившаяся впоследствии ещё сильнее, привела к тому, что наши населённые пункты, независимо от своего размера, полны таких вот "райончиков" (застройка которых немало способствует появлению и "чотких пацанчиков"). Едешь через какую-нибудь Сосновую Поляну и поверить не можешь, что это - тот же самый город, в который миллионы туристов в год приезжают. "Вы где живёте? - В Ярославле. - Ой, это одном из древнейших городов, жемчужине Золотого Кольца? - Да-а, только знали бы вы, в какой дыре я живу. Ярославль это скорее формально, по пейзажам не больно-то от Советска отличается". Характернее даже не столько Ярославль, сколько Высоцк. Один из самых маленьких городков (там и двух тысяч нет), при этом - основанный в 1532 году, да ещё на берегу Балтики. Ну всё, думаешь что-то приятное, уютное, да с историческими памятниками. Приезжаешь и не веришь своим глазами: "Что-о? Эти вот три кирпичные пятиэтажки, детская площадка да немного частного сектора - и есть город с 500-летней историей?". Да и Остров тоже живописностью не отличается, весьма унылое место, вопреки ожиданиям. Вот такая у нас была градостроительная политика в послесталинские времена.
- зато получили ещё одну проблему - безудержный рост городов, если раньше плохие жилищные условия были сдерживающим фактором, то сейчас "инвесторы" и "девелоперы" (которые, как и в булгаковские времена, являются жуликами первого сорта, градостроительством и развитием городской инфраструктуры не занимаются, но лишь сливочки снимают с этго процесса, перекладывая трудную и неблагодарную работу на других) загаживают высотными кварталами новые и новые территории; если 20 лет на дачу мы ехали по Николо-Архангельскому с сельской застройкой, то сейчас уже на окраине его мегаларёк появился, а с другой стороны наступает город-паразит Балашиха, и теперь на дачу едешь уже через высотки. Такая вот "сельская идиллия". Аналогичная ситуация в Красково, где в своё время какие-то идиоты додумались влепить пару девятиэтажек среди частного сектора, и сейчас "девелоперы" стали поглощать соседний частный сектор, эти совковые девятиэтажки стали своего рода плацдармом для экспансии. Объяснять происходящее можно всякими эконмическими процессами (но что-то в объяснениях этих столько лукавства, что не можешь не согласиться: "Экономика - продажная девка империализма"), но тенденции были заложены уже тогда.
- пресловутая "борьба с излишествами" привела к тому, что строить помпезно в итоге не перестали (при Брежневе к этому вернулись), но зато стали строить некрасиво. Начиная от Рижского радиуса метро (из четырёх станций которого одна - "Проспект Мира" - напоминает мне склеп и вообще самой страшной кажется; ещё две - "Алексеевская" и "ВДНХ" - представляют собой немыслимую какую-то эклектику и вызывают впечатление недоделанности, как будто в самом разгаре там ремонт идёт и то ли освещение какое-то на коленке, по временной схеме, то ли в отделке чего не хватает); "сортирная плитка" - это тоже из той эпохи, отделанную плиткой "Красносельскую" или "Арбатскую" (любую из двух) "сортирной" как-то не назовёшь. Можно вспомнить ещё, к примеру, гидросооружения: башни шлюзов на Волгоградской ГЭС или на Волго-Балте, собранные из железобетонных блоков, уродливы чрезвычайно. Что за бред вообще, всё равно что сделать большой торт и украсить его сверху тухлой сливой, испортив всё впечатление от проделанной работе (ведь плотин и механизмов никто особо и не увидит, первыми на глаза будут попадаться именно эти машинные залы, и впечатление будет: "Ну и уродину же построили", сколько бы там инженерных решений ни было). Моя бабушка в таких случаях говорила: "Сумели приготовати, да не сумели подавати".
- XX съезд партии и продолжение внутрипартийной борьбы, представленные как "развенчание культа личности Сталина", не факт что таковыми не были. Уже после смерти Сталина этот культ личности фактически исчез (и это закономерно: после сильного правителя, сосредоточившего власть в одних руках, наступает вакуум - и этот вакуум порой оказывается большой проблемой для государства; так было в 1584 году, после смерти Ивана IV; так было в 1725 году, после смерти Петра I - неразберихи в 1953 году, к счастью, такой не случилось, но можно считать, что она была просто отложена на 40 лет), и на зверства "во имя вождя и народа" ни у кого не было ни сил, ни харизмы; однако же начали развенчивать что-то, и так не представлявшее опасности (никаким дальнейшим "культом личности", ни Хрущёва, ни кого бы ещё, не пахло), что в итоге вылилось в очередной виток ревизионизма и породило нигилизм к собственной истории; неуважение к своей стране и многочисленные "совкосрачи" - одно из последствий этого "развенчания", без которого вполне можно было обойтись.
- на более мелком, городском уровне - ликвидация трамвайной сети, в частности, на западе города. В результате полноценной троллейбусной сети в западном секторе (Кунцево, Хамовники) создать особо не удалось, линии там так и не достроили до сих пор (а, учитывая, что за одарённый уникум сейчас городом заправляет, рассчитывать на это точно не приходится) , и магистральной альтернативы метро, по факту, там нет. Стагнацию трамвая в Европе можно объяснить автомобилизацией, стагнацию же трамвая у нас - ничем, кроме недальновидности, не объяснишь. С метро тоже глупость сделали - решили сэкономить, не строить подземную линию. Но спустя несколько лет всё равно выяснилось, что без подземной "тяжёлой" линии не обойтись, и вот что тем строительством в итоге наэкономили, если построили две параллельные линии (это при дефиците линий метро в городе!), непонятно.
- ну и в довершение - тот пример, с которого всё начиналось, монструозный Мосговтранс. На кой чёрт он такой нужен, эта крупнейшая транспортная компания в Европе? Что нам с этой гордости, что наши микросхемы - самые большие в мире? Зачем вообще объединять автобусный транспорт и электрический? Чтобы в конечном счёте этот электрический звдвинуть, выделить главенствующую роль говноавтобусу? Насколько автобус подходит под роль магистрального транспорта дальнего сообщения, очень хорошо видно по таким маршрутам, как 692 и 633 (которым интервалы сделали немыслимые совершенно) да 191 и 282 (которые порезали до первой станции метро). За редким исключением, автобусный транспорт выполняет роль подвозки. И в такой дурацкой сложившейся ситуации - когда изменения касаются только говноавтобусов - не последнюю роль играет Мосгортранс, им ведь удобнее ограничиться обслуживанием только остановок (представляющих из себя порой лишь столбик с табличкой), чем брать на себя ещё контактную сеть да пути. Пользусь своим главенствующим положением, этот паскудный Мосгортранс с лёгкостью шлёт на фиг все предложения по изменению и развитию - "а мы, дескать, не сможем этого поддержать, а к другим вы всё равно не обратитесь, ио не к кому". И вот неохота бодаться с этим монстром, он и пользуется этим, творит то, что ему захочется. Не МГТ сущеествует для города и пассажиров, а пассажиры - для МГТ. Вот такой совковый осколок унитаза, наряду с почтой России, болтается в нашем городе. А появилась эта дрянь - всё в те же волюнтаристские времена.
В общем, анекдот "что успел и что не успел сделать Хрущёв..." ("успел объединить ванну с туалетом, не успел - пол с потолком" и т.д.) правдив. Надо бы выводы сделать, но, судя по тому, что через полвека образовался такой же инициативный дурак со своими идеями (передвиннуть часовые пояса, переименовать милицию в полицию), выводы не сделаны, и грабли сработали ещё раз. Но и наследство хрущёвских времён, похоже, долго будет ещё преодолеваться.