Храмы Ангкора. Банти Среи, Банти Самре, Пре Руп и Пре Хан

Nov 01, 2011 22:27

Печаль Нары была понятна: Банти Среи находится на значительном удалении от основной группы храмов. Но с самого начала я договорился, что арендую его тук-тук на весь день, а не для осмотра определенной зоны. Тем не менее, того, что придется меня катать так далеко он не ожидал. На самом деле, мое коварство простиралось еще дальше: в тот день я планировал посетить расположенный совсем далеко в том же направлении храм Кбал Спеан, или храм тысячи х*ёв. Правда, после Банти Среи я решил, что на сегодня с меня хватит, да и лингамы в любом храме присутствуют в изрядном количестве, ими меня не удивишь.




По дороге среди полей, мальньких островков джунглей и кхмерских лачуг нам встречались и другие тук-туки, едущие в том же направлении. С некоторыми из них получались непродолжительные гонки. Мой шофер оказался не азартным, и попытки вызвать его на дуэли игнорировал. Где-то на полпути мы обогнали Магду и Беату на велосипедах. Видимо, они встали позже, чем я, но направились с утра напрямик в Банти Среи. Вид у них был измученный. Больше я их не встречал. По дороге встретилась лишь одна достопримечательность, удостоившаяся мемориальной таблички: поле риса "Сен Пидор".




Банти Среи - храм небольшой. Знаменит он, в первую очередь, хорошо сохранившимися барельефами. Действительно, они оказались в лучшем состоянии по отношению к барельефам во всех прочих окрестных храмах, которые мне доводилось видеть. Интересный рассказ о нем можно найти вот здесь.




Как хотелось бы мне больше рассказать о сюжетах барельефов храма! Однако, я плохо разбираюсь в индуистской мифологии, и большинство из них для меня лишь абстрактные сюжеты.




Основное строение храма - совсем небольшое, оно изображено на заглавной фотографии. Оно окружено тесным кольцом построек, где толпятся туристы. От стоянки экскурсионных автобусов и тук-туков идет дорога с руинами беседок из песчаника по обеим сторонам. Повсюду много туристов: храм этот изолирован от остальных, и приехав туда, туристы стараются побыть там подольше.




Чтобы добавить туристам поводов провести там больше времени, рядом со стоянкой организовали сувенирный рынок и навес с просветительскими плакатами, рассказывающими об истории и особенностях этого места. Посещение его входит в стоимость универсального билета. Мне было интересно, так как информацию, представленную там, сложно найти где-то еще.







После осмотра Банти Среи мы вернулись назад, к основному кластеру храмов, чтобы завершить "Большой круг". Традиционно осмотр Ангкора разбивается на 2 части: малый круг (Ангкор-том, Ангкор-ват и, возможно, ближайшие к ним храмы), и большой круг (храмы, окружающие малый круг). Особняком стоят Банти Среи и Кбал Спеан (на северо-востоке) и группа Ролуос (на юго-востоке). Конечно, в Камбодже есть еще огромное количество древних храмов, но дорога к любому из них и обратно займет минимум один день, совместить посещение нескольких храмов не получится. Да и добраться к ним будет тяжело и не дешево. Я распланировал свое время в Камбодже, чтобы осмотреть все наиболее значимые храмы в окрестностях Ангкора. В результате получилось осмотреть почти все. Отличный результат, такое возможно только в самостоятельном путешествии, насколько мне известно, ни один экскурсионный тур такой насыщенной программы не предложит.

Перед тем, как рассказать об оставшихся храмах большого круга, я хочу написать о том, что забыл упомянуть, говоря о предыдущем дне. Как вы помните, мой тур в тот день закончился не слишком поздно, и вторую половину дня я посетил прогулке. Большая часть этого времени пришлась на Сиемреапский исторический музей.




Про музей этот информации в сети мало. Он невелик, основная экспозиция древностей перевезена в Пномпень, и на долю местной выставки осталось мало. К тому же, большинство туристов предпочитает не тратить драгоценное время на выставку, когда и на аутентичные храмы его мало.

Музей находится на пути от Сиемреапа к Ангкору. Он расположен в свежепостроенном хорошо кондиционируемом здании - он придется очень кстати, если вас свалил тепловой удар и передвигаться по камбоджийской жаре вы не сможете физически. Посетителей там единицы. Организована экспозиция очень по современному, практически, по-европейски. Вход стоит не дешево (точную сумму я забыл). Есть и европейский на вид сувенирный магазин с европейскими же и ценами. Я хотел взять напрокат аудиогид, но мне сказали, что англоязычные кончились. Фотографировать внутри запрещено, фотоаппарат и рюкзак просят сдать в камеру хранения.




Главная выставка музея - зал тысячи будд. Там в полумраке довольно плотно выставленно множество статуэток будд. Большинство из них совсем маленькие, многие позолочены. Это место отличается самой высокой концентрацией буддовости, из всех, где я был.

Остальная выставка рассказывает об истории, религии и искусстве кхмеров. Рассказ довольно подробный, очень много поясняющих надписей, есть закутки с лавками и большими телеэкранами: если подойти туда, молчаливый охранник запустит образовательный ролик. Есть небольшой зал с овалом кресел, в центре которого находится модель Ангкор-вата. За моделью - большой экран. Там демонстрируют фильм о строительстве этого храма, совмещенный с цветомузыкальным шоу, одним из элементов которого является поочередное высвечивание из тьмы частей модели. Я начинал смотреть это шоу один, в середине подтянулась еще пара туристов, хотя зал вместил бы и полсотни. Из посещения этого музея я узнал, что основным божеством у кхмеров был Вишну. Причем, изображали они его смешав индийский канон и кхмерские черты лица. В результате, некоторые скульптуры Вишну удивительно похожи на меня :)

По дороге от Банти Среи к Ангкору, нам попадались поля с чучелами красных кхмеров. Некоторые чучела были с муляжами калашей.




Вскоре мы добрались до ближайшего к Банти Среи храму Агкора: Банти Самре. Храм этот небольшой, и похож он на уменьшенную копию Ангкор-вата.




По пути к храму, на длинной аллее от стоянки, как обычно, располагались продавцы и попрошайки. Женщины и дети предлагают вышивки, книги, напитки: хоть что нибудь купите, а то есть нечего!




Мое внимание привлек лоток одноногого кхмера очень жалкого вида. Кхмер продавал крохотные статуэтки из золотистой бронзы. Не то, чтобы мне стало его жалко (жалко их всех очень сильно, но, во-первых, всем не поможешь, во-вторых, самые обездоленные сидят в деревнях и умирают от голода молча, а те, кто у туристов трется, по любому не пропадет), просто я решил, что это будут хорошие сувениры из поездки. Выбор у кхмера был большой, слоны, будды, всякие символы и боги. Под впечатлением посещения музея и своего сходства с Вишну, я хотел купить его статуэтку, но на вопрос о Вишну продавец вдруг серьезно и как-то отстраненно сказал, что Вишну у него нет. Поэтому для себя я взял другого члена тримурти: Брахму. Сейчас он сидит напротив меня. Надеюсь, чем-то помогает.




В моем путеводителе Банти Самре отведено 2 звезды из трех возможных. В качестве достоинств храма приводят его относительную удаленность от туристических троп (действительно, туристов там было мало), подобие знаменитому Ангкор-вату и то, насколько хорошо он восстановлен.
















Действительно, погулять по Банти Самре было приятно, но после утреннего посещения Банти Кдеи, большого впечатления он на меня не произвел.

Следующий в программе был Прасат Краван, но, поскольку я уже осмотрел его днем раньше, надолго мы у него не задержались.




Затем мы отправились к храму Пре Руп.







Пре Руп доминирует над окружающим пейзажем, его кирпичные башни, кажется, подпирают небо. Карабкаться к ним нелегко.




Сооружение это грандиозное. И осматривать его можно долго.




Однако, усталость давала о себе знать, а провел я там не более получаса. Забрался на самый верх, снял то, до чего смог дотянуться, и вниз, в тук-тук, в тенек.




После Пре Рупа я попросил Нару отвезти меня в какое-нибудь недорогое кафе неподалеку. Он отвез меня в одно ничем особенно не примечательное заведение у одной из дорог, соединяющих храмы. Я пообедал там, и мы продолжили осмотр Ангкора с новыми силами. Надо сказать, что этих новых сил оказалось совсем немного. Сказались ранний подъем, адская жара и лазанье по крутым храмам. Нужно отметить, что хоть они и в значительной степени отреставрированы, да и туристов там много, они, все же, являются источником повышенной опасности, без четкого осознания этого факта и нормальной физической подготовки, туда лучше не лезть. Вот, например, печальная история с кучей подробностей о путешественнице, которая упала с одного из них и умерла.

Из крупных храмов, которые посетить следовало обязательно, у нас оставался только Пре Хан.




Это довольно большой храм на юге комплекса, его часто сравнивают с Та Промом, он построен в схожем архитектурном стиле, только больше. И там также много живописно разрушающих здания деревьев.




Пре Хан был не просто городом, подобным большинству других храмов Ангкора. Это был еще и крупнейший буддистский университет. Преподавательский состав Пре Хана насчитывал более 1000 человек. А в современной академии Хана, академии, где Билл Гейтс учит своих детей, преподает лишь 1 человек.




Сейчас в Пре Хане пасутся тощие азиатские коровы, чешут о древние камни свои рога.




Как и в большинстве прочил развалин, там присутствует ухоженный уголок со статуей будды.




Я понимал, что это мой последний храм в этот день, и обошел его целиком, затратив на это изрядное время.




Тем не менее, сил оставалось мало, а впечатлений было уже слишком много. Серые и рыжие камни сливались перед моим взором в сплошную бурую мозаику. Даже сейчас, после того, как прошло изрядное время и информация, полученная в тот день улеглась в моей голове, я с трудом припоминаю, какой из храмов какой. Пора было возвращаться в гостиницу.







Итогом дня стало полтысячи фотографий (все их вы можете посмотреть в галерее по ссылкам на любой из картинок) и несколько видеофрагментов. Можно сказать, что день удался, хоть и показал мою неудовлетворительную физическую форму: я выдержал на ногах лишь 9 часов.

Когда Нара отвез меня в гостиницу, я решил договориться с ним и на следующий день. Еще в Москве я планировал провести в Камбодже не более 3 дней. Тем не менее, уложиться в отведенное время и не урезать программу осмотра достопримечательностей оказалось невозможным: большая часть первого дня ушла на дорогу, во второй день получилось посмотреть мало... Хорошо, что я был полностью свободен в своих перемещениях, моим ограничением являлось лишь наличие билета на самолет в Москву. Поэтому я решил остаться еще на один день, и посмотреть Бенг Меалеа. Этот значительно удаленный храм мне рекомендовала Рэйчел, и не прислушаться к мнению человека, живущего в Камбодже я не мог.

Я сказал Наре: "Я хочу съездить в Бенг Меалеа, но за 30 долларов я могу нанять такси с кондиционером (это правда, но пришлось бы сильно торговаться, чего я не люблю), мне понравилось ездить с тобой, и я готов оплатить твои услуги, но больше 25$ дать не могу, сам понимаешь". Конечно, для тук-тукера это менее выгодная работа и более сложное дело, чем возить туристов вокруг Ангкор-вата, но зато надежное, а других туристов пойди поймай. Да и клиент я неплохой: ненавязчивый и не требовательный. Подумав пару секунд, Нара согласился, и мы расстались, условившись, что он снова будет ждать меня у гостиницы с рассветом.

Придя в гостиницу, я сразу завалился спать, и проснулся, когда за окном стемнело. Я отправился в город, поужинал в кафе, рядом с которым был припаркован примечательный микроавтобус, сходил на обязательный час тайского массажа (без него не обходился ни один день в этой поездке), и вернулся в гостиницу досыпать.




Но не тут-то было! Меня разбудил адский звук. Ну очень громкий, и непонятной природы. Про себя я назвал его "адская лягушка". Он продолжался секунд 15 и исчез без следа. Я проинспектировал балкон и двор отеля, но ничего там не обнаружил. Минут через 10, когда я стал снова засыпать, звук повторился. Я снова не смог понять, откуда он идет. Я надеялся, что если заткну уши выдававшимися в самолете затычками, мне удастся поспать. Еще через 10 минут я выяснил, что это бесполезно - звук слишком громкий. Когда звук повторился следующий раз (к тому времени я был уже очень зол), я смог записать его на телефон, и примерно определить, что идет он из неработающего блока кондиционера у меня в комнате. Теперь было понятно, на что жаловаться персоналу хостела: адова машина у меня над головой, похоже, вот-вот взорвется.

Я спустился вниз, обнаружив персонал готовящимся отойти ко сну (стойка ресепшн стояла справа от входа в хостель, проход к номерам был прямо, а персонал спал на полу, завернувшись в тряпье слева). Я пожаловался на кондиционер, и встретил полное непонимание. Он же отключен. Тогда я с триумфом продемонстрировал свою аудиозапись. И встретил конский ржач. Мне объяснили, что это брачная песня геккона. Какой-то мужик поднялся со мной в номер, и безуспешно обстучал кондиционер шваброй. Он сказал, что поменять мне номер в такой час они, конечно, могут, но... Перспектива переезда среди ночи меня не радовала, и врага я теперь знал в лицо, так что, я отказался. Для верности я обстучал кондиционер еще раз, и задвинул все шторки его жалюзи. Больше геккон меня не беспокоил. Та самая аудиозапись у меня не сохранилась, но вы можете послушать такую же тут: http://www.youtube.com/watch?v=bvazcLPL9cI .

Другие путешествия: http://wilduser.livejournal.com/37840.html

посетил, Камбоджа

Previous post Next post
Up