Сегодня я начну рассказывать о поездке в Индонезию. В этой записи я расскажу о дороге туда и обратно (тогда как внутренние перемещения я опишу в последующих записях).
Поездка в Индонезию приключилась со мной довольно неожиданно. По независящим от меня причинам, запланированные на новогодние праздники 2013 года Перу и Боливия отодвинулись, и пришлось искать куда бы поехать вместо них.
oip_ru обнаружил сравнительно недорогие билеты Этихада на этот период, и я воспользовался его любезным предложением присоединиться к нему в поездке.
Надо сказать, я никогда особенно не интересовался Индонезией. Я знал, что это где-то на островах между Китаем и Австралией. Но что там есть интересного, я не знал. Поэтому, открыв путеводитель, я был удивлен, как такая интересная страна прошла мимо моего внимания.
Индонезия состоит из 20000 островов, на которых живет более 240 миллионов человек, которые говорят на 400 языках. Индонезия - четвертая по населенности страна в мире, она уступает лишь Китаю, Индии и США. Она отличается потрясающим культурным и этническим многообразием: даже в пределах одного острова могут проживать несколько этнических групп, выглядящих по разному, говорящих на разных языках и имеющих различные обычаи и религию. Конечно, очень хотелось увидеть все это своими глазами.
Как я уже писал, летели мы Этихадом. Вылетали из Домодедово 31 декабря. Москва - Абу-Даби, затем Абу-Даби - Джакарта, и тут же местным рейсом Lion Air из Джакарты в Денпасар.
Я не регистрировался заранее, и девушка у стойки регистрации, спросив, владею ли я английским, выдала мне посадочный талон у места у аварийного выхода. Однако, уже при посадке в самолет, другая девушка отобрала мой посадочный талон и выдала взамен его другой, поджидавший меня на ее стойке - "сегодня вы полетите в бизнес-классе". На вопрос о причине такого приятного сюрприза, она ответила "новогодний подарок". Однако, с чем это все-таки было связано, я так и не узнал.
Вообще, мне до этого доводилось лететь в бизнес-классе лишь однажды, и то, на местном рейсе. В целом, понравилось, но соотношение цены и качества сервиса для меня однозначно трактуется пока в пользу эконома. Бизнес-класс Этихада мне понравился. Правда, я предпочел бы, чтобы апгрейд мне сделали на длинном сегменте. К сожалению, из Абу-Даби в Джакарту я летел вместе с простолюдинами, в соответствии со своим билетом.
Часто встречается компоновка салона, где бизнес-класс сидит на таких же сидениях, как эконом, только в ряду из трех сидений среднее остается свободным. Из привилегий остаются преимущество при посадке и высадке, более доступный туалет, да улучшенное меню (не всегда). В Этихаде с сидениями в бизнесе все хорошо.
Сидение с электроприводом раскладывается не в полную горизонталь, но близко к ней. Есть еще понравившаяся мне функция массажа. Под откидным поручнем есть дополнительная панель кнопок "тонкой настройки".
Места для ног вполне достаточно (впрочем, у приличных авиакомпаний, вроде Этихада, моим ногам места хватает и в экономе). Еще имеются очень большие (почти двуспальные) и теплые пледы. В экономе пледы тоже есть, но похуже.
Многие авиакомпании на длинном сегменте, подразумевающем сон, выдают пенал, включающий обычно наглазники, затычки для ушей, носки и зубную щетку. В бизнес-классе такой пенал прятался в пакете с пледом. На фото ниже он сверху.
Из всего перечисленного, там были только носки и наглазники. Все остальное, изображенное на фото, также можно получить, но это надо просить отдельно. Слева направо: зубная щетка с пастой, затычки для ушей, гигиенический набор, авторучка, крем и гигиеническая помада. Хранится все это в специальном лотке у стюардессы.
Вообще, обслуживание в бизнес-классе на пути туда я оценил бы как удовлетворительное. Стюарды были недостаточно внимательны и не предложили всех возможностей бизнес-класса. Раздали сперва неправильное меню. Конечно, не хамили и необходимые действия выполняли, но ощущения премиального обслуживания не осталось.
Забегая вперед, скажу, что на обратном пути меня также посадили в бизнес класс на сегменте Абу-Даби - Москва. В этот раз даже нового посадочного талона не выдали, мрачный араб просто зачеркнул мое место и написал поверх него ручкой другое.
Вот на обратном сегменте обслуживание было отличным. Особенно хочу отметить стюардессу по имени Оксана, которая удивила не только вниманием и дружелюбием, но и знанием английского языка (так или иначе, говорят на нем все бортпроводники, но она говорила так хорошо, что я не сразу опознал в ней русскую). Именно с обратного рейса у меня осталась "халява бизнес-класса". Посмотрим поближе, из чего она состоит.
Зубная паста Колгейт, затычки телесного цвета (в экономе выдают строительного оранжевого), ватные палочки, тампон и пилка для ногтей.
Сравним с аналогичным набором из эконома, который я получил на длинном сегменте:
Маска более грубая, какая-то другая паста, носки такие же. Попроще, но все равно очень круто. Для меня цена перелета, все-таки, остается определяющим фактором, но, при прочих равных, я предпочту арабскую авиакомпанию за сервис в полете. Наши авиакомпании тоже довольно приличные, но есть шанс нарваться и на
такой сервис.
Из оставшихся преимуществ бизнес-класса можно выделить меню.
Здесь показан лишь один его разворот. Для многих основным преимуществом бизнес-класса является неограниченный доступ к спиртным напиткам, но я спиртного не пью, и в нем не разбираюсь. Кусок винной карты выглядывает справа.
Перед вылетом предлагают свежевыжатые соки в стеклянных бокалах (выжимают не при пассажире, они находятся на борту в пластиковых бутылках без этикеток). Мне очень понравился лимонный сок с мятным сиропом, не только вкусно, но и красиво: в желтом соке частички мяты плавают как блестки. Согласно меню, в процессе полета в любой момент можно попросить следующее:
Я заказал "Вкус Аравии" Неплохо, но от фирменного блюда я ожидал большего. Очень понравились дизайном и функциональностью
солонка с перечницей. Настолько, что я заказал такие же себе домой. Вот уже 3 месяца они едут ко мне. Возможно, они уже украшают дом сотрудника таможенной службы или почты России, но я не отчаиваюсь: рекорд времени в пути посылки из Англии до Москвы у меня составляет более 5 месяцев.
Итак, мы прилетели в Абу-Даби. В аэропорту нам предстояло провести ночь с 31 декабря на 1 января.
Терминал 1 и 3 - основные для международных вылетов. Из 1 летают, в основном, поближе (Москва, Лондон Джидда), из 3 - подальше. Джакарта, например, еще я оттуда в Токио летал. Посмотрите
карту аэропорта. Выйдя из самолета и пройдя по коридорам, вы попадете к табло с расписанием рейсов по гейтам. Чтобы попасть к третьему терминалу, придется пройти через досмотр, к первому терминалу проход свободный. Если вы хотите изучить аэропорт, сходите сперва туда. Большинство лаунжей и отель расположены у первого терминала. Отель довольно дорогой, ночь в одноместном номере стоила 140 долларов, в двухместном 230, есть еще трехместные (но когда я спрашивал, свободных мест не было вовсе). На втором этаже отеля есть автомат по продаже напитков.
Первый терминал плохо подходит для проведения ночи коннекта. Там довольно много народу, мало места, практически нет укромных уголков, всюду кафель... Есть несколько кресел, в которых можно расположиться полулежа, но за ними надо охотиться. А еще ночью там холодно! Если у вас нет теплой одежды, и предстоит провести там ночь, прихватите из самолета пару пледов. Перекусить можно в Макдоналдсе, есть еще пара каких-то закусочных, довольно много магазинов Duty-Free. Можете попробовать проскользнуть из основного зала с "грибом" к гейту, там можно найти уголок потише и даже душ. Но надо будет пройти через досмотр. В принципе, это возможно.
В третьем терминале ночевать чуть лучше. Больше места, больше магазинов, ресторанов, теплее. Много гейтов, доступ к которым открыт без дополнительного досмотра. Пол там покрыт ковролином, можно забиться в угол и спать.
На досмотр у входа третьего терминала стояла огромная очередь. Но двигалась она быстро, много времени мы там не потеряли.
На фото ниже - один из гейтов третьего терминала. Там больше магазинов и ресторанов, есть свободно доступный душ.
Была зыбкая надежда попасть на какое-нибудь празднование нового года, но нет: когда на развешанных по всюду экранах с трансляцией новостей начали показывать новогодние салюты в разных городах мира, никто из немногочисленных ожидающих рейса пассажиров даже не отвлекся от своих занятий. В аэропорту довольно много бесплатных интернет-киосков, есть и бесплатный Wi-Fi, так что, я смог поздравить родственников по Скайпу, чем и ограничился.
При выходе на посадку в Джакарту надо было пройти еще один досмотр. В очереди туда была огромная толпа крохотных укутанных до бровей индонезиек. Вели они себя шумно и довольно нагло. Я опасался, что все время в Индонезии придется проводить среди им подобных, но опасения не подтвердились: сразу после прилета они куда-то рассосались, и в поездке мне попадалось больше адекватных людей в обычной одежде, чем наглых коротышек в хиджабах.
Пара фильмов - ужин - сон - заполнение иммиграционной карты, и вот мы в Индонезии.
От большинства азиатских стран, Индонезия отличается латинской письменностью (поэтому словарь и разговорник смогут вам помочь). Ее использует общий государственный язык - Бахаса Индонезия. Большинство населения говорит на Бахаса, родном языке (иногда нескольких местных), очень часто на английском (даже в не туристических районах). Поэтому новые языки им учить просто.
Виза в Индонезии получается по прилету, стоит 25$. Желательно иметь без сдачи, новыми купюрами. Сдачу на границе дадут, но могут дать старыми купюрами, которые ни один обменник не примет. Соответственно, для обмена тоже надо иметь новые купюры, старые, изношенные и с какими-либо отметками могут не брать вообще, или брать с дисконтом. Курс в аэропорту, до выхода за его пределы, был одним из лучших, что встретился нам в поездке. Имеет смысл менять там сразу побольше. Впрочем, в крупных городах много банкоматов, можно обойтись и вовсе без валюты на обмен.
В Индонезии не особо празднуют Новый Год, но некоторый антураж имеется.
В центральной части зала проходят местные, слева и справа на парапетах - иностранцы. Самый долгий этап прохождения границы - покупка и наклейка визы. Если вы не хотите потратить на границе до часа времени, постарайтесь после высадки обогнать остальных иностранцев, местных можно не обгонять.
В местный терминал надо ехать на бесплатном автобусе. Автобус останавливается на втором этаже аэропорта. Автобусов несколько маршрутов, убедитесь, что сели на нужный. Ехать всего минут 10.
Местный терминал Джакарты выглядит так:
В отличие от Шереметьево-1, там есть все, что нужно путешественнику. В первую очередь, хорошие недорогие ресторанчики. Есть также массажный салон. Не торопитесь проходить досмотр и выходить к гейтам: там перекусить будет уже нельзя. Наш рейс откладывали несколько раз, хотя самолеты в Денпасар они и летают в сезон чуть ли не раз в 15 минут. Наконец, мы загрузились и полетели. Самолеты тесные. Но стюардессы симпатичные и потрясающе высокие для индонезиек. Есть и пить в полете не дают (можно купить воду и печеньки).
Самолет был компании Lion Air. Возможно, даже, тот самый,
который потерпел позже крушение при посадке на Бали. Там я обнаружил удивительную систему безопасности, сталкиваться с подобной которой в самолетах мне еще не доводилось. В спинках сидений размещены карточки с молитвами основных религий о безопасности полета.
По ссылкам на фото можно посмотреть крупнее. Мне больше всего понравилась Конфуцианская молитва:
Во имя Тиана, Бога всемогущего в высочайшем дворце. Под управлением нашего пророка Конг Зи. Славься.
Шанг Ди, высший Бог. Пожалуйста, направь команду воздушного судна. Чтобы они могли выполнять свои обязанности в соответствии с должностной инструкцией. Пожалуйста, благослови нас всех. Чтобы мы смогли прибыть в пункт назначения в целости, и воссоединиться с нашими возлюбленными семьями.
Я прочел все приложенные молитвы, поэтому до Денпасара мы долетели без приключений.
О том, что нас там ждало, я расскажу в следующий раз. А пока - напишу о дороге назад, в Москву.
Процесс вылета из Джакарты довольно непростой. Для того, чтобы пройти к стойкам регистрации, нужен бумажный билет. Если его нет, нужно распечатать его у представителя авиакомпании, которого надо найти где-то в аэропорту. При проходе к стойкам регистрации багаж просвечивают и поверхностно досматривают. Потом надо оплатить выездной сбор. Выездной сбор обязательно платиться наличными, в индонезийских рупиях, обменников и банкоматов рядом нет. При международном вылете, выездной сбор 100000 рупий (может меняться, для местных аэропортов сумма везде разная).
Затем надо отстоять очередь на регистрацию и сдать багаж (обычно там страшный бардак). Ничего необычного не замечаете на табло ниже?
Подсказка: обратите внимание на минуты.
Потом еще один поверхностный досмотр и паспортный контроль. После паспортного контроля множество Duty Free, досмотра нет. В Duty Free Джакарты можно купить огромное количество сувениров. Есть все со всей страны. А магниты есть со всего мира, включая Европу и Южную Америку. Даже Петергоф я там видел. Так что, если где-то вы в поездках пропустили магнит на холодильник, можете наверстать в Джакарте. На фото ниже - один из отделов, одного из пары десятков магазинов.
Я хотел купить в подарок индонезийского кофе, но у них поломался процессинг карт, а наличных у меня уже не было.
При проходе к гейтам, нужно еще раз просветить багаж и пройти тщательный досмотр. Очередь на досмотр занимает время, магазинов и кафе у выходов к гейтам нет, воду конфискуют. Есть шанс потерять свежекупленные в Duty Free товары. Но и это еще не все.
При выходе к самому гейту осуществляется ручной досмотр багажа каждого пассажира. То есть, таможенники открывают сумки, и там роются. Если сумка перетянута скотчем - надо разрезать. Есть и кабинки, где нужно раздеваться для тщательного обыска, но при мне туда никого не отправляли. Наиболее частая жертва последней линии охраны - шампуни и кремы от загара.
Ура, мы в безопасности. Можно лететь.
Еда и сон в самолете, еще несколько фильмов - и мы в Абу-Даби. Понадеявшись на флис, забирать из самолета плед я не стал, а зря: ниже +15 в первом терминале, где нам пришлось провести ночь, температура не падает, но для сна все же требуется дополнительное утепление. Как я писал, в Абу-Даби меня снова посадили в бизнес-класс, и снова заменили мой посадочный талон в последний момент. Поэтому я не смог бесплатно воспользоваться каким-нибудь лаунжем. А платить мне за них не хотелось: все равно нормальных кроватей там нет, только кресла.
Если на пути туда я сидел в последнем ряду сидений бизнес-класса, то обратно - в первом.
Меню завтрака было таким:
Я заказал "Завтрак фермера", и остался им весьма доволен, несмотря на непритязательное название.
Прекрасный сервис стал отличным завершающим аккордом к поездке. А еще в самолете была интересная особенность, сталкиваться с которой в полетах мне прежде не приходилось. На месте лампочки, запрещающей курение, светился перечеркнутый мобильник. Значок загорался при взлете и посадке, в полете не горел. В самолете была передвижная сота, позволяющая звонить куда угодно со своего мобильника. Телефон иногда может зацепить в полете наземную соту, но самолет слишком быстро от нее уходит, позвонить куда-либо не удается (а на некоторых рейсах вообще запрещают телефоны включать). Тут же ты все время на связи - красота. К сожалению, я не смог выяснить у бортпроводников стоимость услуги, но воспользовался ей с корпоративного номера, перепугав свою семью :) .
В полете я просил принести ванильное мороженое, пока его запасы на борту не исчерпались.
О том же, как прошла сама поездка, я расскажу в другой раз.
Другие путешествия:
http://wilduser.livejournal.com/37840.html