В 2008 году я побывал в Германии, на выставке Cebit. И один из пяти дней командировки мы с коллегой уделили велопрогулке по Ганноверу, ведь город это так и провоцировал.
Употребив плотный немецкий завтрак, мы покинули гостиницу рано утром. Велодорожек вокруг было в избытке, дело оставалось за малым: отыскать велосипед. Мы отправились к крупному веломагазину, примеченому накануне, в надежде найти там прокат. Но магазин оказался закрыт, и мы отправились гулять по округе, в надежде застать в скорости его открытие.
То и дело мимо проезжали люди на велосипедах, отпугивая нас звонками, когда мы случайно заходили с нашего законного тротуара на их велодорожки.
Кое-кто вез за собой прицеп.
Ориентируясь в поисках ближайших достопримечательностей на шпили кирх, мы забрели в жилые кварталы узких улиц и невысоких домов. Там нас отловила какая-то немецкая старушка, жестами сумевшая объяснить, что ей требуется занести тяжелые сумки с продуктами на 4 этаж дома без лифта (одного из домиков на фото ниже). Конечно, мы не могли ей отказать. А по пути она читала нам на память стихи Пушкина. Наверху она попыталась отдать нам за труды свежеподнятую нами же бутылку воды, но вдвоем мы сумели от нее отбиться и вернуться назад к магазину.
Магазин к тому времени открылся. Мы осмотрели его ассортимент, довольно большой и разнообразный, и попытались выяснить насчет проката. Продавцы с немалым трудом выделили из своих рядов англоговорящего, и он смог нам объяснить, что проката у них нет. Однако, показал на карте точку, где он должен быть. И мы отправились туда.
Искомый прокат располагался на вокзальной площади, в норе справа от здания вокзала (если смотреть со стороны трамвайных путей и памятника). Фотографии этого места у меня не осталось. После списывания наших пасспортных данных в качестве залога и оплаты стоимости проката (толи 15, толи 20 евро), нам выдали по новенькому ситибайку. Узкие шины с невысоким протектором, багажник с клипсой, динамо втулка с фонарями, включающимися автоматически, насос и замок. Все, что нужно для комфортного передвижения по городу.
Ездить на велосипеде по городу, полному велодорожек, казалось заманчивым. Действительно, это довольно приятно. Но привыкнуть все-таки нужно. Оказалось, что в отличие от России, в Германии окружающие относятся к велосипедисту скорее как к автомобилю, нежели как к пешеходу. Его не пускают на тротуары, автомобилисты, еще недавно вежливо пропускавшие тебя-пешехода на любом перекрестке, видя тебя-велосипедиста руководствуются лишь правилами приоритета... В общем, надо было привыкать. На фото - велосипедист, перестроившийся для поворота налево в левый ряд (что запрещено в России).
На карте в кпк бросалась в глаза зеленая зона неподалеку - по видимому, парк. И мы решили ехать туда. По пути мы любовались на немецкие дома, дворцы и скульптуры.
Утром буднего дня, да еще и непогожего, в парке было совсем немного людей.
Конечно, совсем пустынных мест не наблюдалось, мимо гуляющих то и дело проезжал велосипедист или пробегал бегун в лосинах. Но по парковой дорожке ехать было куда спокойнее, чем по городской улице, ведь автомобилям въезд в парк запрещен. Да и не только им. Обратите внимание, на фото ниже справа знак "лошадиная парковка" ("коновязь").
Довольно долго мы петляли по паркам, переезжая из одного в другой, миновали какой-то санаторий, ограду с надписью, гласящей, что за ней находится заповедник.
И вот, когда мы оказались в совсем уж каких-то дальних пригородных полях, было решено возвращаться обратно.
Когда мы нашли подходящее для перекуса китайское кафе, уже начало темнеть.
А когда мы подъезжали к центру города пошел холодный весенний дождь.
Тем не менее, ощущения от поездки были отличные. Ведь все вокруг было хорошо и правильно. Мы повидали столько нового и интересного. Но в то же время такого привычного и патриархального. Когда мы ехали среди немцев, спешащих по делам, или просто прогуливающихся было приятно ощущать себя частью происходящего вокруг.
Когда мы въехали в зону пешеходных улиц, уже стемнело. Но жизнь вокруг кипела. Переезжая от одного торгового центра к другому мы приковывали велосипеды бывшими в комплекте замками к находящимся повсюду в избытке стойкам, среди множества других велосипедов припаркованных там. Было немного грустно от мысли, что оставить велосипед без присмотра на видном месте в Москве, я, пожалуй, не решусь никогда.
Мы отправились к прокатному пункту сдавать велосипеды лишь когда все магазины уже закрылись. Серьезный немец проверил комплектность и давление в шинах, и отпустил нас с миром. До гостиницы было 5-6 остановок вдоль линии тамошнего скоростного трамвая, U-Bahn, и мы прошли это расстояние пешком. Ганновер - небольшой город, и расположение нашей гостиницы было ближе к окраине, чем к центру.
Проходя мимо трамвайного парка, мы увидели в траве прилегающего к нему газона какое-то движение. Это оказались кролики! Хотя больших парков рядом не наблюдалось, а вокруг была плотная, хоть и малоэтажная, застройка. К сожалению, кроликов сфотографировать не удалось.
По пути мы зашли в еще работавший в тот поздний час продмаг. С пакетами, полными нехитрой снеди, мы направлялись к гостинице, и уже перед самым поворотом в нужный переулок с главной улицы, увидели настоящий арест. Полицейский деловито сковывал руки стоящему уперевшись в стену с широко расставленными ногами юноше. Из редких прохожих мы были единствеными, кто проявил к зрелищу хоть какой-то интерес, но интерес этот был невелик: уж слишком все было обыденно. Полицейский размеренно исполнял роль полицейского, арестованный - арестованного, и так это у них получалось складно, что и смотреть там было не на что.